Опытно-экспериментальная работа по определению влияния внеклассной и внешкольной воспитательной работы на развитие нравственных качеств личности младшего школьника
В качестве исходного материала, на котором изучался высоконравственный эксперимент младших школьников, были избраны такие нравственные нормы, как «ответственность «и «доброжелательность «, какие, как показало вышеописанное изучение, чрезвычайно актуальны на современном шаге жизни сообщества. Анализ литературы дозволил отметить главные содержательные свойства данных норм. При определении… Читать ещё >
Опытно-экспериментальная работа по определению влияния внеклассной и внешкольной воспитательной работы на развитие нравственных качеств личности младшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика уровня нравственных качеств личности младшего школьника в педагогическом процессе начальной школы.
Нравственность — мнение, описывающее и сообщество в целом, и личность. Сколько бы мы не разговаривали о современном упадке нравственности в нашем социуме, никогда не стоит забрасывать: сообщество — это совокупность личностей. Только личность стоимостью личных усилий может достигнуть фурроров в высоконравственном самостроительстве, а преподаватель, семья, родные люди — посодействовать ей в этом.
Что же дотрагивается личности школьника, то «известие к себе «как личностно-значимое переживание — это рефлексия, то имеется несгибаемый опасный самоанализ в контексте «я и остальные «, и внутренняя устремлённость на идею высоконравственной самокоррекции, самосовершенствования.
Рефлексия — это не заканчивающий процесс, самодвижение чрез волевые стремления к самовоспитанию.
Понятие «моральное воспитание «всеобъятное. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно потому гениальный преподаватель современности В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о многостороннем развитии личности, полностью продуманно считал, что её системообразующий знак — моральное воспитание. Анализ его трудов и практичного эксперимента даёт основания ратифицировать, что сердцевина высоконравственного обучения — формирование высоконравственных эмоций личности.
Что вдохновляет человека к высоконравственным поступкам?
Его рассудок, его убеждения. И то, и иное — мощнейший мотив энергичности. Человек намеренный — прибывающий «по познанию «, «со — громоподобно «наружным потребностям и совести. С иной стороны, высоконравственные убеждения — не, что другое, как синтез познаний о должном и высоконравственном, эмоций, то имеется высоконравственных переживаний и поступков — высоконравственного ценного поведения. В данной триаде, конкретно ощущения — центральное связывающее звено.
Школьники не имеют все шансы управляться лишь рационалистическими идеями. Детство, детство, молодость постоянно эмоционально.
Поэтому всё то, что не задевает эмоций, как оказалось не лишь нейтральным в воспитательном отношении, но время от времени и вредоносным.
Необходимо брать на оружие современных технологий обучения актуальные потребности школьников в заинтересованном общении, творческой деловитости, признании плюсов личности, ощущенье эмоционального удобства. Решение задач высоконравственного обучения непременно обязано базироваться на возбудимый отклик. Вызывать возбудимый отклик — это означает провоцировать моральное переживание, связанное с внутренним принятием высоконравственно ценной идеи.
Воспитание — двухсторонний процесс, основанный на содействии воспитателя и воспитуемых.
А ежели стиль идёт о содействии, ученик уже не лишь предмет обучения. Хорошо, ежели ученик элементарно не подмечает педагогических действий; ему видится, что он сам так желал, он сам к этому жаждал, поэтому что для него это и принципиально, и любопытно. В таковой ситуации ученик — уже субъект личного развития. Это важная педагогическая регулярность, соблюдение которой взыскательно непременно.
Нравственное воспитание, основанное на разговоре, общении, сотрудничестве, делается для школьников весомым и симпатичным, а поэтому и действенным, ежели преподаватель хлопочет о исполнении последующих критерий:
базируется на позитивные возрастные потребности и, формирующие «результат актуальности «;
гарантирует эмоциональную насыщенность общей деловитости, организует совокупные корпоративные стремления и треволнения, соединяющие её соучастников;
формирует атмосферу эмоционально-волевого напряжения, водящего к успеху;
заявляет веселый жизнелюбивый манера жизни ребяческого коллектива и всякой личности;
хлопочет о разработке атмосферы доброжелательного взаимопонимания;
учитывает позитивное действие публичного представления (любопытно, принципиально), исполняющего функцию эмоционального инфицирования Человеку нужно существовать в ладу с самим собою, со собственной совестью, а совесть — это моральное эмоция.
