Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

Вопросы изучСния Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-мСтодичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ соврСмСнной ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠžΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ словарного запаса учащихся опираСтся Π½Π° Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ школьниками лСксичСского значСния Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ² Π² Π΅Π³ΠΎ составС, способов толкования сСмантики Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², Π½Π° ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ словарСм ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ справочной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ. Знакомство с Ρ„разСологичСскими явлСниями создаСт Π±Π°Π·Ρƒ для Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ учащихся — ΠΏΠΎ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈΡ… ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ„разСологичСского… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Вопросы изучСния Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-мСтодичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ соврСмСнной ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π—Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ изучСния Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅

Главная Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° изучСния русского языка Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСорСтичСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, процСсс усвоСния лСксичСских Π½ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ компСтСнциями Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΎΡΡŒ с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, Ρ€Π΅Ρ‡Π΅ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, психичСским ΠΈ Ρ‚ворчСским Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

ОсобоС мСсто Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ курсС Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π° Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΎ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ фразСология. ОзнакомлСниС с Π½Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ основных ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… языковых Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†, связанных с Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ, ΠΈΡ… ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… особСнностСй, спСцификой функционирования Π² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, знакомство с Ρ„разСологичСским богатством русского языка.

М.Π’. Π‘Π°Ρ€Π°Π½ΠΎΠ² Π² ΠΊΡƒΡ€ΡΠ΅ изучСния Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ выдСляСт ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ (ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅) ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскиС Ρ†Π΅Π»ΠΈ [4, с.8].

ΠŸΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ†Π΅Π»ΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ мировоззрСния, Π²ΠΎΠΎΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°ΠΌΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ русского языка, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся языкового эстСтичСского ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Π°.

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ сущСствСнно пополняСт знания школьников ΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌ языкС. УчащиСся знакомятся с Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ лСксичСским ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСским Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π° Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ знаниями ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ слово ΠΈ Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ связаны с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π°ΠΌΠΈ языка.

РСализация ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-эстСтичСской Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ опираСтся Π½Π° Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ учащимися свойств Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², ΠΈΡ… ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π΄ΠΎΠ±Π°Π²ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ значСния ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-стилистичСскиС особСнности.

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стСпСни способствуСт Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² любви ΠΊ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ языку, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ стрСмлСниС ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ словарным богатством русского языка.

К ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ цСлям М. Π’. Π‘Π°Ρ€Π°Π½ΠΎΠ² относит Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ учСбноязыковых ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ созданию прСдпосылок для Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… направлСниях: ΠΏΠΎ ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅, ΠΏΠΎ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ словарного запаса учащихся [4, с. 9].

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… языковых Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ† ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ сравнСния ΠΈΡ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ функционирования Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ† ΠΌΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚аксиса ΠΎΡ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠΈ лСксичСского значСния Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌΠ°.

Знакомство с Ρ„разСологичСскими явлСниями создаСт Π±Π°Π·Ρƒ для Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ учащихся — ΠΏΠΎ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈΡ… ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ„разСологичСского запаса, ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠΈ лСксико-стилистичСскими Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ, ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ связной, Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ΠΎΠΉ монологичСской Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

ΠžΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ словарного запаса учащихся опираСтся Π½Π° Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ школьниками лСксичСского значСния Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ² Π² Π΅Π³ΠΎ составС, способов толкования сСмантики Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², Π½Π° ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ словарСм ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ справочной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ.

УчащиСся Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ фразСологичСских ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈ создании тСкста (монологичСская Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, школьноС сочинСниС ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡.) опрСдСляСтся ΠΈΡ… ΡΡ‚илистичСскими свойствами, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΊ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ Π² ΡΡ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ лСксичСском ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ.

Π—Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ учащимися фразСологичСских понятий обСспСчиваСт условия для ознакомлСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ особСнностями ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π² ΠΊΡƒΡ€ΡΠ΅ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ худоТСствСнных ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ.

Π•.И. ЛитнСвская ΠΈ Π’. А. БагрянцСва Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ изучСния Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅: «ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Π°Ρ Ρ†Π΅Π»ΡŒ — Π΄Π°Ρ‚ΡŒ прСдставлСниС ΠΎ Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π΅. Из ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ:

  • — ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ сходство ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ со ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ,
  • — ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ спСцифику значСния Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ со ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ словосочСтаниСм,
  • — Π΄Π°Ρ‚ΡŒ прСдставлСниС ΠΎ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… Π² Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ (синонимы, антонимия);
  • — Π΄Π°Ρ‚ΡŒ понятиС ΠΎ Ρ„разСологичСских словарях, Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ словарями" [35, с. 189].
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