Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические основы формирования орфографической зоркости

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фонетический принцип подразумевает, что каждый звук речи фиксируется так, как он звучит, так как пишущий его слышит. В современном русском языке немало слов, которые пишутся именно в соответствии с этим принципом. Это такие слова как «мы», «луна», «рак», «стол», «стул» и другие, где нет расхождений между звучанием и написанием. На практике их написание не приводит к ошибкам. Написание таких слов… Читать ещё >

Теоретические основы формирования орфографической зоркости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О ведущем принципе русского правописания

орфография зоркость педагогический Существуют различные подходы к обучению орфографии. Для того, чтобы объяснить их наличие, нужно обратиться к принципам, на которых она основывается. Каждая группа орфографических правил объединяется каким-либо принципом правописания. Лингвисты не имеют единого мнения о количестве и наименовании принципов русской орфографии. Тем не менее среди многообразия мнений можно выделить общее. А. М. Гвоздев, Л. Р. Зингер, В. В Иванов, В. Ф. Иванова считают, что русское правописание построено на трех принципах: морфологическом, фонетическом и традиционном. [23].

Морфологический принцип подразумевает единообразную передачу одних и тех же морфем на письме, вне зависимости от разнообразия произношений. В соответствии с данным принципом правописания строится работа по таким темам как: правописание букв безударных гласных, правописание букв парных согласных, правописание букв непроизносимых согласных (за исключением непроверяемого написания). До недавнего времени морфологический принцип определял методику обучения орфографии. Она строится на сознательном, аналитическом подходе к языку. То есть для того, чтобы определиться с выбором буквы в «опасном месте», написание которой определяется морфологическим принципом, ребенку необходимо:

  • — понимание значения проверяемого слова, без чего невозможно подобрать проверочное слово;
  • — умение производить анализ морфемного состава слова, умение определить место орфограммы — для выбора и применения правила;
  • — умение проводить фонетический анализ слова, определять ударные и безударные слоги, разделять согласные и гласные звуки, сильные и слабые позиции фонем и их причины;
  • — умение решать орфографическую задачу по алгоритму.

В русле этого, морфологического принципа, разработана традиционная методика преподавания русского языка, где работа ориентирована непосредственно на письмо, на определение буквенного состава слов. Тем не менее, проверка орфограмм бывает затруднена историческими чередованиями звуков, которые отображаются на письме, иногда при таком чередовании корень приобретает неузнаваемый вид. Избежать таких слов в начальном обучении почти нереально, они общеупотребительны, часто встречаются в речи детей. И учителю в любом случае приходится объяснять детям, что такие слова как «бег» и «бежать» являются родственными.

Рассмотрим так же фонетический и традиционный принцип орфографии.

Фонетический принцип подразумевает, что каждый звук речи фиксируется так, как он звучит, так как пишущий его слышит. В современном русском языке немало слов, которые пишутся именно в соответствии с этим принципом. Это такие слова как «мы», «луна», «рак», «стол», «стул» и другие, где нет расхождений между звучанием и написанием. На практике их написание не приводит к ошибкам. Написание таких слов обычно не вызывает у учащихся затруднений, поэтому на нем не акцентируют внимания. Но тем не менее, слова, пишущиеся на основе фонетического принципа, создают определенные трудности: у учащихся создается иллюзия благополучия, то есть дети думают, что буква соответствует звуку, что на самом деле не всегда верно.

Третий принцип — традиционный (исторический). В русском языке много слов, которые невозможно или трудно проверить. Такие слова в письменной речи младших школьников весьма многочисленны (около 20%), и пишутся они, как принято, т. е. по традиции. По исторической традиции русского языка, либо сохраняя буквенный состав языка, из которого пришло данное слово (касса, пассажир). Так же к таким, словарным, словам относят слова. Этимология которых сложна для младшего школьника (петух — от корня пе-, от слова петь), некоторые слова с чередующимися гласными. С точки зрения орфографии эти написания не относятся к числу традиционных, и позднее, в старших классах, многие из таких слов станут для учащихся проверяемыми. Усваиваются такие слова на основе запоминания буквенного состава, целого образа слов, путем составления ассоциативного ряда, различных творческих заданий и т. п.

Большинство традиционных написаний не противоречат морфологическому и фонематическому принципам. Но есть, например, правило о правописании сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, которое вызывает у детей затруднения, потому как противоречит полученным ранее знаниям о том, что твердость согласных обозначается гласнымиа, о, о, э, ы, а мягкость — гласными е, е, и, ю, я. Данное правило чаще всего дается в начальной школе без объяснения, обоснования. В связи с чем у детей нарушается формирование орфографической системы. [19, 110 c.].

Есть и такие слова, в которых это традиционное написание подкрепляется пониманием морфологического состава слов и способа их образования. Например, пятьдесят (= пять десятков), сумасшедший (=сошедший с ума) и т. п.

С развитием фонологии, с введением в научный обиход понятия фонемы, был предложен новый, фонематический принцип. Фонематический принцип русской орфографии подразумевает, что одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях. Фонема — это языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков. [35,51 c.].

Буква обозначает фонему в ее сильном варианте и в слабой позиции тоже, в той же морфеме. Буква фиксирует фонему, тем самым обеспечивает единое понимание значения морфемы независимо от того, как она звучит.

Всю теорию орфографии можно свести к таким положениям:

  • 1. В языке существуют позиционные чередования, такие, которые определяются фонетической позицией.
  • 2. Звуки, которые чередуются позиционно, представляют одну фонему.
  • 3. Буквы русского языка обозначают не звуки, а эти ряды позиционно чередующихся звуков как некие целостности". [9, 108 c.]

Фонематический принцип по сути объясняет те же орфограммы, что и морфологический, но он позволяет глубже понять природу орфографии, объясняет, почему при проверке написания буквы безударного гласного стоит ориентироваться на ударное написание, на сильную позицию фонемы. Фонематический принцип позволяет объединить многие разрозненные правила, способствует восприятию правил как единой системы, а не воспринимать их как ворох скучных, сухих, непонятных правил.

П.С. Жедек описывает три ведущих правила, на которых базируется современная русская орфография:

  • 1. Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в этой же части слова. Например, пол оса, потому что по’лосы, в вазе — потому что в руке'.
  • 2. Сомнительные согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными, сонорными и В. Например, глаз — глаза.
  • 3. Мягкость согласного перед мягким согласным обозначается только в том случае, если она сохраняется и перед твердым согласным или на конце слова. Зонтик — зонт, отстаньте-отстань.

Все три правила по своей сути идентичны: «они учат проверять фонемы ее основной реализацией, той, которая дана в сильной позиции» [14, 187 с.].

Морфологический и фонематический принцип не противоречат друг другу, а напротив, дополняют и углубляют. Проверка написания букв гласных и согласных в слабых позициях производится через сильную — фонематический принцип, при этом происходит опора на морфемный состав слова, на части речи и их формы — морфологический принцип.

На настоящий момент большинство ученых, в том числе ПановМихаил Викторович, Аванесов Рубен Иванович, считают ведущим фонематический принцип, тем не менее есть и те, ктодо сих пор считают ведущим морфологический. [35, 57 c.].

Безусловно, обе точки зрения имеют место быть, но если мы примем вторую (ведущий принцип — морфологический), то мы не сможем объяснить правописание до тех пор, пока не изучим состав слов. В то время, как с фонетическими единицами учащиеся имеют дело уже в букварный период. Значит, еще не изучив состав слова, дети могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем. У гласных звуков сильная позиция — под ударением, у согласных — перед гласным звуком. Естественно, воплощение фонемной теории при этом будет осуществляться без использования соответствующей терминологии (фонемы, позиционное чередование, сильные и слабые позиции и пр.). Так дети могут решать поставленные орфографические задачи, но при этом не загружаются сложной для понимания информацией. Орфограммы, которые можно объяснить с точки зрения фонемного подхода составляют большую часть орфограмм любого теста (около 90%). Уже позднее дети знакомятся с морфемным составом слова, с его семантикой. Таким образом общий принцип написания будет корректироваться по отношению к каждой конкретной морфеме: корню, окончанию, приставке, суффиксу.

У фонематического принципа есть еще некоторые неоспоримые преимущества. С его помощью мы можем строить образовательный процесс таким образом, чтобы он отвечал современным требованиям ФГОС НОО. То есть строить уроки так, чтобы непрерывно велась работа по освоению языковых и речевых понятий, закономерностей, правил. При этом формирование соответствующих умений будет проходить по определенным этапам: от мотивации и постановки учебной задачи — к ее решению, осмыслению необходимого способа действия — и далее к последующему осознанному использованию приобретенных знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты. [1] Прежде всего ребенка необходимо замотивировать на изучение того или иного правила. Для этого необходимо создать ситуацию орфографического затруднения, то есть такую ситуацию, в которой у пишущего появится потребность узнать правило, по которому необходимо действовать, чтобы выбрать письменный знак. Так, например, при изучении правила о написании сомнительных согласных, учитель может предложить детям написать слово [прут]. Дети понимают, что на конце слова возможно написание двух различных букв. И определить ее по звучанию не предоставляется возможным. Букву надо выбирать по звуку, который звучит в этом слове перед гласным, т. е. по сильной позиции. В данном случае — пруды, прутики.

