Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Характеристика важнейших составляющих педагогического мастерства учителя физической культуры и тренера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Говорящий сам дает понять, что является главным в его речи логическим ударением, паузой, жестом, звучанием голоса. Переходом от одной мысли к другой могут быть слова «таким образом», «с другой стороны», «итак», «например». Слова «в заключение», «в итоге» и др., говорят о том, что говорящий делает резюме, где могут прозвучать главные мысли ещё раз. Сущность мастерства современного педагога, пути… Читать ещё >

Характеристика важнейших составляющих педагогического мастерства учителя физической культуры и тренера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность мастерства современного педагога, пути его совершенствования понимаются современными исследователями и практиками как совокупность свойств личности. К наиболее важным свойствам личности они относят его профессиональные способности, педагогическую технику, гуманистическую направленность всей деятельности учителя.

Фундаментом педагогического мастерства являются профессиональные знания: знание преподаваемого предмета, его методика, психология, педагогика.

Чтобы овладеть педагогическим мастерством, необходимы педагогические способности. Способности — это психологические особенности человека. От них зависит, насколько успешно идёт процесс приобретения знаний, навыков, умений. Эти психологические особенности личности являются условиями эффективности той или иной деятельности. Способности человека обнаруживаются в динамике их приобретения, то есть в том, насколько глубоко, быстро осуществляется процесс овладения знаниями, умениями. Поэтому было бы ошибкой отождествлять способности и знания, способности и умения.

К основным педагогическим способностям, исходя из структуры деятельности, Кузьмина Н. В. относит следующие виды способностей.

  • 1. Конструктивные — это способности проектировать личность учащегося, прогнозировать его развитие, проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
  • 2. Организаторские — способности организовать различные виды деятельности учащихся, сделать коллектив средством воздействия на личность, организовать собственный труд.
  • 3. Коммуникативные — способности, способствующие созданию доброжелательных взаимоотношений с учащимися, коллегами, родителями учащихся.
  • 4. Гностические — способности изучать личность учащихся как объект воспитания и обучения, изучать процесс и вносить коррекцию. Это и учебно-воспитательные способности делать анализ собственной педагогической деятельности.

Структурный анализ педагогических способностей представлен в исследованиях Крутецкого В. А., Надбаевой С. В. и других. Например, Кру-тецкий В.А. выделяет три группы педагогических способностей.

  • 1. Личностные — расположенность к детям, терпение, самообладание, способность быть оптимистом, быть бодрым, жизнерадостным и т. д.
  • 2. Дидактические — способности доступно, ясно объяснять, иметь ораторские способности, способности в области преподаваемой науки.
  • 3. Организационно — коммуникативные — организаторские способности; перцептивные способности, т. е. способности проникнуть во внутренний мир ребёнка; способность внушать, т. е. способность волевого воздействия; педагогическое воображение; педагогический такт; коммуникативные способности, т. е. способности выстраивать педагогически целесообразное общение.

Определяются шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности.

  • 1. Коммуникативность, включая общительность, доброжелательность, расположенность к людям.
  • 2. Перцетивные способности — наблюдательность, эмпатия, интуиция.
  • 3. Динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению.
  • 4. Эмоциональная устойчивость — способность к самообладанию.
  • 5. Оптимистическое прогнозирование, основанное на положительном в личности воспитанника.
  • 6. Креативность — способность к творчеству.

Способность наблюдать проявляется в наличии умений слушать, видеть, анализировать происходящее. Как развить в себе наблюдательность? Существуют различные методики. Однако сначала необходимо провести тест на выявление умения слушать, который является критерием коммуникабельности.

Овладеть искусством слушать помогут следующие рекомендации.

