Цели и задачи профильного обучения.
Особенности обучения информатике учеников социально-экономического профиля
Профильное обучение имеет вековую историю, но и в настоящее время оно не потеряло своей актуальности, так как профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учеников (социологические исследования показывают: больше 70% школьников отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углублённо знать только те, которые… Читать ещё >
Цели и задачи профильного обучения. Особенности обучения информатике учеников социально-экономического профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цели и задачи профильного обучения в старших классах
Сущность профильного обучения состоит в том, чтобы обеспечить наибольшую личностную направленность и вариативности обучения, его дифференциации и индивидуализации, построении индивидуального вектора обучения. В связи с этим особенно велика роль информатики и ИКТ, способствующих становлению профильной информационной компетентности и культуры. Стало известно, что применение ИКТ в образовании в процессе профильного обучения дает мотивацию старшеклассникам на получение лучшего образования по выбранному профилю, поскольку учитывает индивидуальные учебные возможности, потребности, интересы учеников; предоставляет широкий выбор содержания, форм, методов, средств их получения, а также обработки информации для учебно-исследовательской работы, проектной деятельности; открывает творческий потенциал учеников. При этом, в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и проектом ФГОС общего образования, требования к результатам учащихся, освоившим основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, включают готовность и способность учеников к самостоятельности в планировании и осуществлении деятельности. При этом установлено, что курс информатики и ИКТ способствует развитию интеллектуального потенциала учащихся, формированию умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности. Помимо этого, следует отметить еще одну причину, подтверждающую актуальность проблемы формирования готовности учеников к самостоятельной учебной деятельности в обучении курсу «Информатика и ИКТ». Самостоятельная учебная деятельность уже сегодня признается основной в структуре образования студента, на это указывают не только дидактические функции профессионального образования, но и требования новых поколений стандартов. Однако современные выпускники средней (полной) общеобразовательной школы сталкиваются с дидактическим барьером, проявляющимся в самих вузовских методах и организации обучения, при которой центр тяжести приходится на самостоятельную учебную деятельность. Таким образом, налицо вторая актуальная задача обучения информатике учеников: преемственность профильного и профессионального образования, базой которой является формирование готовности учеников к самостоятельной учебной деятельности. Очевидно, что решение этой задачи связано с преобразованием методической системы профильного обучения курсу «Информатика и ИКТ» [2].
Становление Российской Федерации как государства с развитой рыночной экономикой обуславливает постоянный повышенный спрос на профессиональное самоопределение учащихся профильных классов в социально-экономической сфере. На данный момент можно считать, что в достаточной степени сложились традиционные цели и задачи обучения курсу «Информатика и ИКТ» социально-экономического профиля. Однако проблема формирования готовности учеников к самостоятельной учебной деятельности в обучении курсу «Информатика и ИКТ» социально — экономического профиля остается недостаточно изученной в современной педагогической науке и практике. Таким образом, налицо противоречие между потребностью в формировании готовности учеников к самостоятельной учебной деятельности, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием методической системы обучения, способствующей формированию этой готовности в курсе «Информатика и ИКТ» для социально-экономического профиля. В этой связи тема исследования «Методическая система обучения курсу „Информатика и ИКТ“ социально-экономического профиля, способствующая формированию готовности учеников к самостоятельной учебной деятельности» является актуальной.
Процесс передачи и усвоения экономической культуры — это безграничное поле деятельности как для педагогических коллективов, так и для тех, кто только начинает познавать азы экономической культуры[8]. Экономические знания человека формируются годами, а содержание экономического образования учащихся постоянно меняется в зависимости от потребностей общества, поэтому объем востребованных экономических знаний напрямую зависит от организации процесса накопления знаний, от передачи знаний квалифицированными специалистами и от условий восприятия этих знаний человеком. Чем раньше человек начнет вникать в экономические проблемы государства, тем осознаннее будет идти процесс осмысления экономических закономерностей. Вот почему необходимо ввести раннюю профориентацию учащихся, а экономическое образование осуществлять еще в школьные годы. Начиная с 1992 года в образовательных учреждениях России начали вводить различные экспериментальные курсы по реализации экономического содержания. Особая роль в организации экономического образования отводилась органам управления образованием различных уровней. Одновременно детально разрабатывалась система экономического образования в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, а также в Пермской, Новосибирской, Костромской и Белгородской областях. В 1998 году учебная дисциплина «Экономика» была включена в образовательную область «Обществознание» с рекомендацией ее реализации за счет часов инвариантной части базисного учебного плана. Напомним, что образовательная область «Обществознание» представлена такими предметами, как «История России», «Всеобщая история», «География», «Обществоведение» и «Экономика». С 2000 года экономическое образование в школе является необходимым условием формирования социальных компетентностей учащихся в меняющейся экономической среде, воспитания новых ценностных установок. В базисном учебном плане, утвержденном приказом Минобразования России № 834 от 6 марта 2001 года, предлагаются варианты передачи экономического содержания образования учащимся. Однако в последние годы предмету «Экономика» отводится все меньше места в базисном учебном плане. Во многих школах вообще. не преподается экономика, что отрицательно сказывается на формировании экономической культуры общества в целом, так как учащиеся — это потенциальные представители рабочей силы, двигатели прогресса, интеллектуальная сила развития общества. В результате на сегодняшний день ярко обозначилась первая проблема: насущная необходимость включения в базисный учебный план образовательных учреждений России учебной дисциплины «Экономика» как обязательного предмета для изучения. Ни у кого нет сомнений в том, что дисциплина «Экономика» дает почву для формирования экономической культуры личности, а личность должна соответствовать модели развития общества. Чтобы не было противоречий между процессом формирования экономической культуры и требованиями общества, необходимо решить остро назревшие противоречия:
во-первых, между имеющейся моделью экономической культуры и моделью экономического устройства страны;
во-вторых, между путями решения экономических проблем и игнорированием экономически вредных для общества поступков личностей;
в-третьих, между иллюзиями поднятия экономики страны без развития экономической культуры населения. Переход школ на новые, более свободные формы организации учебного процесса, изменение статуса школ, введение новых учебных планов потребовало сохранения базового единства образовательного пространства, соблюдения стандартов образования по предметам. Концепция модернизации образования нацелена на то, чтобы обеспечить стандартный уровень преподавания экономики в соответствии с мировыми стандартами, поэтому предмет «Экономика» должен дать учащимся знания, должен адаптировать их к социальной и природной среде. В настоящее время для разрешения этих противоречий разрабатываются проекты стандарта экономического образования учащихся общеобразовательных школ, однако, к сожалению, на сегодняшний день данные стандарты остаются только проектами. В результате возникает вторая проблема формирования экономической культуры школьников: необходимость придания легитимности стандартам экономического образования для учащихся общеобразовательных школ России. Экономическое образование в системе общего образования является необходимым условием формирования социальных компетентностей учащихся, вооружения их навыками адаптации к социальным условиям в меняющейся экономической среде и к условиям рыночной экономки. Формировать компетентность учащихся можно с помощью различных учебных курсов, в том числе и курсов школьного экономического образования. Система требований к отбору экономического содержания — необходимое условие адаптации учащихся к рыночной экономике.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.
Профильное обучение имеет вековую историю, но и в настоящее время оно не потеряло своей актуальности, так как профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учеников (социологические исследования показывают: больше 70% школьников отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углублённо знать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться).
К 15−16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности (социальный опрос: в 8 классах школьники точно знают, что они пойдут в ПТУ, техникумы, колледжи или будут поступать в ВУЗ, в 9 классе 70−75% школьников точно определились с выбором).
В высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки учеников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в ВУЗе.
Большинство учеников считают, что существующее ныне общее образование не дат возможностей для успешного обучения в ВУЗе и построения дальнейшей профессиональной карьеры (считают приемлемым меньше 12% учащихся старших классов — данные Всероссийского центра изучения общего мнения)[20].
Анализ зарубежного опыта показывает, что общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным.
Таким образом, для того, чтобы учащиеся углублённо осваивали нужные им предметы, а также успешно сдавали экзамены в ВУЗ и не испытывали больших трудностей при обучении в нём, необходим переход на профильную школу, то есть профильное обучение в настоящее время носит актуальный характер.
Применение новых информационных технологий позволяет быстро и эффективно выполнять на практике действия и операции, использование которых ранее было трудоемким или недоступным. Одним из доказательств этого утверждения служат электронные таблицы (ЭТ). Табличный процессор Microsoft Excel (MS Excel) относится к классу прикладных программ.
MS Excel — программа, которая применяется офис — менеджерами, экономистами, финансистами, статистиками в их профессиональной деятельности.
Назначение программы — автоматизация расчетов, построение деловой графики, создание табличных документов, ведение баз данных.
Переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия привели к необходимости внесения изменений в систему образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики в базовом курсе общего образования. В том числе из расчета 4 учебных часа в неделю. В базовом курсе информатики в 7−9 классах изучается MS Excel. Анализ программ обучения информатике выявил проблему недостаточного количества часов, отводимых на изучение MS Excel. Поэтому особое внимание нужно уделить изучению этой программы в курсе информатики для социальноэкономического профиля. В связи с этим актуальным является разработка специального комплекса методов, приемов, и средств обучения MS Excel, подбор профильно-ориентированных заданий по этой достаточно трудной теме. Цели и задачи профильного обучения. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Таким образом, переход к профильному обучению преследует следующие цели:
Обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;
Создать условия для значительной дифференциации содержания обучения учеников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общими профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Итак, профильное обучение направлено на достижение индивидуальных потребностей школьника.