Научно методические основы формирования культурно-гигиенических навыков и приемов самообслуживания детей с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте
Гигиеническое воспитание ребёнка является обязательной частью его развития и формирования, как личности гармоничной и полноценной. Трудно представить себе воспитанного и культурного человека, дурно пахнущего, с грязью под ногтями и в неопрятной одежде. Поэтому в раннем возрасте родители стремятся прививать своим детям элементарные гигиенические навыки. Однако можно заметить, что ребёнок без… Читать ещё >
Научно методические основы формирования культурно-гигиенических навыков и приемов самообслуживания детей с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Культурно-гигиенические навыки — это главная часть общей культуры поведения. Требованиями гигиены и нормами человеческих отношений продиктовано не только необходимость соблюдать опрятность, содержать в чистоте лицо, тело, но и прическу, одежду, обувь.
Известный отечественный физиолог Павлов И. П., проводил опыты с собаками, и выяснил, что если у собаки вырабатывать ряд рефлексов на разные раздражители, которые повторят в определенной последовательности, то со временем животное воспроизведёт всю систему ответных реакций при воздействии, лишь одного первоначального раздражителя. Такое устойчивое закрепление определенной последовательности реакций называется динамическим стереотипом [1].
Организм человека приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип, характеризуется, как физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например привычек, навыков, приобретенных потребностей. Комплекс динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу устойчивых особенностей поведения личности.
Динамический стереотип является выражением особого принципа деятельности мозга, как системность. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды, мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешним стереотипом является закрепленная последовательность воздействий, отражаемая во внутреннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления, так как они всегда представляют определенную совокупность признаков: привычная обстановка, последовательность событий, уклада жизни и т. д. И. П. Павлов показал [26], что организм — это единое целое.
Части организма и отдельные органы находятся во взаимосвязи между собой и окружающей средой, которые испытывают на себе её воздействие. Культурно-гигиенические навыки приобретаются путем осознания способов их осуществления, то есть последовательности и необходимости их выполнения. В этом ребенку помогает правильный режим дня.
По определению известного физиолога Н. И. Щелованова «Режим дня в первые годы жизни ребенка — это правильное распределение во времени и правильная взаимно последовательное удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, а так же в деятельности» [28].
Направление усвоения культурно — гигиенических навыков обусловлено укреплением здоровья ребёнка. Важной задачей в целом выступает воспитание культуры поведения.
«Одна из важнейших задач детского сада, — писала Н. К. Крупская — привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее». Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку [27, c. 76].
В психологии по-разному определяется навык, но основная сущность всех его определений заключается в том, что он представляет собой прочное и доведенное до совершенства, в результате многократного целенаправленного упражнения, выполнение действий. Навык характеризуется отсутствием целенаправленного контроля со стороны сознания, оптимальным временем выполнения и качеством. Он представляет собой многоуровневую двигательную систему, в которой всегда имеется ведущий и фоновый уровень, ведущие вспомогательные звенья, автоматизмы разных рангов. Очень сложен и сам процесс формирования навыка.
Н. А. Бернштейн выделяет два периода в построении любого навыка. Первый период — установление навыка — включает четыре фазы:
- — установление ведущего сенсомоторного уровня;
- — определение состава движений путем наблюдения и анализа движений другого человека;
- — выявление адекватных коррекций как «самоощущение этих движений изнутри»;
- — переключение фоновых коррекций в низовые уровни, т. е. процесс автоматизации.
Второй период — стабилизация навыка — также распадается на фазы:
- — срабатывание разных уровней вместе;
- — стандартизацию движений;
- — стабилизацию, обеспечивающую устойчивость к различным «помехам» [12].
Формирование культурно-гигиенических навыков — процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, как путем научения, приучения, поэтому формирование навыков культуры гигиены необходимо планировать в процессе режима дня.
Выдающийся педагог А. С. Макаренко придавал огромное значение режиму дня. Он считал, что «режим — это средство воспитания, правильный режим должен отмечаться определённостью, точностью и не допускать исключений». Наблюдения показали, что в тех учреждениях, где все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне и режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями показатели развития и работоспособности детей высоки.
По проведению режима дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание детям младшего возраста отводится больше, чем детям старшим, так как эти навыки в более старшем возрасти детей уже имеют вид сформировавшихся. Из этого важно подчеркнуть, что возрастные особенности и индивидуальные способности детей играют важную роль в режиме дня.
По мнению исследователей данной проблемы, как Виноградова Н. Ф. и Белостоцкая Е. М., считали, что «режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток ребенка, приученный к строгому распорядку, потребность в еде, сне, наступает через определенные промежутки времени и сопровождаются ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм, как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому смена деятельности осуществляется достаточно эффективно, без лишней затраченной нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. И это способствует формированию у детей необходимых культурно — гигиенических навыков» [26,c. 45].
Уже в первые дни жизни ребенка идет формирование культурно-гигиенических навыков, как не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребёнка, «вхождения» его в мир взрослых.
Что же такое гигиена? Гигиена во первых — это наука о здоровье, о предупреждении болезней, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха. Ее целью является изучение влияний условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена выступает основой профилактики заболеваний [33].
Основные задачи гигиены — изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей;
- — научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;
- — научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.
Санитария имеет практическое осуществление требований гигиены, выполнение необходимых гигиенических правил и мероприятий [32].
В ходе развития гигиены, как науки формировался ряд гигиенических дисциплин, например: гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена физической культуры и спорта и др.
Гигиенические положения занимают столь большое значение потому, что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему и гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности.
Гигиена включает разделы: личная гигиена, закаливание, гигиена жилища, гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями, вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности [32].
Гигиеническое воспитание ребёнка является обязательной частью его развития и формирования, как личности гармоничной и полноценной. Трудно представить себе воспитанного и культурного человека, дурно пахнущего, с грязью под ногтями и в неопрятной одежде. Поэтому в раннем возрасте родители стремятся прививать своим детям элементарные гигиенические навыки. Однако можно заметить, что ребёнок без должного контроля со стороны взрослого зачастую игнорирует установленные для него правила или не делает всего, что должен, как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Ребёнок не всегда моет руки перед едой. Чистит зубы без напоминаний, каждый день принимает ванну и самостоятельно переодевается. В дошкольном и младшем школьном возрасте далеко не всем детям свойственно стремление к полному и точному выполнению всех правил личной гигиены, поскольку их волевая сфера пока ещё только развивается и формируется [25].
Ребёнок школьного возраста должен уметь умываться, желательно прохладной водой по утрам и перед сном. Обязательно всегда мыть руки перед едой, каждый раз после посещения туалета и при возвращении с прогулок. Ребёнка важно приучить вытирать руки полотенцем или носовым платком, если полотенца нет. Ребёнок должен ежедневно перед сном мыть ноги и вытирать их отдельным полотенцем для ног. Ребенок должен уметь аккуратно и правильно чистить зубы при помощи пасты и щётки, после приёма пищи, не менее 2-раз в день в течение 3-х минут.
Ребёнок должен следить за чистотой ушей. Уши нужно чистить по мере необходимости ватной палочкой. Родителям следует научить ребёнка, как правильно чистить уши, чтобы избежать травм.
Детей следует научить принимать душ ежедневно. Мыть голову с шампунем нужно не реже 2-х раз в неделю. Очень важно научить ребёнка правильно обмывать половые органы (это особенно касается мальчиков) и объяснить значимость чистоты этих частей тела. Конечно же, малыш старше 2 лет должен уметь пользоваться туалетной бумагой и обмываться после отправления естественных потребностей.
Ребёнок должен быть приучен ухаживать за ногтями на руках и ногах: своевременно и правильно подрезать ногти и удалять из-под них грязь. Ребёнок должен ежедневно менять нательное бельё, следить за чистотой своей одежды и порядком своей постели. У каждого ученика должна быть индивидуальная расческа (без острых зубьев) и носовой платок [25].
Одним из основных элементов личной гигиены является повседневный уход за кожей лица, рук. Необходимо своевременно приучить ребёнка мыть руки перед едой и после всякого загрязнения, пользования уборной, после игры с домашними животными и т. п. Руки следует мыть обязательно с мылом. Школьникам лучше всего пользоваться детским или глицериновым мылом. Вытираться надо досуха, чтобы кожа не стала шероховатой, и не появлялись трещины (т. н. «цыпки»). Каждый ребёнок должен иметь своё отдельное полотенце. Умываться надо утром и вечером водой обычной комнатной температуры. Особое внимание следует обращать на уход за ногтями. Их надо ежедневно промывать щёткой с мылом и коротко стричь.
Ногти на пальцах рук стригут дугообразно, по возвышению пальцев. На ногах ногти следует стричь прямо, т. к. срезание углов способствует врастанию ногтей.
Ноги следует мыть ежедневно перед сном, как в целях закаливания организма, так и для поддержания чистоты и борьбы с потливостью. Причинами потливости могут быть редкое мытьё ног, перегревание их, ношение резиновой обуви и т. п. Потливость ног может быть устранена гигиеническим уходом и в первую очередь ежедневным мытьём их вначале тёплой, а потом прохладной водой.
Дети должны еженедельно мыться горячей водой (температура 35° - 40°). Маленьких детей, имеющих более тонкую и нежную кожу, лучше мыть губкой, дети школьного возраста могут пользоваться мочалкой. Особого внимания требует уход за волосами. Сухие волосы рекомендуется мыть через 10 дней, а жирные — через 5 — 6 (по мере загрязнения). Жёсткую воду можно смягчить (добавить на таз 1 — 2 ложки питьевой соды). Если кожа на голове шелушится, а волосы сухие, то после мытья и просушивания целесообразно голову смазать касторовым, миндальным или репейным маслом.
