Педагогический потенциал искусства танца в экологическом воспитании младшего школьника
Представляют интерес сформулированные выводы о роли художественного образа в хореографическом искусстве. Балетмейстер Р. В. Захаров, характеризуя динамику проникновения во внутренний мир образа, пишет, что актеру необходимо глубоко «вжиться», проникнуть в мысли и чувства, состояние героя, события, явления, «чтобы они стали вторым „Я“ актера». О понятии образа, как единстве выразительных средств… Читать ещё >
Педагогический потенциал искусства танца в экологическом воспитании младшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс воспитания нравственного, этического отношения к окружающему природному миру, формирования у детей чувства гармонии с окружающим миром затрагивает глубинные сферы личности и психики человека. Хореографическое искусство обладает особым потенциалом, способным воздействовать на эмоционально-чувственную сферу личности, приближаясь к идеалу гармоничных взаимоотношений Человека и Природы, их коэволюции.
Теоретической базой исследования возможностей пластических искусств в формировании у детей эмоционально-нравственного отношения к природе стали работы выдающихся балетмейстеров, педагогов, искусствоведов: Ю. И. Слонимского, В. Д. Тихомирова, Р. В. Захарова, А. А. Горского, Ж. Баланчина, И. В. Вайнонена, К. Я. Голейзовского и др. В них раскрыты источники творческости создателя балета, исполнителя, значение хореографического образа, музыки в формировании духовно—нравственной сферы личности, развитии эмоционально-чувственного, эстетического отношения исполнителя и зрителя к окружающему миру. Мастера Захаров Р. В. и Тихомиров В. Д. высказывают мысль об условности хореографического искусства, подчеркивают, что без «содержательности» и «одухотворенности» танец «превращается в абстрактное, холодное сочетание», механические движения являются продуктом «невежества и бездарности», но одухотворенное движение становится красноречивым. «Танец имеет обширное душевное содержание. Он откликается на внутренний и внешний мир». В. Д. Тихомиров, для творчества которого природа являлась главным источником вдохновения, выделял нравственные основы искусства, особенности его эмоционального характера, говорил: «Природа искусства вызывает трепет сердца и восторг души человеческой» .Классический танец, как «язык» искусства, воплощается в пластической выразительности человеческого тела, имеющей безграничные возможности. «Это уже не рука, плечо, нога в их простом значении, — это уже слова, и в особенности они начинают звучать, когда тело отдалось движению» логически выстроенным танцевальным комбинациям, являющимся характеристиками образов, в сочетании с позами, выразительными средствами жестами, мимикой", озаренными внутренним светом человеческого чувства".
Представляют интерес сформулированные выводы о роли художественного образа в хореографическом искусстве. Балетмейстер Р. В. Захаров, характеризуя динамику проникновения во внутренний мир образа, пишет, что актеру необходимо глубоко «вжиться», проникнуть в мысли и чувства, состояние героя, события, явления, «чтобы они стали вторым „Я“ актера». О понятии образа, как единстве выразительных средств, пишет балетовед, драматург-сценарист Ю. И. Слонимский: «Образ в балете — это танец, ставший игрой, и игра, ставшая танцем. В подлинном балете танцевальные движения наполнены содержанием, настроением, смыслом, эмоциями поступков и состояний». Решение задачи, поставленной мастерами хореографии, «перевести сценические события и образы в мир больших чувств», представлялось путем реализации комплекса небытоподобных телодвижений, рождающих правдивый эмоциональнохореографический замысел. Ж. Баланчин (американский балетмейстер-педагог, творчество которого связано с музыкально-хореографическим образом, обращался к темам природы, создал новые редакции балетов или отдельных сцен («Щелкунчик», «Лебединое озеро» П. И. Чайковского и т. д.) акцентировал внимание на сценическом образе, продиктованном музыкальным произведением. Его творения есть выразительное танцевально-пластическое прочтение образной музыки. «Думать в пластике» — кредо балетмейстера XX века Г. Баланчина. Он считал, что хореография — это не только «рычаг» в исследовании человеческих возможностей, его совершенства, но и средство для осуществления духовного полета.