Безопасность жизнедеятельности как компонент культуры общества и человека
Культура безопасности общества — это совокупность разделяемых всеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, которая ориентирована на минимизацию риска. Необходимостью формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека с раннего… Читать ещё >
Безопасность жизнедеятельности как компонент культуры общества и человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Приведенный выше анализ свидетельствует, что культура безопасности населения Кыргызстана остается сегодня достаточно низкой. Это обстоятельство часто приводит к тому, что в управленческих решениях, действиях людей на производстве и в быту вопросы безопасности далеко не всегда рассматриваются в качестве приоритетных.
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности должна включать в себя культуру безопасности.
Культура безопасности личности — это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.
Культура безопасности общества — это совокупность разделяемых всеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, которая ориентирована на минимизацию риска.
Культура безопасности жизнедеятельности — это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.
Потребность в безопасности является одной из основных потребностей личности.
Особенности нашего менталитета актуализируют вопрос разработки и реализации национальной программы формирования культуры безопасности личности и общества в целом. Важнейшая задача настоящего момента — формирование культуры безопасности всего общества и экологической культуры как ее составной части, направленной на здоровье — и природосбережение и минимизацию рисков для человека и природной среды.
Формирование культуры безопасности, риск-ориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций является кардинальным способом повышения безопасности.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека должен начинаться с раннего детства. Однако, вопреки этому императиву, вопросы проектирования многоуровневой системы подготовки личности, обладающей культурой безопасности жизнедеятельности, еще не стали нормой, и их парадигма только начинает складываться, а сама система изобилует множеством существенных недостатков.
В современном образовании в области безопасности жизнедеятельности можно отметить следующие из них:
- * недостаточное количество часов, отводимое на изучение базовых дисциплин естественного цикла;
- * не разработана стратегия изучения базовых дисциплин естественного цикла на всех ступенях образования, что выражается в отсутствии четкой, единой программы, охватывающей все уровни образования;
- * опора на знание, а не на личностно-деятельностную компоненту обучающегося;
- * дифференциация культурного и образовательного процессов, в результате чего базовые дисциплины естественного цикла оказались вне культурного поля;
- * отсутствие программно-методического комплекса для процесса подготовки человека в системе безопасности жизнедеятельности;
- * отсутствие системы критериев и показателей, позволяющих оценить уровень знаний, умений и навыков и гарантировать требуемое качество подготовки специалиста в системе безопасности жизнедеятельности;
- * отсутствие диагностических методик сформированности культуры безопасности жизнедеятельности человека.
Эти недостатки подтверждают актуальность проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека. Более того, эта проблема усугубляется противоречиями между:
- — осознанием человечеством кризисного состояния системы «среда — человек — машина» и отсутствием в педагогических исследованиях методик, направленных на формирование специалиста, способного разрешить этот кризис;
- — необходимостью формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека с раннего детства и отсутствием единой многоуровневой педагогической системы, позволяющей непрерывно формировать культуру безопасности жизнедеятельности в течение всего образовательного периода жизни человека;
- — потребностью в непрерывности процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека и отсутствием связующего звена, обеспечивающего преемственность ступеней образования;
- — необходимостью в усвоении учащимися культурных образцов жизнедеятельности, обеспечивающих безопасность и отсутствием стремлений к структурированию культуры безопасности жизнедеятельности человека, построенных на основе интеграции его личностных свойств и тактических умений;
- — необходимостью в достижении гарантированного результата при формировании культуры безопасности жизнедеятельности человека и отсутствием тенденций к разработке технологических процедур решения данной проблемы.