  • 1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя от попытки прервать говорящего. Покажите заинтересованность в полученной информации. Если вам что-то неясно, попросите повторить или пояснить.
  • 2. Дайте время высказаться. Не старайтесь подгонять говорящего. Не показывайте своим поведением своё нетерпение.
  • 3. Проявите полное внимание. Заинтересованность можно показать жестом, мимикой.
  • 4. Повторите высказывание говорящего. Чтобы избежать неясности, повторите главные мысли собеседника с целью выяснить, то ли он имел ввиду.
  • 5. Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективности общения. Следует понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.
  • 6. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника — «Какой медлительный!», «Какой надоедливый!», «Какой монотонный субъект!» — такие мысли возникают, если вы нетерпеливы. Если вы считаете себя хорошим собеседником, вас не должны отвлекать манеры партнера.
  • 7. Спокойно реагируйте на высказывания собеседника. Излишняя убеждённость в правоте или чрезмерное возбуждение влияет на восприятие другого собеседника. Находите суть высказывания, не разбрасывайтесь по мелочам.
  • 8. Не лицемерьте. Не притворяйтесь. Собеседник, увидев ваше подчёркнутое внимание или рассеянный взгляд, теряет нить разговора.
  • 9. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя отвлекает всё: сирена на улице, телефонный звонок, хождение людей.
  • 10. Ищите истинный смысл слов собеседника. Информация собеседника дополняется мимикой, жестами, интонацией, положением тела.
  • 11. Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частные факты. Хороший слушатель анализирует, какие факты являются побочными, второстепенными, а какие — главными, основополагающими.
  • 12. Не монополизируйте разговор. Плохой слушатель занимает доминирующее положение в любой ситуации. «Входные отверстия» его разума настолько закрыты, что не впускают новых идей, мыслей.
  • 13. Приспосабливайте темп мышления к речи. Скорость мышления в 3−4 раза опережает скорость речи. Когда мы слушаем собеседника, мы не пассивны: наш мозг усиленно работает. Плохой слушатель может прервать собеседника, сказав: «Всё ясно», либо выключит внимание, что приведёт к пробелу информации.

Развивать наблюдательность помогут упражнения, предложенные Леонтьевым А. А. в книге «Педагогическое общение». В основном процесс слушания проходит пассивно. Нас окружают звуки, мы слышим их, но по-настоящему не звуки, мы слышим их, но по-настоящему не вслушиваемся, если не обращаем на это специально наше внимание. Когда же наше внимание полностью сосредоточено на том, о чём говорят, то этот процесс становится активным.

Каковы же принципы слушания, следуя которым, можно уже в процессе обучения в институте выработать некоторые навыки, умения, необходимые для будущей профессии?

Предлагаем следующие принципы.

  • 1. Слушайте вежливо. Когда говорит однокурсник или коллега по работе, помните, что вы обязаны быть вежливым по отношению к нему. Хорошего слушателя отличают хорошие манеры: он слушает и больше ничего не делает. Не позволяйте себе быть бестактным. Будьте терпеливы и спокойны, когда видите затруднения говорящего. Вы будете благодарны окружающим, оказавшись сами в подобной ситуации.
  • 2. Вслушивайтесь в речь говорящего. Великий враг ваш, который мешает слушать, — это невнимательность, когда ваши мысли уносятся далеко, и вы вынуждены заставлять себя вернуться к предмету разговора. Следующее правило поможет вам: слушай, чтобы понять и воспроизвести, что сказано. Конечно, мы не можем все запоминать, но память можно тренировать и систематической тренировкой добиваться успеха. Следует обратить внимание на главные мысли говорящего и зафиксировать их в памяти.
  • 3. Слушай, чтобы понять структуру выступления. Ничего сверхъестественного здесь нет. Говорящий сам остановится на выделении главного или даст понять, что это главные идеи его речи. Слушающему остаётся спросить себя: «Каков предмет разговора?» и «Как идёт процесс аргументации?».
  • 4. Слушайте, чтобы понять главные мысли. Сразу после окончания речи (вступления и основной части) слушающий спрашивает себя:
    • — Какие аргументы он привёл для главных мыслей (идей)?
    • — Какие факты выступают как доказательство?

Говорящий сам дает понять, что является главным в его речи логическим ударением, паузой, жестом, звучанием голоса. Переходом от одной мысли к другой могут быть слова «таким образом», «с другой стороны», «итак», «например». Слова «в заключение», «в итоге» и др., говорят о том, что говорящий делает резюме, где могут прозвучать главные мысли ещё раз.

5. Слушайте с долей критики. Критически слушающий человек выступает в роли судьи. Он дает оценку услышанного ещё в период говорения. способность педагог физический культура Таким образом, изложенные принципы и рекомендации по выработке умений слушать продвинут студентов факультета физической культуры во время педагогической практики, учителей и тренеров в процессе своей профессиональной деятельности на новую ступень в развитии коммуникативных способностей.

Библиографический список

  • 1. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего профессионального образования. М., 1990.
  • 2. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.
  • 3. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. для спец. выс. учеб. заведений / Зязюн И. А., Кривонос И. Ф., Тарасевич Н. Н. и др. / Под ред. Зязюна И. А. М., 1989.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой