Сущностная характеристика правового образования школьников и тенденций его развития
Главная цель правового образования — воспитание личности, живущей в демократическом, правовом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т. п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а также… Читать ещё >
Сущностная характеристика правового образования школьников и тенденций его развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изменения, происходящие в современной России, такие как, демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности, актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни.
Указанные выше тенденции развития России требуют переосмысления целей и результатов образования.
Именно построение правового общества — как задача государства, построение гражданского общества — как задача социального развития, воспитание социально ответственного гражданина — как задача реформирования школьного образования связываются в единый узел и решаются посредством правового образования в школе.
В аспекте раскрытия сущности правового образования школьников и его развития рассмотрим основные подходы к его разработке в педагогической науке. образование школьник правовой Под правовым образованием понимается процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды.
Главная цель правового образования — воспитание личности, живущей в демократическом, правовом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т. п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни. Важная цель правового образования — социализация школьников. Приобретенные ими гражданские знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Школьники должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т. д. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека. Как указано в «Концепции развития непрерывного правового образования и воспитания» правовое воспитание — процесс длительный, сложный, целенаправленный, где важное место занимает образовательная школа. Именно в его стенах происходит двуединый процесс: образование и нравственно-правовое воспитание учащихся.
Исходя из сказанного, под правовым образованием и воспитанием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства школьников правовых знаний посредством обучения, воспитания и самообразования; под непрерывным правовым образованием и воспитанием — обогащение его правовой культурой. Система непрерывного правового образования и воспитания объединяет, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», совокупность правовых образовательных программ (основных и дополнительных) и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сеть реализующих их образовательных учреждений разных организационно-правовых форм, типов и видов, систему управления непрерывным образованием и воспитанием.
Сущность правового образования и воспитания можно понять через характеристику его основных целей: развитие правового сознания и мышления, правовой культуры личности и общества, ответственного отношения каждого человека-гражданина к праву, закону; формирование практического опыта правоприменения и компетентного принятия решений (каждый на своем уровне), что будет способствовать законопослушному поведению людей в обществе, устойчивому и последовательному развитию правового демократического государства.
Правовая культура выступает при этом как совокупность опыта взаимодействия людей с правом, обеспечивающая проживание и развитие человека-гражданина и выраженная в виде теоретических знаний и практических способов их применения в обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций; правовое сознание — как адекватное отражение человеком-гражданином этого опыта, включающее его нравственно-ценностное отношение к праву, закону; правовое мышление как процесс предвосхищения на понятийном уровне практической реализации правовой целесообразной деятельности и законопослушного поведения в обществе.