Вопросы изучения фразеологии в учебно-методической литературе современной школы
Обогащение активного словарного запаса учащихся опирается на знание школьниками лексического значения фразеологизма и слов в его составе, способов толкования семантики фразеологизмов, на умение пользоваться толковым словарем и другой справочной литературой. Знакомство с фразеологическими явлениями создает базу для работы по развитию речи учащихся — по обогащению их словарного и фразеологического… Читать ещё >
Вопросы изучения фразеологии в учебно-методической литературе современной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задачи изучения фразеологии в школе
Главная задача изучения русского языка в школе заключается в том, чтобы изучение теоретического материала, процесс усвоения лексических норм, овладение компетенциями гармонично сочеталось с общим интеллектуальным, речемыслительным, психическим и творческим развитием ребенка.
Особое место в школьном курсе занимает изучение такого раздела науки о языке, как фразеология. Ознакомление с ней подразумевает познание основных изучаемых языковых единиц, связанных с данной наукой, их языковых особенностей, спецификой функционирования в речи, знакомство с фразеологическим богатством русского языка.
М.Т. Баранов в курсе изучения фразеологии в школе выделяет познавательные (образовательные) и практические цели [4, с.8].
Познавательные цели работы по фразеологии предполагают формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами знаний о фразеологии русского языка, развитие у учащихся языкового эстетического идеала.
Изучение фразеологии существенно пополняет знания школьников о русском языке. Учащиеся знакомятся с фразеологизмом, который обладает лексическим и грамматическим значением, а так же знаниями о том, что слово и фразеологизм разными отношениями связаны с другими единицами языка.
Реализация познавательно-эстетической задачи во многом опирается на знания учащимися свойств фразеологизмов, их способность иметь добавочные значения и функционально-стилистические особенности.
Изучение фразеологии в значительной степени способствует воспитанию у школьников любви к родному языку, формирует у детей стремление овладеть словарным богатством русского языка.
К практическим целям М. Т. Баранов относит формирование учебноязыковых умений, которые способствуют созданию предпосылок для работы по русскому языку в различных направлениях: по орфографии и грамматике, по обогащению словарного запаса учащихся [4, с. 9].
Изучение фразеологизмов помогает ученикам лучше осознавать характер других языковых единиц путем сравнения их функций и значений и зависимости функционирования единиц морфологии и синтаксиса от специфики лексического значения фразеологизма.
Знакомство с фразеологическими явлениями создает базу для работы по развитию речи учащихся — по обогащению их словарного и фразеологического запаса, овладение ими лексико-стилистическими нормами, по формированию связной, богатой монологической речи.
Обогащение активного словарного запаса учащихся опирается на знание школьниками лексического значения фразеологизма и слов в его составе, способов толкования семантики фразеологизмов, на умение пользоваться толковым словарем и другой справочной литературой.
Учащиеся должны понимать, что выбор фразеологических оборотов при создании текста (монологическая речь, школьное сочинение и проч.) определяется их стилистическими свойствами, способностью фразеологизмов к возможному замещению друг другом в сходном лексическом окружении.
Знание учащимися фразеологических понятий обеспечивает условия для ознакомления детей с языковыми особенностями изучаемых в курсе литературы художественных произведений.
Е.И. Литневская и В. А. Багрянцева выделяют следующие задачи изучения фразеологии в школе: «Основная цель — дать представление о фразеологизме как о языковой единице. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- — показать его сходство и различие со словом и словосочетанием,
- — показать специфику значения фразеологизма по сравнению со свободным словосочетанием,
- — дать представление о системных отношениях в фразеологии (синонимы, антонимия);
- — дать понятие о фразеологических словарях, научить пользоваться словарями" [35, с. 189].