Логика запоминания, закрепления, повторения учебного материала на третьем этапе процесса обучения
Многократное повторение, при всем его значении, не является единственным условием достижения прочных знаний, умений и навыков. Обобщающее повторение по своему содержанию и логике предназначено для решения относительно новых учебных заданий. В одних случаях оно включает повторяемый материал одной темы, нацеливает учащихся на синтезирование, проведение обобщений более высокого порядка. К примеру… Читать ещё >
Логика запоминания, закрепления, повторения учебного материала на третьем этапе процесса обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На этом этапе становятся более прочными в сознании учащихся следы и связи, образованные при первоначальном восприятии и осмыслении материала, глубже уясняются явления, недостаточно осознанные на начальных ступенях обучения. Первичное закрепление, заучивание материала проводится после того, как он хорошо понят учащимися. Младшие школьники имеют склонность быстро запоминать конкретные факты, явления, предметы без предварительной постановки цели, без использования для этого специальных приемов. Ученики затрудняются выделить в материале главное, существенное. Важно, поэтому обучать их приемам осмысленного, словесно-логического запоминания материала. В одних случаях закрепление и запоминание знаний проводится устно, воспроизводится учениками только что воспринятый материал. В других — школьники устно или письменно поясняют и наглядно показывают на схемах, таблицах результаты своих действий. В третьих — используются устные или письменные предписания алгоритмического типа. К примеру: «Определи склонение имен существительных». Делай это так:
- • поставь существительное в начальной форме;
- • определи род;
- • установи, какое окончание;
- • сделай вывод: к какому склонению это имя существительное относится. Записывай в тетрадь (сокращенно) по образцу:
Песня ж.р.
- — я
- 1-е скл.
Закрепление и запоминание учебного материала предполагает обеспечение контроля, самопроверки учащимися результатов своей учебной работы. Получение информации о степени правильности выполнения заданий — важнейшее средство дополнительного положительного подкрепления образовавшихся ассоциаций, вызывающее у школьника чувство уверенности в своих силах, удовлетворение от успехов в выполнении заданий, от осознания собственного продвижения вперед. Такая самопроверка создает привычку работать целенаправленно, своевременно распознавать ошибки и предупреждать их появление, осознанно преодолевать трудности, более продуктивно и качественно выполнять задания. В качестве справочных материалов широко используются сигнальные карточки, справочники, словари, памятки, кадры диафильмов, опорные схемы, таблицы, тренинговые и контрольные задания компьютерного типа.
Многократное повторение, при всем его значении, не является единственным условием достижения прочных знаний, умений и навыков. Обобщающее повторение по своему содержанию и логике предназначено для решения относительно новых учебных заданий. В одних случаях оно включает повторяемый материал одной темы, нацеливает учащихся на синтезирование, проведение обобщений более высокого порядка. К примеру: «Что ты знаешь о предложениях? Приготовь связный рассказ, завершая начатые предложения.
Предложение выражает законченную…
Предложение состоит из…
Слова в предложении связаны…
В конце повествовательного предложения ставится…
В конце восклицательного…
В конце вопросительного…
Главными членами предложения являются,…
подлежащее обозначает…
сказуемое обозначает,…
остальные члены предложения…".
В других случаях в процессе закрепления, повторения учащиеся проводят сравнение изучаемого материала с повторяемым, самостоятельно устанавливают смысловые ассоциации между ними, что позволяет упрочить знания, умения и навыки по обеим темам.
В третьих — закрепление и обобщение имеют назначение формировать у учащихся умение самостоятельно делать более сложные междутемные выводы: «Допишите, где нужно, Ь. Сделайте письменное пояснение».
Пояснение Слова.
… рож…
… тиш…
… ключ.
… пишеш…
… береч…
… вскач…
… реч…
«Всмотритесь в примеры, сделайте общий вывод».
Ценность выполнения подобных заданий в том, что они содействуют одновременно и закреплению изучаемого и совершенствованию повторяемого материала. Это требует от учащихся рассмотрения повторяющихся понятий, правил с разных сторон, установления логических связей между различными темами, проведения мыслительных операций на более высоком уровне.