Эмпирическое исследование особенностей адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения
Методика определения уровня тревожности у дошкольника. Целью методики является определение внутреннего отношения ребенка к определенному типу ситуаций. При качественном анализе протокол каждого ребенка анализируется отдельно, особое внимание уделяется проективным двусмысленным рисункам. Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни дошкольника… Читать ещё >
Эмпирическое исследование особенностей адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация и методы исследования
Описание методик исследования.
На первом этапе исследования для определения уровня адаптации дошкольников была использована анкета изучения адаптации ребенка к условиям ДОУ, направленная на изучение таких особенностей ребенка, как поведение, включающее настроение, сон-засыпание, аппетит, отношение к высаживанию на горшок, навыки опрятности, отрицательные привычки; нервно-психическое развитие; личность, включающая проявление познавательных потребностей, инициативность в игре, результативность, самостоятельность, социальные связи со взрослыми. Воспитателю предлагается оценить предложенные параметры по 3-бальной шкале, по итогам определяется средний балл ребенка и делается вывод об уровне адаптированности — 3−2,6 балла — адаптация успешная; 2,5−2 балла — условная адаптация; 1,9−1,6 балла — дезадаптация.
Анкета экспертного оценивания коммуникативных качеств и межличностных взаимоотношений с окружающими у детей дошкольного возраста. Данная анкета представляет собой вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей дошкольного возраста, а также их взаимоотношений с окружающими людьми. Опросник заполняется родителями, или воспитателем. В результате анкетирования мы можем сделать вывод о степени развитости коммуникативных качеств личности и межличностных отношений: хорошо, средне, слабо или коммуникативные качества и способности успешного межличностного взаимодействия не развиты.
Методика определения уровня тревожности у дошкольника. Целью методики является определение внутреннего отношения ребенка к определенному типу ситуаций.
Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни дошкольника ситуации:
- 1. Игра с младшими детьми.
- 2. Ребенок и мать с младенцем.
- 3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).
- 4. Одевание.
- 5. Игра со старшими детьми.
- 6. Укладывание спать самостоятельно.
- 7. Умывание.
- 8. Выговор ребенку.
- 9. Игнорирование ребенка.
- 10. Агрессивное нападение.
- 11. Собирание игрушек.
- 12. Изоляция.
- 13. Ребенок с родителями.
- 14. Еда в одиночестве.
Методика проведения. Рисунки предъявляются ребенку в строгом порядке (1−14 карточки). После предъявления каждого рисунка психолог спрашивает следующее: «Как ты думаешь, какое лицо — веселое или печальное у ребенка?» относительно каждого рисунка. Ответы фиксируются в протоколе.
Предлагаемые на рисунках ситуации отличаются по своей эмоциональной окраске: рис. 1,5,13 имеют положительную окраску; рис. 3,8,10,12 имеют отрицательную эмоциональную окраску; рис. 2,4,6,7,9,11,14 имеют двойной смысл. Двусмысленные рисунки несут основную проективную нагрузку.
Протоколы на каждого ребенка подвергается количественному и качественному анализу.
Дети подразделяются на три группы:
- 1. Высокий уровень тревожности — ИТ выше 50%.
- 2. Средний уровень тревожности — ИТ от 20 до 50%.
- 3. Низкий уровень тревожности — ИТ меньше 20%.
При качественном анализе протокол каждого ребенка анализируется отдельно, особое внимание уделяется проективным двусмысленным рисункам.