Каждый ребёнок должен иметь свою расчёску (а при необходимости свой частый гребень). Короткие волосы нужно расчёсывать от корня к концу волоса, а длинные — расчёсывать в несколько приёмов, начиная с конца их. Приучая девочек самостоятельно ухаживать за своими волосами, мать должна систематически осматривать голову дочери, а время от времени после мытья причёсывать её частым гребнем. Заплетая косы, не следует их слишком туго стягивать, т. к. это способствует выпадению волос. Девочкам не следует постоянно носить косынки, т. к. при этом плохо растут волосы.
Воспитание у детей навыка систематического ухода за зубами и полостью рта является одним из необходимых правил личной гигиены. Зубы нужно чистить ежедневно, обязательно перед сном, а лучше дважды в день утром и вечером; кроме того, рекомендуется полоскать рот тёплой водой после еды [25].
Несколько слов о гигиене наружных половых органов. Остатки мочи отделяемое сальных желез и отмирающие поверхностные клетки кожи образуют массу, которая скапливается в складках наружных половых органов девочек и в области крайней плоти у мальчиков. Помимо дурного запаха, при этом создаются благоприятные условия для размножения здесь микробов, которые могут вызвать образование гнойников и прочине.
Вот почему обмывание наружных половых органов теплой кипяченой водой с мылом должно стать таким же необходимым навыком, как, например, ежедневная чистка зубов.
Девочек надо научить подмываться правильно: чисто вымытыми руками и струей воды, направляемой спереди назад [48].
Семья и школа должны воспитывать у ребёнка навыки гигиенического поведения. Школьник должен знать что, кашляя или чихая, следует закрыть рот рукой и отвернуться от соседа. Следует воспитывать у детей привычку обмывать водой овощи и фрукты, т. к. на немытых фруктах, овощах, ягодах долго сохраняются микробы. Требованием личной гигиены является также чистота окружающих ребёнка предметов — игрушек, книг, одежды, а также чистота комнаты.
Приучая ребёнка соблюдать элементарные правила личной гигиены, таким образом, развиваем в нем дисциплинированность и приучают к ответственности за свое здоровье [25].
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с младшими школьниками необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались [23].
Дети младшего школьного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Для более полноценного развития ребенок с ограниченными возможностями должен обладать определенными навыками и умениями. Наиболее важными для детей с нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Самообслуживание — вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем и т. д. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений детей о предметах окружающей действительности, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, формирования умений выполнять действия по подражанию и по словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Изучение развития культурно-гигиенических навыков у ребенка и соотношение этого развития с полом, возрастом и социальным происхождением и т. д. имеют и непосредственный педагогический интерес, так как лишь хорошо зная социально-трудовые умения данного коллектива, можно построить правильный план педагогической работы с ним и создать надлежащую обстановку для дальнейшего воспитания активности ребенка.
Классификация культурно-гигиенических навыков представлена в исследованиях Куцаковой Л. В. и Логиновой В.И.
Они выделяют:
- — Навыки по уходу за собой.
- — Навыки, относящиеся к питанию.
- — Элементарные движения.
- — Навыки, относящиеся к ручному труду.
- — Уход за помещением.
По мнению Козловой С. А., к специальным задачам развития культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллектуального развития относят:
- — Учить детей этике поведения во время приема пищи, при общении с людьми.
- — Учить детей сервировать стол сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно, убирать посуду после приема пищи.
- — Учить детей мыть посуду под контролем воспитателя.
- — Научить детей отдельным операциям при уборке помещения (вытирание пыли, чистка ковра пылесосом).
- — Научить пользоваться бытовыми приборами: магнитофоном, пылесосом.
- — Учить детей уходу за комнатными растениями (правильный полив).
- — Развивать гигиенические навыки: умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем), туалетной бумагой.
- — Содержать в порядке свою одежду и обувь.
- — Развивать умение работать, учить подчиняться общим требованиям, выполнять словесные инструкции педагога.
- — Активизировать познавательный интерес.
У детей с особенностями интеллектуального развития формирование умений и навыков самообслуживания самопроизвольно не происходит. Обучение составляет одно из направлений работы специалистов и родителей, в основе которого должно быть содержание программы, учитывающей возможности ребенка и ориентированной на решение ближайших коррекционно-образовательных задач.
Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скоррегировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.
К сожалению, не все формы умственной отсталости могут быть диагностированы в младенчестве и раннем детстве. В этом возрасте выявляются наследственные формы олигофрении и нарушения в строении и числе хромосом, а также выраженная умственная отсталость (имбецильность, идиотия).
Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных яслях системы здравоохранения. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях. Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3−4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта.
