Система взглядов на образование человека в области физической культуры в онтогенезе
Исследование места образования дошкольника в пространстве педагогической и детской антропологии позволило обнаружить парадоксальную и противоречивую ситуацию: с одной стороны — развитие личностных качеств ребенка посредством формирования знаний в процессе реализации существующих видов воспитания, используя стимулирующий потенциал двигательной деятельности, а с другой — практически полное… Читать ещё >
Система взглядов на образование человека в области физической культуры в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основу системы взглядов положено базовое положение о том, что структура общего непрерывного образования населения страны в области физической культуры представляется как совокупность взаимосвязанных и положительно влияющих друг на друга основополагающих элементов, таких как:
1) дошкольное образование как начальное; 2) общее среднее образование; 3) общее высшее образование; 4) общее образование взрослого населения. При этом общее непрерывное образование в области физической культуры представляется как процесс и результат усвоения системных знаний, умений и навыков, в целом компетенций, связанных с применением специальных средств и методов направленного телесно-двигательного, духовного становления и совершенствования человека в онтогенезе, развития способности передавать интеллектуальный и практический опыт окружению.
Наше пристальное внимание к общему непрерывному образованию в области физической культуры обусловлено рядом обстоятельств. Первое и основополагающее заключается в том, что образование населения страны как явление и как процесс следует рассматривать как систему, целью функционирования которой является здоровье нации. В этом случае многолетний и непрерывный, а в идеале — на протяжении всей жизни индивида, процесс построения и поддержания кондиционного состояния здоровья должен представлять собой постоянно эффективную системную и структурную соподчиненность основополагающих элементов. Если принять в качестве основных отмеченные выше элементы системы непрерывного образования, то в качестве следующего обстоятельства нашего особого внимания к последнему является невыраженная, неэффективная или попросту отсутствующая связь и взаимовлияние таких пограничных общему среднему образованию явлений как дошкольное, вузовское образование и образование взрослого населения в области физической культуры.
Общее непрерывное образование в области физической культуры как компонент общего образования населения, как основа физического воспитания человека находится в российском обществе на стадии осмысления, характеризуется избирательностью становления в сфере общего среднего образования с определенным результатом теоретико-методологического обоснования его реформирования, но с явно недостаточным вниманием к проблеме дошкольного образования как потенциальному фундаменту общего непрерывного образования человека в области физической культуры.
Социально-биологический феномен человека, основанный на представлениях о закономерностях взаимодействия природного и культурного, биологического и социального, материального и духовного, интеллектуального и двигательного, является ведущим и стратегическим основанием для начала образовательной деятельности человека в области физической культуры в дошкольном возрасте, важнейшей составляющей и базовым условием формирования физической культуры личности и общей культуры человека.
Существующие концептуальные основы физической культуры дают реальные основания для создания теоретических предпосылок об особенностях функционирования общего непрерывного образования в области физической культуры в пространстве педагогической антропологии.
Безусловным антропологическим основанием непрерывного в онтогенезе образования человека в области физической культуры является предопределенная природой физическая, соматодвигательная незавершенность каждого появляющегося на свет, но при этом, бесконечно открытого к научению и самоопределению.
Исследование места образования дошкольника в пространстве педагогической и детской антропологии позволило обнаружить парадоксальную и противоречивую ситуацию: с одной стороны — развитие личностных качеств ребенка посредством формирования знаний в процессе реализации существующих видов воспитания, используя стимулирующий потенциал двигательной деятельности, а с другой — практически полное отсутствие системного формирования знаний о той телесно-двигательной деятельности, которая является одним из определяющих факторов онтогенетического развития ребенка. Парадоксальность заключается в своеобразной эксплуатации классическими видами воспитания телесно-двигательной сущности физического воспитания как отдельного вида: они выполняют свою функцию благодаря телесно-двигательной деятельности, но не отвечают ей взаимностью. Более того, развитие приведенных выше личностных качеств осуществляется, прежде всего, путём формирования определенных знаний, в то время как телесно-двигательный компонент личности традиционно обходится без целенаправленного формирования знаний о нём у ребенка.
Каждый из основополагающих элементов, представляемых и как онтогенетический этап общего образования, обосновывается концептуальным взглядом как научно доказанным положением.
Дошкольное образование. Современная педагогическая и в частности детская антропология своей теорией и методологией дают основания для становления и развития образования дошкольников в области физической культуры. К таким основаниям следует относить:
- — системный характер антропологического подхода к познанию интеллектуальной и биологической сущности человека в онтогенетическом аспекте;
- — приоритетное место образования в антропологии и в частности в антропологии детства как главной предпосылки целенаправленного формирования знаний детей о своей телесности и двигательной деятельности;
- — онтогенетическая преемственность знаниевой составляющей личности человека дошкольного и школьного периодов;
- — антропологический подход и его антропоцентрическая сущность как представляющие возможность формировать образовательный идеал в области физической культуры в периоде детства;
- — признанная современным обществом феноменальность детства, акцентированные гуманистические тенденции образования, изменяющееся миропонимание и самопонимание детей, их стремление к самоопределению посредством осознаваемой телесно-двигательной деятельности.
Уточненные нами представления о сущности и соотношении основных категорий дошкольного физического воспитания, авторские трактовки понятий: «Дошкольное физическое воспитание», «Образование в области физической культуры детей старшего дошкольного возраста», «Образованность в области физической культуры»; авторское представление о сущности целеполагания в дошкольном физическом воспитании, о цели дошкольного образования в области физической культуры являются важными условиями теоретического обоснования образования дошкольников в области физической культуры, системного представления об этом явлении.
Состояние интеграционных процессов в физическом воспитании, образовании детей старшего дошкольного возраста в области физической культуры определяется единичными попытками их обоснования. В дошкольном возрасте имеются реальные возможности для широкой интеграции телесно-двигательной и познавательной деятельности детей, следуя логической формуле: «познание дошкольниками сущностных основ целенаправленной телесно-двигательной деятельности _ формирование мотивационно-ценностной основы такой деятельности _ объединение телесно-двигательной и познавательной деятельности».
Условиями интеграции телесно-двигательной и познавательной деятельности дошкольников в процессе физического воспитания являются:
- — акцент на реальную интеграцию телесно-двигательной и познавательной деятельности именно в сфере физической культуры, помимо других предметных связей;
- — объединение в единое образовательное пространство и педагогический процесс детей, всех групп их взрослого окружения (родителей, специалистов в области физической культуры, педагогов-предметников, педагогов физкультурно-спортивных учреждений) с организацией возможности их приемлемой образовательной подготовленности в области физической культуры;
- — внедрение в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения специально организованных целенаправленных занятий по формированию знаний детей в области физической культуры;
- — целенаправленное формирование знаний дошкольника как фундаментальной предпосылки его образования в этой области непременно специалистами с высшим образованием в сфере дошкольного физического воспитания;
- — организация и осуществление интеграционного процесса образования дошкольников в области физической культуры по типовой комплексной образовательной программе, включающей разделы для специалистов дошкольного физического воспитания, родителей, педагогов-предметников (такую функцию могут нести региональные и авторские программы).
Производными от интеграционных условий осуществления образования дошкольников в области физической культуры являются:
- — целенаправленное формирование общей образованности родителей в сфере физической культуры, их способности применять специальные знания, как средство образовательного воздействия на ребенка;
- — целенаправленное формирование предметно-прикладных знаний в области физической культуры педагогов-предметников, их применение в процессе преподавания своих дисциплин;
Онтогенетическая преемственность знаниевой составляющей личности человека, в том числе и в области физической культуры, является непременным условием системно-структурного обеспечения общего непрерывного образования. А преемственность возможна лишь в том случае, если есть что наследовать начинающему школьнику от дошкольного образования и воспитания.
Общее среднее образование. Этот этап образования является логическим продолжением дошкольного. Его целесообразно подразделять на образование в начальных, средних и старших классах с безусловной преемственностью сущности базовых элементов системы образования и связей между ними.
Создание национальной системы общего и в частности среднего образования в области физической культуры предполагает необходимость преодоления устоявшегося в обществе представления о смысле, значении, содержании и организации образования лишь как о процессе формирования двигательных умений и навыков с воздействием преимущественно на телесно-двигатальную природу человека и должно предполагать в качестве одного из системообразующих факторов действительно общеобразовательную, интеллектуальную сущность содержания образования. образование физический дошкольный Обеспечение реального общего среднего образования в области физической культуры является основой и целью физического воспитания учащихся в школьном периоде онтогенеза человека и определяющим условием формирования физической культуры личности учащегося.
Эффективное формирование образованности учащихся в области физической культуры возможно при условии изменения трактовки категории «обучение» применительно к этой сфере.
Оно на паритетных началах должно содержать сущность обучения телесно-двигательным действиям и овладение необходимым, образовательным объёмом знаний теории физической культуры с применением действительно соответствующих средств и форм организации учебного процесса.
Не реформированная, а вновь научно обоснованная и созданная национальная система образования в области физической культуры, базирующаяся на совокупности теоретико-методологических позиций педагогической антропологии и современной физической культуры, может действительно обеспечить равновесное и гармоничное формирование интеллектуального и двигательного компонентов физической культуры личности учащихся общеобразовательных и средних специальных учебных заведений, их образованности и физической подготовленности.
В содержательной основе семантики сферы физической культуры прямо или косвенно отражены её телесно-двигательный и интеллектуальный компоненты. При этом интеллектуальный компонент в аспекте его практической реализации в процессе физического воспитания носит желаемый, декларированный характер.
В дефиницию «общее среднее образование в области физической культуры» следует ввести признак, отражающий компонент инструктивно-методических, организационных знаний и умений учащихся, как основы их целенаправленной творческой деятельности в процессе физического самосовершенствования и передачи приобретенных знаний своему окружению.
Социокультурными детерминантами как определяющими положениями реального функционирования общего среднего образования в области физической культуры целесообразно считать:
- — придание физической культуре, физическому воспитанию статуса подлинно приоритетных сфер формирования и совершенствования здоровья россиянина, что может быть обеспечено созданием у детей в школьном возрасте интеллектуального потенциала в области физической культуры, определяющего мотивированную и осознанную потребность человека в своём телесно-двигательном совершенствовании;
- — общее среднее образование в области физической культуры является определяющим условием формирования личности учащегося нового типа с устойчивой установкой на обеспечение своей жизнедеятельности и собственной полезности обществу посредством систематической и системной заботы о своём телесно-двигательном совершенствовании и здоровье;
- — физическая реализация общего среднего образования в области физической культуры возможна при непременном условии придания предмету «Физическая культура» статуса действительно образовательного, позволяющего не только формировать у школьников системные знания, умения и навыки в сфере телесно-двигательной деятельности, но мотивировано и осознано создавать и применять технологии для личного физического развития;
- — в процессе преподавания предмета «Физическая культура» формирование знаниевого и двигательного компонентов следует считать равноценно важными, взаимосвязанными и взаимообусловленными слагаемыми образования, воспитания и развития.
В переходном периоде от современного состояния, так называемого, общего среднего образования до внедрения новой научно и экспериментально обоснованной системы целесообразно применять инновационные образовательные программы с включением ряда нововведений:
- — планирование в возможно увеличенном объеме часов теоретических занятий, включая новые темы, значимо расширяющие представление о физической культуре; введение в вариативную часть комплексной программы теоретико-практического материала регионального характера о популярных видах физкультурно-спортивной деятельности, учитывающих климатические и природные условия; раздел домашних заданий; раздел минимума знаний родителей в области физической культуры как условия их целенаправленного участия в процессе образования детей;
- — применение специально разработанной методики оценки уровня физической подготовленности, в основу которой положено: применение тестовых заданий в соответствие со стандартом образования, с раскрытием специальных требований к их исполнению и организации применения; осуществление исходного, этапного (четвертного) и итогового тестирования; определение прироста результатов подготовленности относительно предыдущего тестирования по разработанной пятибалльной критериальной системе, что обеспечивает объективность и нейтрализацию личностных конфликтов в учебной деятельности;
- — контроль и самоконтроль образованности учащихся на основе применения «Книжки оценки уровня интеллектуальной и физической подготовленности».
Современный урок физической культуры в своей форме и содержании не может обеспечить решение задач реального среднего образования в области физической культуры. Существующие методические и организационные установки на реализацию теоретического раздела учебной программы в условиях практических занятий без ущерба для телесно-двигательного совершенствования не могут обеспечить реальное образование в области физической культуры.
Урок физической культуры приобретет реальную форму физического воспитания, если его направленность будет обусловлена приоритетом решения образовательных задач, определяющих действительное формирование физической культуры личности учащихся.
Эффективность образования и воспитания может обеспечить новый технолого-педагогический подход, основанный на формировании в области физической культуры инструктивно-методических умений учащихся, на фундаментализации и интеграции учебного материала, на системности реализации учебной программы инновационного типа.
Общее высшее образование. Этот этап образования соответствует обучению в высшем учебном гражданском или военном заведении, является логически преемственным относительно общего среднего в системно-структурном, содержательном и технологическом аспектах.
Учебный предмет «Физическая культура» является базовой дисциплиной учебного плана вуза. Это обстоятельство является основанием для утверждения о том, что реализация учебной программы по физической культуре предполагает получение студентом общего высшего образования в этой сфере.
Современное общее высшее образование в области физической культуры студентов вузов характеризуется явно недостаточным вниманием к формированию его интеллектуального компонента и практическим отсутствием профессионально ориентированной прикладной направленности образования, что не создает предпосылок для действительной реализации образованности в этой сфере будущих руководителей профессиональных производственных коллективов.
Программная, составляющая процесс формирования интеллектуального компонента современного общего высшего образования в области физической культуры в вузе, явно недостаточна ни по объёму, ни по содержанию для появления у студентов устойчивых мотивов и потребностей в телесно-двигательном самосовершенствовании и построении на этой основе собственного здоровья.
Существующая практика организации и содержания физического воспитания в вузе, акцентированно направленная на формирование двигательного компонента, не решает задачи повышения уровня физической подготовленности студентов, которая имеет устойчивую тенденцию к снижению её количественных показателей к окончанию обучения в высшем учебном заведении, не решает задачи действительного высшего образования в области физической культуры.
Общее высшее образование в области физической культуры должно включать два основных компонента. Направленность первого _ общее базовое образование в этой сфере, определяющее возможности здравостроения и сохранение здоровья студентов, включая послевузовскую деятельность. Сущность второго компонента должна заключаться в получении будущим специалистом профессионально ориентированного прикладного образования, связанного с его просветительской деятельностью здоровьесоздающей и здоровьесберегающей направленности в руководимом коллективе.
Исходным условием обеспечения в вузе профессионально ориентированного образования студентов в рамках дисциплины «Физическая культура» является обоснование теоретической, технологической, инструкторско-методической сущности образования специализированной направленности с учетом специфики трудовой деятельности будущего работника или руководителя производственного коллектива.
Профессионально ориентированное образование в области физической культуры целесообразно основывать на следующих технологических составляющих учебного процесса: специально образовательная программа, форма учебной реализации специальной программы (элективный курс), формы организации занятий (лекции, инструкторско-методические занятия, самосовершенствование), контроль эффективности обучения и самосовершенствования.
В основное содержание элективного курса профессионально ориентированной направленности в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов вузов, будущих работников и руководителей профессиональных коллективов целесообразно включать следующие разделы:
- — теорию, содержащую специфику двигательной трудовой деятельности, её эргономические особенности и связанные с ней неблагоприятные факторы для профессионального здоровья, профессионально адаптированные здоровьесоздающие и здоровьесберегающие технологии физической культуры, основы самосовершенствования;
- — инструктивно-методические задания с направленностью формирования умений создавать индивидуальные профессионально ориентированные программы физического самосовершенствования, а также обеспечения просве-тительско-организационных условий их реализации в рамках деятельности будущего трудового коллектива.
Эффективным подходом к реализации общего высшего профессионально ориентированного образования студентов является его осуществление в форме элективного курса дисциплины «Физическая культура», позволяющее системно формировать у студентов знания профессионально ориентирующего характера, технологические инструктивно-методические умения, создавать индивидуальные программы построения здоровья и организации их как личной реализации в условиях будущей производственной деятельности, так и в рамках коллектива сотрудников.
Общее образование взрослого населения. В настоящее время в стране отсутствует система общего образования взрослого населения в области физической культуры как преемственная относительно образования в молодежном периоде онтогенеза. Единичные попытки исследователей по теоретико-методическому обоснованию процесса физического воспитания этой возрастной группы не имеют реальной образовательной основы.
Существующие методические подходы носят односторонний нецеленаправленный, ограниченный характер. Люди зрелого возраста не получают в должной мере системных знаний, призванных обеспечить устойчивые мотивы и осознанную потребность в целенаправленной оздоровительной деятельности, предупреждающей преждевременное старение организма.
В процессе физического воспитания людей зрелого возраста целесообразно руководствоваться существенным отличием понятий физиологического, т. е. естественного, старения и преждевременного — патологического старения организма. Знание преподавателями и занимающимися сущности форм старения предопределяет целенаправленную оздоровительную деятельность педагогов и мотивированное осознанное потребление занимающимися ценностей оздоровительной физической культуры с общей целью предотвращения преждевременного старения собственного организма.
Имеющиеся в науке знания о причинах и механизмах старения организма человека отличаются системностью и преимущественно однозначностью взглядов ученых. Старение организма в небольшой степени следует связывать с функциональным ослаблением центральной нервной системы на фоне снижения физической и умственной работоспособности. Снижение ориентационных возможностей организма и нарушение саморегуляции являются основными признаками старения. Знание причин и механизмов старения специалистами в области физической культуры следует относить к важнейшей предпосылке создания педагогических технологий направленного влияния на замедление процесса старения.
Период зрелого возраста человека следует рассматривать как время адаптации к инновационной перестройке организма, характеризующейся снижением адаптационных возможностей, ослаблением деятельности центральной нервной системы, мозга, затруднением формирования новых и перестройки закрепленных двигательных умений и навыков. Важнейшим биологическим фактором, определяющим состояние здоровья женщины зрелого возраста, следует считать климакс, а его ранее начало — как признак преждевременного старения. Позднему началу климактерического периода и нормальному его протеканию может способствовать целенаправленное применение комплекса ценностей физической культуры.
Знание и учет педагогами и занимающимися особенностей возрастных изменений организма человека зрелого возраста следует считать непременным условием целенаправленного воздействия средствами физической культуры на процесс замедления старения.
Существующие представления о биологических особенностях активной деятельности и влияния физических упражнений на организм человека зрелого возраста основывается на сущности:
- — прямой и обратной связи активного двигательного режима жизнедеятельности человека, состояния центральной нервной системы, работоспособности головного мозга;
- — овладение новыми физическими упражнениями, их многократное повторение, как формирование и проявление условных рефлексов, способствующих поддержанию коры головного мозга на высоком функциональном уровне, что обеспечивает активирующее влияние на лежащие ниже отделы мозга, другие жизнеобеспечивающие системы и функции организма;
- — мышечная деятельность человека зрелого возраста должна использоваться не только для общей стимуляции работы организма, но и с целью направленного воздействия на элементы и звенья регуляции его биологической, психической и интеллектуальной сфер.
Концепция разработана на основе комплекса научных положений как результата целенаправленных исследований в рамках ряда кандидатских и докторских диссертаций (Моргун И.Н., Сляднева Л. Н., Фомина Н. А., Шиянова Г. В., Лукьяненко В. П., Стрельченко В. Ф., Коваль Л. Н., Соколова Н. И., Батищева Л.Д.), выполненных под руководством автора и успешно защищённых в последнем десятилетии.
Изложенные взгляды, безусловно, дискуссионны, а их реализации в рамках создания и работы системы общего непрерывного образования в стране носит характер дальней перспективы. Но вместе с тем, альтернативы такому в стратегии подходу нет, ибо только образование и образованность всего населения страны в области физической культуры есть непременная основа физического воспитания, формирования физической культуры личности гражданина и физического здоровья нации.