Развитие эмоциональности младших школьников на уроках музыки с помощью творческих заданий
Развитие эмоциональности учащихся происходит во всех видах музыкальной деятельности — при восприятии музыкальных произведений, в исполнительстве, в творческой деятельности. Учитель стремится, чтобы усвоение музыкального материала было интересным, эмоциональным, творческим. Все творчески усвоенное школьниками становится прочным их достоянием; процесс познания приобретает развивающий характер… Читать ещё >
Развитие эмоциональности младших школьников на уроках музыки с помощью творческих заданий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под натиском явлений современной жизни эмоциональное состояние современного ребенка подвергается огромным перегрузкам. Результатом подобных воздействий могут стать бесчувственность, агрессивность, жестокость у детей.
Отсутствие должного внимания и своевременной реакции взрослых на эту сторону психической жизни ребенка часто отрицательно сказывается на его эмоциональном развитии.
Педагоги располагают большими возможностями целенаправленного влияния на эмоциональную сферу детей. Для многих ребят время, проведенное в школе, является самым эмоционально насыщенным и значимым. Именно в школе реализуются возможности для эффективного развития эмоциональности учеников в процессе занятий.
Уроки музыки в общеобразовательной школе также являются формой, определяющей развитие эмоциональности школьника. Музыкальное искусство воздействует на эмоции человека через художественный образ, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию разнообразных чувств.
Имея огромный диапазон эмоционально-образного содержания, музыка обогащает его. Вопрос развития эмоциональности младших школьников на уроках музыки требует постоянного внимания, т.к. в результате этого ребенок становится чутким, добрым, понимающим, у него совершенствуется мышление, художественный вкус и общее развитие. Проблема развития эмоциональности у младших школьников привлекала и привлекает внимание представителей различных отраслей науки — педагогов, психологов, музыкантов.
Исследованиями в области развития эмоций и эмоциональности занимались такие выдающиеся педагоги-музыканты и исследователи: Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, М. С. Осеннева, JI. A. Безбородова, Д. Б. Кабалевский, Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова и многие другие.
Психологический аспект данной проблемы нашел освещение в трудах С. А. Рубинштейна, JI. C. Выготского, Б. И. Додонова, П. В. Симонова, В. И. Петрушина.
Механизм эмоционального воздействия музыки можно использовать в школе на уроках музыки для эмоционального развития учащихся. Педагог может «управлять» переживаниями детей, формируя способность к сопереживанию.
Младшие школьники обладают уже относительно богатым эмоциональным опытом. Они живо реагируют на радостные события, проникаются настроением окружающих людей. При этом выражение эмоций у детей младшего школьного возраста носит очень непосредственный характер, чувства бурно проявляются в мимике, словах, движениях.
Учащиеся начальной школы отличаются моторной, сенсорно-перцептивной и эмоциональной активностью, они инициативны и любознательны, обладают способностью глубоко чувствовать и переживать прекрасное.
Характерной особенностью младших школьников является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное. Эти особенности психологического облика младших школьников позволяют утверждать, что данный возраст, несомненно, является очень благоприятным для развития эмоциональности детей и приобщения их к миру прекрасного на уроках музыки.
Развитие эмоциональности учащихся происходит во всех видах музыкальной деятельности — при восприятии музыкальных произведений, в исполнительстве, в творческой деятельности. Учитель стремится, чтобы усвоение музыкального материала было интересным, эмоциональным, творческим. Все творчески усвоенное школьниками становится прочным их достоянием; процесс познания приобретает развивающий характер, жизнь ребенка обогащается новыми чувствами.
Детское творчество — первоначальная ступень в развитии творческой деятельности человека. Творческие задания вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению, развивают эмоционально. Термин «творческие задания» состоит из двух компонентов.
Задания названы творческими, так как дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, т. е. самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями, так как предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием взрослого, который организует обстановку, условия, материалы, побуждает детей к творческим действиям. От личности учителя, его увлеченности, способности участвовать в творчестве детей, зависит успех этой сложной и увлекательной деятельности. школа творческий эмоциональность музыкальный Выполнение творческих заданий всегда связано с эмоциональным подъемом, вдохновением, активной работой мышления и воображения. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер.
Объективная ценность признаётся за такими продуктами творчества, в которых вскрываются дотоле неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собой, создаются произведения искусства, не имевшие аналога в истории культуры.
Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего.
Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, сочинения стихов и песенок. Творческая деятельность всегда связана с личным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.
В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ о творчестве, творческой деятельности и творческих заданиях. О занятиях импровизацией на уроке музыки писал Д. Б. Кабалевский. Песенное детское творчество изучалось В. Баршевой, К. Головской, Н. Черноиваненко. Г. Ригина, Т. Жданова, А. Садоян, Л. Горюнова рассматривали вопрос о творческой импровизации. В разработку инструментального и музыкально-ритмического творчества наибольший вклад внесли Н. Черноиваненко и Л. Дмитриева.
На основе изучения литературных источников, можно разделить творческие задания на следующие группы:
- — вокальные (вокальная импровизация, сочинение подголосков, мелодий и песен);
- — музыкально-ритмические (инсценировка песен, сказок, применение ритмических движений под музыку);
- — инструментальные (ритмические и мелодические импровизации на детских музыкальных инструментах, составление инструментального аккомпанемента к музыкальным произведениям).
В вокальном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «а-у», «ку-ку»), связанные с различными жизненными образами, а также попевки на имена детей. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию.
Далее задания усложняются. Ученики в начальной школе могут сочиненять мелодии на тексты. Содержание текста, его эмоциональный настрой лежит в ее основе. Целесообразнее импровизировать на стихотворениях, знакомых детям. Еще один вид вокальной импровизации — это сочинение подголосков к знакомым песням и попевкам.
Занятия вокальной импровизацией вырабатывают интонационный и ладовый слух, развивают творческую фантазию и помогают глубже проникнуть в эмоционально-образный строй музыкального произведения. Учащимся младших классов свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основным в процессе музыкально-ритмического творчества. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя различные движения. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.
В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки. Ритмические задания на уроках музыки направлены на формирование умений выявлять и передавать в движениях характер музыкального произведения.
С помощью простейших элементов движений (хлопки, покачивания, притопы) учащиеся могут передать ритмический рисунок музыки. Более сложным заданием является инсценировка музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений. Обычно для инсценировок используются песни, программная музыка, подсказывающая содержание и последовательность движений.
Музыкально-ритмические движения — благоприятная почва для развития эмоциональности детей. Это синтетический жанр деятельности. Музыку и движения объединяет одно и тоже поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствуя музыке, выражают именно ее образно-эмоциональное содержание.
Еще один вид творческих заданий — это импровизация на детских музыкальных инструментах. Игра на инструментах помогает учащимся ярче передать характер музыкального произведения. Учитель может дать задание сочинить ритмическое сопровождение, вступление, выбрать инструмент, звучание которого соответствует характеру конкретного произведения.
Наблюдения свидетельствуют, что исполнение песен с привлечением инструментов протекает значительно эмоциональнее и выразительнее, нежели без них. Сотворчество ребенка в процессе восприятия усиливает его эмоциональный отклик на музыку.
Говоря о педагогической ценности творческих заданий, надо отметить, что наиболее целесообразная форма постановки их перед ребятами связана с игровой ситуацией, т.к. творческие возможности детей гораздо полнее раскрываются в непринужденной обстановке, увлекательной для младших школьников ситуации.
Различные по сложности творческие задания необходимо включать в урок систематически с 1 класса. На музыкальных занятиях важно создавать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Творческие задания позволяют учащимся эмоциональнее реагировать на музыку, глубже достигать содержание образа и характер воспринимаемого произведения. Уроки музыки, проходящие в атмосфере творчества, обогащают жизнь ребёнка новыми чувствами, развивает эмоционально.
- 1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе / Ю. Б. Алиев. Воронеж НПО «МОДЭК», 1998.
- 2. Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки / Л. Г. Арчажникова. М.: Просвещение, 1984.
- 3. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарёв. М.: Институт психологии РАН, 1997.
- 4. Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. М.: Академия, 2000.
- 5. Кадцын Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя / Л. М. Кадцын. М.: Высшая школа, 1990.
- 6. Петровский А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярушевский. М.: Академия, 2001.
- 7. Петрушин В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. М.: Владос, 1997.
- 8. Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки / М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1990.