Введение.
Развитие у умственно отсталых детей 6-7 лет умения составлять рассказ по наглядной схеме-модели
Исследованием связанной речи умственно отсталых детей дошкольного возраста занимались Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ястребова В. А., Туманова Т. В., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. и многие другие. Большое внимание уделили вопросу развития связанной речи Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Работа проводилась… Читать ещё >
Введение. Развитие у умственно отсталых детей 6-7 лет умения составлять рассказ по наглядной схеме-модели (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследованием связанной речи умственно отсталых детей дошкольного возраста занимались Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ястребова В. А., Туманова Т. В., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. и многие другие.
Эта проблема вполне раскрыта. Я проанализировала литературу по данной теме и выявила наиболее освещенные вопросы по развитию связанной речи детей.
С.А. Миронова в книге «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» в разделе «Обучение детей составлению рассказов» раскрывает содержание и методы работы по развитию словарного запаса. В книге «Нарушение речи у дошкольников» (составитель Р.А. Белова-Давид). Е. Г. Корицкая и Т. А. Шимкович в главе «Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей» раскрывают цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей, указывают два направления работы:
- 1. Развитие связанной речи ребенка с опорой на ранее данный готовый сюжет (работа над пересказом прочитанного и составлением рассказов по сюжетным картинкам и сериям последовательных картин).
- 2. Формирование связанной речи и словарного запаса ребенка без опоры на готовый сюжет.
Большое внимание уделили вопросу развития связанной речи Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». [6].
Эта тема достаточно актуальна, так как в логопедии делается акцент на развитие связанной речи у умственно отсталых детей.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей для развития связанной речи у умственно отсталых детей.
У умственно отсталого ребенка дошкольного возраста имеет место несформированность мыслительных процессов, отмечаются слабость произвольного внимания, недостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышления, обнаруживаются выраженные нарушения памяти, речевое недоразвитие. [3]. Уровень развития данных процессов не у всех детей одинаков и поэтому необходим дифференцированный подход в обучении детей с нарушением интеллекта. Но эта тема не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии и требует дополнительного изучения, и поэтому я остановлюсь именно на ней.
Тема курсовой работы «Развитие у умственно отсталых детей 6−7 лет умения составлять рассказ по наглядной схеме-модели».
Цель: Развитие связной речи детей с помощью схем описания и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.
В соответствии с целью моего исследования были поставлены следующие задачи:
- 1. Рассмотреть особенности формирования связанной речи умственно отсталых детей.
- 2. Рассмотреть наглядные опоры при обучении умственно отсталых дошкольников.
- 3. Провести экспериментальное исследование определения методики развития связанной речи умственно отсталых дошкольников.
- 4. Сделать соответствующие выводы.
Работа проводилась на базе речевого детского сада, и полученные данные могут быть использованы для работы логопедов и учителей для обучения умственно отсталых детей.
Объект исследования: Дети старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Предмет исследования: Развитие умения составлять рассказ по наглядной схеме-модели умственно отсталыми детьми.
Гипотеза: Работа будет проходить эффективней в случае коррекции содержания экспериментального занятия относительно схем-моделей.