У всякого человека оно добивается определённого уровня развития от самого ничтожного, практически незначительного, до большого, аналогичного солнцу с колоритными лучами, идущими от сердцевины, — ясной, незапятанной совести. Это такие внутренние человечные проявления и треволнения, как эмоция позора, верности, чести и плюсы; эмоция длинна и ответственности; эмоция почтения, дружбы и любви. И, естественно же, это широкая гамма разумных эмоций — сострадания, эмоция сочувственности, такта, порядочности, деликатности. В высоконравственном воспитании младшего школьника главную роль играет скопление высоконравственного эксперимента, сформированного в процессе обучения, а еще в остальных видах деловитости школьника. В связи с сиим, нами было предпринято изучение по применению высоконравственного эксперимента учебной деловитости младшего школьника в его поведении.
Мы устанавливали перед собой последующие цели:
найти степень высоконравственного эксперимента, складывающегося в учебной деловитости;
обнаружить способности его применения в настоящем поведении школьников, на базе итогов, приготовить научнометодические советы.
В качестве исходного материала, на котором изучался высоконравственный эксперимент младших школьников, были избраны такие нравственные нормы, как «ответственность «и «доброжелательность «, какие чрезвычайно актуальны на современном шаге жизни сообщества.
Анализ литературы дозволил отметить главные содержательные свойства данных норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обещаний при появлении беспристрастной необходимости, серьезное воплощение принятых обещаний с учетом настоящих критерий, подготовленность отчитаться за текущие и многообещающие итоги собственной деловитости, соотнесение собственных критерий и их вероятных последствий с интересами остальных людей.
Нравственная норма «доброжелательность «характеризовалась в большей мерке взаимоотношениями меж людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как рвение созидать в ином позитивные свойства, религия в вероятность конфигурации человека к лучшему и в его возможности, подготовленность прийти на содействие советом и занятием.
На указанные симптомы нравственных норм мы ориентировались при определении необыкновенностей высоконравственного эксперимента испытуемых.
Задачи изучения определили отбор способов. При этом мы исходили из такого, что высоконравственный эксперимент представляет перед собой целостность интеллектуального и эмоционального компонентов. Примечательно к нашему изучению, умственный составляющую рассматривается как познание школьником нравственных принципов и норм, проявленных в эстетических мнениях и отвлеченно — логических построениях. Нравственные познания и дела проявлялись в настоящем поведении школьников. Отсюда разработанные нами способа имели направление на исследование познаний, отношений и методик поведения.
При исследовании высоконравственного эксперимента младших школьников мы употребляли ряд взаимодополняющих способов. Одна из них разговор по сюжетному рассказу. Испытуемому предлагалось выслушать рассказ, сохраняющий высоконравственную дилемму. Герои рассказа (воспитанники младшего школьного возраста) попадали в ситуацию нравственного выбора. (1 дробь) После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросцы, какие были составлены таковым образом, чтоб в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись дела, познания о методах поведения и о самой высоконравственной норме.
Используется еще способ незаконченных рассказов. Ученикам зачитывается рассказ, в котором герою нужно было делать, или нарушая высоконравственную норму, или в согласовании с ней. Каждого испытуемого умоляли доставить, что работающим личиком является он сам. Ученик обязан был окончить рассказ, предлагая свои методы поведения и доказывать их. (2 дробь) В исследовании мы пробовали обхватить по способности наиболее просторный диапазон проявления высоконравственного эксперимента — индивидуальности настоящего поведения, оценочные суждения, ответы и выражения.