Итак, фонематический принцип русской орфографии предоставляет возможность познакомить детей с понятием «орфограмма» уже в период обучения грамоте, то есть на самом раннем этапе обучения.

Ребенок должен сознательно совершать необходимые операции для правильного написания того или иного слова. Поэтому уже в первом классе следует познакомить детей с опознавательными признаками наиболее распространенных орфограмм, то есть, по сути, ввести понятие «орфограмма». Но пока без термина.

Нужно отметить, что в школе бытует несколько трактовок данного понятия. Например, орфограмма — это место в слове, где:

  • 1) пишется не так, как слышится;
  • 2) звук слышится неясно;
  • 3) возможна ошибка;
  • 4) при письме возникает трудность;
  • 5) для обозначения определенного звука нужно выбрать букву. Последнее определение для начальной школы более понятное и точное.

Орфограмма — это место в слове, где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву, но рассмотрим и остальные, предшествующие ему. [25, 49 c.].

На первое толкование (пишется не так, как слышится) необходимо обратить особое внимание, потому как оно неверное и, более того, несет в себе опасности для становления грамотного письма. Усвоив, произнесенные учителем слова, дети запомнили их и приняли как руководство к действию. В результате чего мы имеем такие написания, как трова (вместо трава), шабки (вместо шапки), крод (крот) и т. д. Кроме того для нахождения ошибкоопасных мест в произносимом слове данное определение неэффективно, так как дети могут установить, как слышится слово, но не могут сравнить его с написанием, а, следовательно, и ответить на вопрос, орфограмма ли это. К таким ошибкам может привести и неправильная организация работы на ранних этапах обучения. В период обучения грамоте, при чтении столбиков слов, учитель делает акцент на написании букв безударных глазных звуков. При этом, обращая внимание только на те слова, где произношение и написание расходятся, считая, что в остальных словах ошибки маловероятны. Например, мы отмечаем, что говорится [сасна], а пишем сосна, аналогично — мороз, поля. В результате чего у детей формируется ложноеобобщение: всегда пишется не так, как слышится.

Вторая трактовка определения понятия «орфограмма» вообще лишена смысла (звук слышится неясно). Скорее всего, учителя, пользующиеся данным определением, смешивают понятия «звук» и «буква». То есть слышим-то мы звук ясно, неясно, какую букву необходимо выбрать для обозначения данного звука.

Следующие два определения близки (возникает трудность, возможна ошибка). Они не неверны, но не отражают полной картины, а говорят лишь о субъективном восприятии письменного облика слов. Часто дети допускаю ошибки, там, где не предполагают наличие «опасного места» и не встречают трудностей. Данное определение наиболее интересно с токи зрения формирования и совершенствования орфографической зоркости. Потому как это — способность замечать практически все орфограммы. Она и нужна для того, чтобы разграничивать те случаи, где написание сразу понятно и такие, где необходимо подумать.

Пятое определение (где требуется применение правила), содержит объективный признак, но, пользуясь им, нужно, прежде всего, изучить все орфографические правила. Если ученик не знает правила, то он при письме не заметит «опасное» место и совершит ошибку. Такое определение орфограммы соответствует морфологическому принципу правописания и лежало в основе традиционного подхода к обучению орфографии. При подобной организации обучения мы должны будем сперва изучить правило и только после этого сможем формировать орфографическую зоркость, прогнозировать орфограммы.

Последнее определение оптимально, потому как оно позволяет формировать умение находить орфограммы в общем виде, безотносительно к морфеме и правилу. При должном формировании орфографической зоркости.

— первого орфографического умения, ученики научатся выявлять орфограммы, руководствуюсь фонетическими характеристиками, задолго до того, как изучат соответствующее правило.

Выявив ведущий принцип орфографии и оптимальное определение понятия «орфограмма» для начальной школы, раскроем вопрос психологии освоения орфографии русского языка. Более подробно остановимся и опишем этот вопрос в следующем параграфе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой