Научно-методические основы развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В дошкольном возрасте у ребенка можно сформировать полноценные понятия. Развитие мышления тесно связано с речью, которая начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их. Речь является одним из важнейших психических процессов, который неразрывно связан со всеми остальными. Необходимо подробно рассмотреть становление речевой функции ребенка в онтогенезе. Дети… Читать ещё >
Научно-методические основы развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психологические основы развития звукопроизношения у дошкольников
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов [3].
В это время совершенствуется ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Ребенок все более точно оценивает их цвет, форму, величину, вес и т. д. Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий [29].
Основным видом мышления дошкольника является наглядно-образное. Однако к концу данного периода дети начинают решать довольно сложные задания, требующие установления причинно-следственных связей. Расширение круга задач связано с усвоением новых знаний, что является обязательным условием развития мышления. Ребенок начинает активно выполнять действия со знаками — словами, числами и другими, так формируется образно-схематическое, или логическое, мышление.
В дошкольном возрасте у ребенка можно сформировать полноценные понятия. Развитие мышления тесно связано с речью, которая начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их [3].
Внимание ребенка в связи с усложнением деятельности и продвижением в общем умственном развитии приобретает больше сосредоточенности и устойчивости. Дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы, явления, удерживаться на них. По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться. Использование речи для организации внимания резко возрастает в этом возрасте [29].
Начинают складываться произвольные формы запоминания и воспроизведения. Наиболее благоприятные условия для этого создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Память дошкольника становиться ведущей функцией, заняв центральное место [29]. Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий (например, ребенок скачет верхом на палочке — лошади). Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация — переход к игровому действию с предметом, который представлен в уме. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.
«Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет ее становление. Ведущим средством общения становиться речь. У ребенка появляются такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения» [3, с. 72].
Речь является одним из важнейших психических процессов, который неразрывно связан со всеми остальными. Необходимо подробно рассмотреть становление речевой функции ребенка в онтогенезе.
«У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов» [16, с. 46].
Дети начинают заниматься «словотворчеством», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.