При определении необыкновенностей высоконравственного эксперимента младших школьников применялось последующие аспекты: ступень соответствия высоконравственной норме познаний, отношений и методик поведения учащихся; собирательность познаний; их бездна и ширина; ступень стойкости.
Свою работу в воспитательном направленности мы начали в августе, ещё до встречи со своими подопечными. И поначалу составили для себя чин действий:
- 1. Посетить семьи грядущих учащихся с целью знакомства с родителями и детками, установления первичного контакта с ними и выявления уровня воспитанности членов семьи чрез разговор и надзор (август).
- 2. Провести начальную диагностику уровня духовно-нравственного развития (сентябрь)
- 3. Составить систему потрясающих часов, главным курсом которых станет духовно-нравственное формирование свойств личности ребёнка (сентябрь)
- 4. Вести целенаправленную, систематическую воспитательную работу по составленному плану (в движение года)
- 5. Подобрать способы и приёмы духовно-нравственного обучения в учебном процессе (в движение года)
- 6. Подвести результаты работы, изготовить анализ итогов (с поддержкой диагностики) в конце учебного года и обозначить чин воспитательной работы на последующий тренировочный год (в конце года)
Для заслуги генеральной цели — выкормить в каждом воспитаннике духовно-нравственную личность — при составлении плана воспитательной работы в классе я наметила главные блоки, делая упор на какие и строилась воспитательная служба.
- 1блок. «Я и окружающие меня люди «
- 2блок. «Я — цивилизованный человек «
- 3блок. «Общечеловеческие нормы нравственности «
- 4блок. «Я — мещанин Казахстана «
Все 4 блока согласованно переплетаются в движение учебного года. В каждом классе (1−4) на прочерчивание потрясающих часов отводится 34 часа (1 раз в недельку) Планирование воспитательной работы в классе составлено с учётом последующих принципов:
- 1) системности (воспитательский процесс как непростая система, состоящая из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: это люди — потрясающий управляющий, учащиеся, их предки, остальные зрелые; единичные цели, формы и методы общей деловитости; общие аспекты, характеристики, анализ и критика состояния и итогов воспитательного процесса)
- 2) научности (при построении воспитательной работы базироваться на научные представления о сущности, движущих мощах и закономерностях процесса обучения и развития ребёнка)
- 3) доступности (учёт возрастных необыкновенностей, отбор хороших способов, приёмов и форм воспитательной работы)
А еще был проведен преподавательский опыт. Цель опыта: испытание эффективности выявленных в ходе абстрактного шага изучения критерий формирования высоконравственных свойств у младших школьников. Эксперимент проводился на складе Боровской средней школы В опыте воспринимали роль учащиеся других классов, предки учащихся, учителя.
На констатирующем шаге изучения были установлены последующие задачки:
- — выбрать способы педагогического изучения высоконравственной воспитанности младших школьников;
- — определение исходного уровня высоконравственной воспитанности младших школьников во 2 А и во 2 В классе
- — сравнить приобретенные итоги и на их базе сконструировать выводы об уровнях развития высоконравственных свойств в контрольном и экспериментальном классах.
Для диагностики и выявления уровня сформированности высоконравственных свойств учащихся начальной школы способами изучения были избраны: надзор, разговор, рассказ, выборочный опрос и опрашивание.
Данные анкетного выборочного опроса учителей и родителей учащихся выявили значимость и злободневность исследуемой трудности. Так, безусловное большая часть опрошенных (89%) оценили её как актуальную. В формировании ценностных ориентаций, по понятию профессионалов, немаловажную роль играют безупречные личности, на базе воспроизведения которым и проистекает создание ценностей. Анкетирование учащихся (2-ые классы) показало, что таковыми идеалами у младших школьников являются предки и наиближайшие родственники (24, 6%), преуспевающие бизнесмены и коммерсанты (25, 3%), учителя (18, 4%), герои литературных творений и кинофильмов (19, 2%), товарищи и знакомые (12, 5%).
