Введение.
Своеобразие накопления сенсорного опыта детьми с нарушением зрения
Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Исследованиям развития зрительного… Читать ещё >
Введение. Своеобразие накопления сенсорного опыта детьми с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
сенсорный нарушение зрение дошкольный В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. 17 с.4].
Нарушения зрения, такие как детская слепота или слабовидение являются весьма широко распространенными причинами инвалидности в детском возрасте. Несмотря на достигнутые в мире значительные успехи в борьбе с этим недугом, число детей, страдающих нарушениями зрения, практически не снижается. Более того, статистика последних лет свидетельствует об увеличении числа детей с врожденными дефектами зрения и малозаметном снижении числа детей с приобретенными нарушениями зрения. 16c.6].
Сенсорный опыт очень важен для любого человека, всю информацию из окружающего мира мы получаем через анализаторы, в первую очередь, через зрительный. Так через зрительный канал в мозг человека из внешней среды поступает более 80% всей информации. 16c.6] Это помогает нам жить и ориентироваться в окружающей нас действительности. А для ребенка с нарушением зрения сенсорный опыт необходим вдвойне, так как получить информацию через зрение ему удаётся не в полном объеме и требуется компенсация других органов чувств, неблагоприятно отражается на психосоматическом развитии детей полная врожденная слепота ребенка.
Для работы с детьми с нарушением зрения необходимы специальные знания, умения и навыки, а для этого нужны не только специальное медицинское лечение, но и четкие действия педагогов, дефектологов, логопедов и психологов.
Главной целью в работе с детьми с аномалией является выявление и исправление недостатков в развитии, помощь в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социуме. 3 с.6].
Что же такое аномалия? «Аномалия, в переводе с греческого, означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии"[21c.20] Она включает в себя такие отклонения, как нарушения в сенсорной, моторной сферах, нарушения восприятия, памяти, мышления и др.
У детей с нарушением зрения в первую очередь нарушено восприятие, отклонения в сенсорной сфере.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики.
(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Исследованиям развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения посвятили свои работы.
Л.В. Фомичева, Г. В. Никулина, Л. И. Плаксина, Л. П. Солнцева, Л. А. Дружинина, А. П. Григорьева и др. [4 c.20].
Целью данной работы является выявить особенности развития сенсорной сферы у детей с нарушением зрения; понять, как воспринимают информацию об окружающем мире такие дети, чтобы помогать адаптироваться детям с нарушениями и их родителям (которые иногда не понимают особенностей у своих детей).