Затем мы выявили ступень энтузиазма младших школьников к высоконравственной проблематике. Для этого употребляли методику М. Рокича, измененную Е. Ф. Шубиной. Значительная дробь деток отдали высшую оценку ценностям общественного нрава таковым, как успешная учеба, бизнес, достояние (в среднем возле 60%). Более низкую оценку получили такие высоконравственные ценности, как потерять честь, амбиция, огромность, совесть, жалость, сострадание и т. д. (в среднем возле 40%). В ходе констатирующего опыта были еще использованы способа Н. Е. Щурковой, по которым определялось, какими свойствами, по их своей оценке, владели школьники. 42, 5% учащихся считали себя хорошими, серьезными, миролюбивыми, правдивыми, умеющими основывать свои дела с окружающими на базе обоюдного почтения. Около 30% учащихся не сумели ответствовать, считают ли они себя хорошими, серьезными, миролюбивыми, правдивыми, умеющими основывать свои дела с окружающими на базе обоюдного почтения. Более 19% не считают, что они обязаны основывать свои дела на принципах взаимоуважения и видоизменять своё известие к людям.
В предоставленном исследовании мы не устанавливали мишень обнаружить конкретных воспитанников, склонных или не склонных раздумывать высоконравственно, потому опрашивание проводилось неизвестно.
В разговоре с учителями оказалось, что преподаватель 2 А класса в работе по высоконравственному обучению употребляет очень много различных способов и приемов:
- * этические разговоры (на уроках внеклассного чтения, ежели дозволяет материал, во внеурочное время),
- * рассказы на этическую тему,
- * диспуты (проводятся раз в месяц, при этом детки избирают тему из предложенных учителем),
- * письменные рассуждения на высоконравственную тему (некие из сочинений зачитываются перед классом),
- * пример (герои художественных творений.),
- * встречи с «увлекательными «людьми (в класс прибывали милиционер, доктор, боевой).
- * походы в кинозал.
Учитель 2 В класса — такие:
- * разъяснение (в главном личное, опосля совершения отвратительного поступка),
- * рассказ на этическую тему,
- * сочинения на высоконравственную тему (некие еще зачитываются вслух),
- * пример.
Проверить состояние выдвинутой гипотезы об применении различных способов и приемов для повышения эффективности работы по формированию нравственности разрешено методом выявления уровня её сформированности.
В качестве исходного материала, на котором изучался высоконравственный эксперимент младших школьников, были избраны такие нравственные нормы, как «ответственность «и «доброжелательность «, какие, как показало вышеописанное изучение, чрезвычайно актуальны на современном шаге жизни сообщества. Анализ литературы дозволил отметить главные содержательные свойства данных норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обещаний, при появлении беспристрастной необходимости, серьезное воплощение принятых обещаний с учетом настоящих критерий, подготовленность отчитаться за текущие и многообещающие итоги собственной деловитости, соотнесение собственных критерий и их вероятных последствий с интересами остальных людей.
Нравственная норма «доброжелательность «характеризовалась в большей мерке взаимоотношениями меж людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как рвение созидать в ином позитивные свойства, религия в вероятность конфигурации человека к лучшему и в его возможности, подготовленность прийти на содействие советом и занятием.
На указанные симптомы нравственных норм мы ориентировались при определении необыкновенностей высоконравственного эксперимента испытуемых.
Задачи изучения определили отбор способов. При этом мы исходили из такого, что высоконравственный эксперимент представляет перед собой целостность интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный составляющую рассматривается как познание школьником нравственных принципов и норм, проявленных в эстетических мнениях и отвлеченно — логических построениях.
Нравственные познания и дела проявлялись в настоящем поведении школьников. Отсюда разработанные нами способа имели направление на исследование познаний, отношений и методик поведения.
При исследовании высоконравственного эксперимента младших школьников мы употребляли ряд взаимодополняющих способов: разговор по сюжетному рассказу, способ незаконченных рассказов, выборочный опрос.
Беседа. При применении разговоры по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось выслушать рассказ, сохраняющий высоконравственную дилемму. Герои рассказа попадали в ситуацию нравственного выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, какие были составлены таковым образом, чтоб в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись дела, познания о методах поведения и о самой высоконравственной норме.
Незаконченный рассказ. При применении способа незаконченных рассказов, воспитанникам зачитывается рассказ, в котором герою нужно было делать, или нарушая высоконравственную норму, или в согласовании с ней. Каждого испытуемого умоляли доставить, что работающим личиком является он сам. Ученик обязан был окончить рассказ, предлагая свои методы поведения и доказывать их.
При определении необыкновенностей высоконравственного эксперимента младших школьников применялось последующие аспекты: ступень соответствия высоконравственной норме познаний, отношений и методик поведения учащихся; собирательность познаний; их бездна и ширина; ступень стойкости.
Для оценки высоконравственных познаний испытуемых выделялись такие проявления, как сознание ими оглавление нравственных норм, познание методик поведения, познание переживаний, появляющихся у человека в случае соблюдения или неисполнения нравственной нормы. О высоконравственном отношении спрашивали по оценочным суждениям школьников о поступках иного человека, о собственных поступках, а еще по необыкновенностям исполнения нравственной деловитости и их мотивам.
Опрос. Для этого на главном шаге изучения учащимся 2 А и 2 В классов было предложено ответствовать на вопросы, с целью испытания познаний о таковых высоконравственных нормах как «доброжелательность «и «ответственность «:
Скажи, как ты размышляешь, что такое ответственность?
Как традиционно ведет себя серьезный человек?
Как традиционно ведет себя неответственный человек?
Скажи, как ты размышляешь, что такое доброжелательность?
Как традиционно ведет себя благожелательный человек?
Как традиционно ведет себя враждебный человек?
Анализ ответов испытуемых указывает, что высоконравственные познания разноплановы для собственной подборки. Во 2 А и 2 В классах, до этого только отметить ответы испытуемых, какие свидетельствуют о том, что эти школьники (в сопоставлении с иными) неверно соображают оглавление данных нравственных норм. Так, при характеристике ответственности человека, посреди ответов испытуемых видятся такие суждения: «Ответственный человек — это тот, кто дает ответ, когда узнает преподаватель «. Показатель такого, что испытуемый владеет сравнительно маленький степень познаний о содержании нравственных норм, является то, что они традиционно не наблюдают высоконравственную дилемму там, где она имеется.
В ситуации нравственного выбора, испытуемые предоставленной группы традиционно дают методы поведения, не надлежащие высоконравственной норме. Далее, выделяются испытуемые, у которых познания, дела и методы поведения данных нравственных норм различаются в сторону, в сопоставлении с учащимися с невысоким уровнем высоконравственного эксперимента. Знания о высоконравственных переживаниях у них традиционно подходят норме, но в также время учащиеся не распознают цветов в переживаниях, желая в целом, высоконравственные познания у данных учащихся по ступени соответствия норме, больше, чем у группы с невысоким уровнем высоконравственного эксперимента. Но при этом собирательность их познаний достаточно мала.
Знания о методах поведения у испытуемых еще довольно развиты. Нравственные познания у данных воспитанников находятся на уровне представлений, желая по собственной глубине и широте они гораздо различаются от познаний учащихся с невысоким уровнем высоконравственного эксперимента. Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высочайшим уровнем познаний высоконравственных норм, их содержания и методик поведения.
Все проявления высоконравственных познаний у данных школьников характеризуются высочайшей ступенью соответствия норме. В ответах представлялось 3−4 немаловажных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт показывает на глубочайшее познание содержания высоконравственных норм.
Для высоконравственных отношений испытуемых данной группы свойственна высочайшая ступень соответствия норме и живучесть. Оценочные суждения довольно критичны, а при их обосновании воспитанники исходят из высоконравственного содержания норм.