Работа с детьми раннего возраста, в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.
Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется при активном участии родителей.
При систематической коррекционной работе родителей с умственно отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофрено — педагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.
В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофрено — педагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия.
Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.
Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дошкольники хорошо продвигаются в развитии, это позволяет подготовить их к обучению в специальной школе.
Дошкольники с умственной отсталостью могут посещать специальные группы при массовых детских садах. Обучение в них проводится, как и в специальных детских садах, по специальным программам.
С семи-восьми лет умственно отсталые дети учатся в специальных школах в, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Им также может быть оказана помощь в центрах социально-трудовой реабилитации.
Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
В специальной коррекционной школе VIII вида преподаются, как общеобразовательные предметы такие, как русский язык, чтение, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение, так и специальные коррекционные.
К коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших классах — социально-бытовая ориентировка (СБО).
Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Важное место в специальных школах придается трудовому обучению. Оно уже с IV класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.
Обучение в школе продолжается от восьми до одиннадцати лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика.
Большое место в специальной школе отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами: выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.
Большинство выпускников специальных школ достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Лишь небольшая их часть, попав в неблагоприятные социальные условия, ведет аморальный образ жизни.
Иногда выпускники специальных школ-интернатов испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Юноши и девушки, оставшиеся без родителей, выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии экономно рассчитать свой бюджет. Они часто становятся жертвами обмана. Необходимо длительное сопровождение выпускников специальных школ социальным педагогом так, как это осуществляется за рубежом.
С первых дней жизнь ребенка с особыми образовательными потребностями социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом, что зачастую формирование таких элементарных гигиенических навыков является трудно усваиваемым.
В воспитательном процессе при развитии гигиенической культуры уделяется внимание всем социально значимым навыкам.
Так, при формировании навыка приема пищи, учат различать и называть предметы, необходимые для приема пищи: ложка, вилка, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, скатерть. Закрепляются навыки мытья рук перед едой, пользования ложкой, умение есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать ее.
При формировании гигиенических навыков, учат различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти), знать предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце).
Формируют представление у детей о том, что необходимо следить за собой, закрепляем правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, вытирания полотенцем.
Наиболее сложным в воспитательном процессе является формирование навыка опрятности, где необходимо научить детей во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться, складывать в определенной последовательности одежду, аккуратно и правильно одеваться, умение самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки), следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли, учить пользоваться носовым платком, соблюдать порядок в помещении, убирать свое игровое место.
При формировании выше указанных навыков в воспитательном процессе применяются такие методы и приемы, как дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментах. Для этого мы создаем такие условия, которые будут способствовать развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку.
Для эффективного гигиенического воспитания младших школьников с интеллектуальными нарушениями большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому педагог должен быть для них образцом [11, с. 295].
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить дежурных во время приема в группу круглосуточного пребывания проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.)[13, с.23].
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания — единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с учителем, медицинским работником, техническим персоналом и, конечно, в семье. Обязанность родителей — постоянно закреплять культурно — гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в группе круглосуточного пребывания. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали [14,с.7].
Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать умения четко и последовательно организовывать свою деятельность во время режимных моментов. Детям с нарушением интеллекта прививают элементарные навыки организации свободного времени в соответствии с распорядком жизни дома и в группе круглосуточного пребывания.
Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим [11,с. 202].
В коррекционно воспитательной работе, направленной на формирование культурно — гигиенических навыков умственно отсталых младших школьников, наиболее распространенными являются методы:
Игровой деятельности;
Беседы;
Мультимедийной презентации.
Особое значение в работе с умственно отсталыми младшими школьниками имеет игровая деятельность. Именно она позволяет учителю более активно воздействовать на младшего школьника с интеллектуальными нарушениями. К данной категории относятся загадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации («Научим Петрушку мыть руки»). В играх с куклами формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества — заботливое отношение к партнеру по игре — кукле, которое переносится затем на сверстников [29].
Использование игровых приёмов, весьма эффективный метод, они должны быть похожи на настоящую игру и обладать её существенными признаками: представлять собой продуманные педагогом игровые задачи, соответствующие им игровые действия с целью обучения, воспитания и развития детей. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Но для играющих детей воспитательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактической игре присущи две функции в процессе коррекционного воспитания:
Первая функция — совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
Вторая функция дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой (учебной) деятельности, к которой они подготавливают.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- — Игры с предметами (игрушками), в которых особое место занимают сюжетно — дидактические, где дети выполняют определенные роли, и игры — инсценировки, которые помогают уточнить представления о различных предметах;
- — Настольно-печатные. Эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
- — Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность [24].
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры, управляет поведением детей. Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. В педагогическом процессе дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей и требует чуткого руководства педагога.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях:
- -подготовка к проведению дидактической игры;
- -проведение дидактической игры и её анализ.
Необходимо создавать условия для игр:
- — подбирать соответствующий дидактический материал,
- — дидактические игрушки, игры. Продумать, как можно разместить, дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимного обучения детей [24].
В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки.
Эффективным методом уточнений, систематизации представлений о культуре гигиены школьников с особыми образовательными потребностями является беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания [11, с. 297].
Беседа, как метод воспитания, отличается существенным своеобразием. Содержание бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего самих школьников. Педагог даёт характеристику тем фактам и поступкам, которые ребёнок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми [11, с. 297].
Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребёнку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.
Беседы — это плановые, подготовленные и организованные занятия, но обращаясь к задачам воспитания культурно — гигиенических навыков, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых надо усилить в данной группе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей[11, с. 298].
Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т. е. один раз в течение полутора-двух месяцев.
Следует помнить: главная цель бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребёнка в кругу сверстников.
Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как воспринимают его.
Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям [11, с.296].
Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следуют заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки: педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребёнка. Это позволяет обоснованно определить, как дети восприняли идею, мораль произведения, и даёт возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают те факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.
Эффективным методом мотивации детей при формировании культурно — гигиенических навыков младших школьников с нарушениями интеллекта являются современные методы создания мультимедийных презентаций [11, с.296].
Мультимедийные презентация — это обучающий мини мультик, электронная звуковая книжка с красивыми картинками. Несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам с интеллектуальными нарушениями; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению [31].
Младшему школьнику, с его наглядно — образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому — то так важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей [31].
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить процесс воспитания так, чтобы добиться максимального воспитывающего эффекта.
Кроме того, воспитательные мероприятия, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока — принцип фасциации (принцип привлекательности).
Грамотное использование компьютера (программы Power Point) решает проблему дефицита подвижной наглядности в процессе воспитания.
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) в процессе воспитания зависят, конечно, от содержания данного воспитательного мероприятия.
Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
— При изучении нового материала.
Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса [31].
— При закреплении новой темы.
Для проверки знаний о культуре поведения и соблюдении норм гигиены. Компьютерное тестирование — это проверка и хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя.
— При решении задач воспитывающего характера [31].
Средство эмоциональной разгрузки.
Во время проведения бесед или рассказа стоит включить видеозаставки или мультфильмы при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией. Что очень важно для нашей работы — мультимедиа — программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог [31].
Вопросы самообслуживания связаны с компетенциями здоровье сбережения, что означает овладение детьми необходимыми знаниями и процедурами ведения здорового образа жизни, поддержания своей функциональной и психофизиологической дееспособности. Они основываются на согласованной динамичной системе мировоззренческих установок и стереотипов поведения, продуцирующих такую форму структурирования ребенком своего личного времени, содержания текущей деятельности и организации индивидуального пространства жизни, которые отвечают его благополучному функционированию как природного и социального существа.
У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. У них отмечается недостаточный уровень развития необходимых для полноценной жизни элементарных бытовых навыков и навыков самообслуживания.
Еще одним методом воспитания культура гигиенических навыков и приемов самообслуживания является метод гигиенического практикума.
Данная форма организации деятельности учащихся направлена на развитие и совершенствование гигиенических умений и навыков. Первая часть заданий включает отработку элементарных правил самоорганизации: опрятный внешний вид, соблюдение правил личной гигиены, культурное поведение за столом и др. Вторая часть заданий предполагает активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ [48, с.63].
Предварительно педагог и родители должны подготовить необходимое оборудование. Учитель может помогать выполнять задания, показывать, как правильно их сделать. Здесь важно, чтобы каждый ребенок работал над заданиями, участвовал в обсуждении. Занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.
- 1. Чистые руки:
- — показать, как правильно мыть руки;
- — доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.
- 2. Здоровые зубы:
- — показать на рисунке последовательность чистки зубов;
- — почистить зубы щеткой и пастой;
- — доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские «Чебурашка», «Я сам», «Мое солнышко», «Дракоша» и др.);
- — составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов» .
- 3. Красивые ногти:
- — показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;
- — правильно подстричь ногти на руках;
- — порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.
- 4. Внешний вид:
- — выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т. д.;
- — показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;
- — доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.
- 5. Я и мое здоровье.
Для укрепления знаний детей младшего школьного возраста о гигиене, проводятся классные часы, на темы:
— «Личная гигиена школьника».
Цель: формирование верных представлений о гигиене, у младших школьников. Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.
- — «Личная гигиена и гигиена жилища» (беседа-диалог).
- — «Кто аккуратен, тот людям приятен»
- — Презентации «Культура питания школьника»
- — «Уход за зубами»
Цель: привитие младшим школьникам навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами, знакомство второклассников с основными правилами ухода за зубами.
- — «Режим дня. Режим работы и отдых»
- — «Гигиена мальчиков»
- — «Гигиена девочек» и т. д.
Предлагаем закрепляющее занятие по формированию культуры гигиены как часть здорового образа жизни.
Тема: «Что значит здоровый образ жизни?».
Цель: Познакомить с понятием «здоровый образ жизни», привлечь учащихся к здоровому образу жизни, включающему высокую двигательную активность, правильное питание, соблюдение режима дня, соблюдение гигиенических требований; проводить пропаганду здорового образа жизни среди учащихся.
Форма проведения: игра и беседа.
Оборудование: медиа проектор, компьютер, экран, презентация (смотрите приложение).
Ход урока:
- 1. Организационный момент.
- 2. Постановка цели урока и сообщение темы.
- — Сегодня мы узнаем, что значит «Здоровый образ жизни». Но сначала я предлагаю вам поиграть вместе с телеведущим Леонидом Якубовичем в игру «Поле Чудес в стране Здоровья». А пока вы будете играть, ваша задача будет подумать, что значит «здоровый образ жизни».
- 3. Игра «Поле Чудес в стране Здоровья». (слайд 1)
«В путь дорогу собираемся За здоровьем отправляемся».
— Когда Леонид Якубович ведет телеигру «Поле Чудес», то победители получают денежные призы или технику. В результате нашей игры вы не получите денежные призы или технику, а приобретете знания, которые помогут вам сохранять и укреплять ваше здоровье. А здоровье, как известно, ценится больше всего на свете.
Условия игры (слайд 2): В игре нет туров, финала и суперигры (это сделано для того, чтобы все дети могли принять участие от начала игры и до конца). Дети группы делятся на 3 команды. Команда, вытянувшая по жребию право первой делать ход, выбирает категорию на барабане (переход к заданию осуществляется по гиперссылке щелчком мыши по выбранной категории). Если команда ошибается, то ход переходит к другой команде. Команда может назвать слово целиком или отгадывать его по буквам. На доске табличка для внесения баллов за правильные ответы.
Задания для игры:
* Категория «Режим дня» (слайд 6):
Когда он к нам приходит, То в сказку всех уводит.
А солнышко взойдет ;
Он сразу и уйдет. (сон).
- — Вспомните, что еще, кроме сна, должно быть обязательно включено в ваш режим дня. (за дополнительные баллы)
- * Категория «Гигиена 1» (слайд 3):
Костяная спинка, Жесткая щетинка, С мягкой пастой дружит, Нам усердно служит. (Зубная щётка).
- — Назовите еще предметы, которые относятся к личной гигиене (за дополнительные баллы)
- * Категория «Гигиена 2» (слайд 4):
Я маленькое, я гладенькое, Покорное, не спесивое.
Я в скачке пеной брызгаю, Как дикий конь спесивый. (мыло).
* Категория «Гигиена 3» (слайд 5):
Вафельное и полосатое Гладкое и лохматое, Говорят нам два конца:
«Помойся хоть немножко, Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня Испачкаешь меня!" (полотенце).
* Категория «Спорт 1» (слайд 7):
Выполнение гимнастических упражнений утром. (зарядка).
- — Выполнение зарядки каждый день — это выработанная привычка. А все ли привычки людей полезны для здоровья? (курение, алкоголь, наркомания) — доп.баллы.
- * Категория «Спорт 2» (слайд 10):
Два волка бежат, оба на небо глядят. (лыжи).
- — Какими видами спорта можно заниматься в вашем возрасте для укрепления здоровья? (доп.баллы).
- * Категория «Питание 1» (слайд 8):
Эти вещества люди называют полезными, потому что они делают человека здоровым, помогают защищаться от болезней. Если их не хватает в организме, то человек очень часто болеет. (витамины).
* Категория «Питание 2» (слайд 9):
Толстобокие матрёшки С веток глянули в окошко. (фрукты).
- — Какие еще продукты способствуют укреплению здоровья и содержат много витаминов? (доп.баллы).
- — Какие продукты считаются вредными для здоровья? (доп.баллы)
- 4. Проблемная ситуация. Определение понятия «здоровый образ жизни». (Дети определяют понятие «здоровый образ жизни»)
Вывод: Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
- 5. Подведение итогов.
- 6. Домашнее задание: нарисовать рисунок или изготовить коллаж «Мы за здоровый образ жизни!».
Создаем свои проектные работы, в которых участвуют и родители:
«Я чистюля».
«Рубашка и галстук».
«Я помощник».
Рисунки учащихся на тему гигиена к произведениям В. Лившица «Перчатка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», Н. Носова «Заплатка», В. Одоевского «Мороз Иванович», К Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» .
Ставим инсценировки по стихотворению В. Лившица «Неряха» .
Весёлые конкурсы:
- *" Причеши куклу" .
- *" Зеркало" Глядя на себя в зеркало, произнеси 5 раз с разными интонациями фразу
- *" Какой я красивый и аккуратный". Старайся не рассмеяться.
- *" Повесь школьный костюм на вешалку" .
Формирование навыков личной гигиены предлагаем осуществлять через использования индивидуальных воспитательных маршрутов или траекторий.
Индивидуальный воспитательный маршрут (траектория) — это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его воспитании [41.].
С понятием «индивидуальный воспитательный маршрут», существует понятие «индивидуальная воспитательная траектория». (Г.А. Бордовский, С. А. Вдовина, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская и др.). Обладающее более широким значением и предполагающее еще несколько направлений реализации:
- -содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
- -деятельностный (специальные педагогические технологии);
- -процессуальный (организационный аспект).
Индивидуальная воспитательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
Выбор того или иного индивидуального воспитательного маршрута определяется комплексом факторов:
- — особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его воспитанников и их родителей в достижении необходимого воспитательного результата;
- — профессионализмом педагогического коллектива;
- — возможностями учреждения удовлетворить воспитательные потребности воспитанников;
- -возможностями материально-технической базы воспитательного учреждения.
Эффективность разработки индивидуального воспитательного маршрута определяется рядом условий:
- — осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального воспитательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня воспитания;
- — осуществление целенаправленной деятельности по формированию у учащихся устойчивого интереса к процессу воспитательного маршрута;
- -осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса разработками индивидуального воспитательного маршрута;
- — организация рефлексии как основы коррекции индивидуального воспитательного маршрута.
Логическая структура проектирования индивидуального воспитательного маршрута может быть представлена тремя этапами:
- -самоопределение,
- -построение маршрута
- — и оформление.
Этап самоопределения включает в себя определение воспитательной целей (индивидуальный выбор цели воспитания), прогнозирование результатов и выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели.
Этап построения индивидуального воспитательного маршрута включает себя следующие шаги:
- -определение содержания воспитания,
- -планирование собственных действий по реализации цели,
- -разработка критериев и средств оценки полученных результатов.
Диагностическая работа занимает особое место в коррекционно-педагогическом процессе, играет роль индикатора результативности оздоровительных, коррекционно-развивающих и воспитательно-образовательных мероприятий. Таким образом, в коррекционно-педагогическом процессе органично переплетаются задачи изучения ребенка и оказания ему психолого-педагогической помощи.
Решение этой проблемы тесно связано с отслеживанием результатов образовательной деятельности и оценки степени ее эффективности. Таким образом, формируются два направления диагностико-мониторинговой деятельности: диагностическое и контрольно-мониторинговое.
Многообразие проявлений и различная выраженность нарушений развития обусловливает сложность комплектования специальных детских садов (групп) или классов. Специалистам ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) приходится решать задачи дифференциации сходных состояний, при этом не исключаются диагностические ошибки. Таким образом, контингент воспитанников каждой группы (учащихся коррекционного класса) может оказаться разнородным: в него могут войти дети с различными вариантами и степенью выраженности нарушения, соответствующего профилю учреждения, дети с дополнительными недостатками развития. Педагогическая запущенность усугубляет имеющиеся нарушения и усложняет адаптацию детей к условиям образовательной среды.
Несмотря на пристальное внимание специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии, медицины, проблема дифференциальной диагностики и индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии требует углубленной разработки. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с интеграционными тенденциями в системе образования. В условиях интеграции от каждого педагога может потребоваться умение конструировать индивидуальные дифференцированные программы для воспитанников (или учащихся) с проблемами в развитии. В этом случае диагностическое исследование становится необходимым инструментом для определения образовательных потребностей и возможностей ребенка, для анализа, оценки и прогнозирования индивидуальных достижений в сфере личностного и познавательного развития, усвоения учебной программы.
Диагностическое обследование в условиях специального детского сада или школы отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК. Ведущей задачей ПМПК является выявление отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута. Приоритетной является задача дифференциальной диагностики.
В условиях специальной школы или дошкольного учреждения диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.
Диагностическая работа строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, Д. Б. Эльконина и др.
- — Принцип комплексного подхода предполагает взаимодействие разных специалистов (врачей, психологов, педагогов) при определении причине механизмов психологической сущности и структуры нарушения развития ребенка. Каждое направление диагностики имеет дифференцированные цели и задачи, некоторые из которых будут раскрыты ниже.
- -Принцип системного подхода к изучению ребенка лежит в основе определения структуры дефекта развития и иерархии отклонений. При психоло-педагогическом изучении ребенка оценивается не только то, какие психические процессы нарушены, но и какие звенья структуры психической деятельности ребенка несовершенны (отстают в развитии), а какие сохранны.
- — Принцип единства качественного и количественного анализа результатов обследования.
Качественный анализ результатов исследования позволяет учитывать не столько факт выполнения или невыполнения задания, или количество выполненных заданий. Главным в оценке является качественный анализ процесса деятельности ребенка, что предполагает:
выявление отношения ребенка к собственным ошибкам и результату деятельности;
оценку регуляторных функций, обеспечивающих произвольные формы психической деятельности;
анализ содержательной стороны деятельности и ее результатов;
выявление особенностей реакции на замечания педагога или реплики товарищей;
определение условий, позволяющих качественно улучшить деятельность ребенка;
определение качественных особенностей психических процессов и уровня их развития.
— Принцип структурно-динамического подхода ориентирован на изучение особенностей развития ребенка с точки зрения соответствия возрастным нормативам. Важно выявить, каков характер последовательности созревания и развития психических функций, как он соотносится с закономерностями онтогенеза.
В условиях коррекционного обучения обязательно учитывается характер динамики развития каждого ребенка, так как она может отражать сущность отставания.
Важно выявить условия, при которых затруднено выполнение задания и, главное, при каких условиях происходит значительное улучшение результатов деятельности, то есть выявить, какова истинная обучаемость ребенка, каковы его потенциальные возможности. Согласно концепции Л. С. Выготского о двух уровнях психического развития в процессе обследования ребенка изучается как уровень его актуального развития, так и «зона ближайшего развития». Анализ характера помощи взрослого, спсобности к переносу новых способов действий в измененные условия позволяет выявить особенности обучаемости воспитанника. С одной стороны, обучаемость выступает в качестве основного дифференциально-диагностического критерия при разграничении сходных состояний. С другой стороны, имеет значение для построения индивидуальных и групповых программ коррекционно-образовательной работы, выбора стиля и характера взаимодействия педагога и ребенка.
— Принцип деятелъностного подхода. На различных возрастных этапах диагностическая работа должна строиться с учетом ведущей деятельности, ее основных структурных компонентов, уровня сформированности и перспектив развития основных возрастных новообразований.
При обследовании ребенка дошкольного возраста должен быть определен уровень сформированности предметной и особенно игровой деятельности — ее основных структурных компонентов (перенос значений с одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения открытому правилу игры), исследованы некоторые стороны психического развития (наглядно-образное мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств, развитие общих представлений).
Не менее важным является анализ субъективной активности в самостоятельной исследовательской и продуктивной деятельности. При обследовании ребенка школьного возраста особое внимание уделяется изучению его учебной деятельности, школьных навыков.
Такую экспертизу осуществляют специалисты соответствующих структур органов управления образования.
- — Принцип ранней диагностики отклонений в развитии. Раннее выявление отклонений и начало коррекционно-развивающей работы в раннем и дошкольном возрасте позволяют учитывать сензитивность различных функций и максимально использовать потенциальные возможности развивающегося мозга.
- -Принцип единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа позволяет продуктивно использовать результаты обследования для построения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.
Определяя цели и задачи изучения ребенка, отбирая диагностические методики, специалисту необходимо представлять общие закономерности психического развития, логику формирования высших психических функций, основные этапы формирования личности, а также знать психологические особенности детей с отклонениями в развитии.
Индивидуальные образовательные потребности ребенка определяются с учетом показателей познавательного и личностного развития, выявленных при обследовании. Учитывая сложность построения диагностического процесса и ответственность специалистов за полученные результаты, приведем некоторые требования, на которые следует ориентироваться при реализации диагностической деятельности.
Результатом данного этапа может быть программа конкретных действий по реализации замысла (индивидуального воспитательного маршрута).
Этап оформления индивидуального воспитательного маршрута предполагает своего рода фиксацию замыслов в определенном документе (к числу таких документов могут быть отнесены индивидуальный учебный план, индивидуальная воспитательная программа), после чего начинается этап реализации индивидуального воспитательного маршрута.
Поскольку построение индивидуального воспитательного маршрута обусловливается учетом индивидуальных особенностей личности, таких как: — состояние здоровья и уровень физического развития ребенка,.
- — особенности развития психических процессов,
- — особенности интересов,
- — склонностей, способностей, темперамента, характера личности,
- — и как следствие — уровень усвоения изучаемого материала, необходимо создание документа, отражающего все вышеперечисленные параметры.
Таким документом предлагается взять разработку индивидуальной карты развития ребенка — документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего образовательное учреждение, в динамике.
Цель использования карты — выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития и как результат — проектирование индивидуального воспитательного маршрута в рамках усвоения и применения знаний и навыков личной гигиены в процессе воспитательной работы.
Индивидуальная карта развития заводится один раз при поступлении воспитанника в образовательное учреждение и заполняется на каждого на протяжении всего периода воспитательной работы специалистами, которые ведут воспитательную, коррекционно-развивающую работу с ребенком. В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального воспитательного маршрута.
Способ построения индивидуального воспитательного маршрута ребенка, по моему мнению, должен характеризовать особенности его воспитания и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер.
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся: занятия в классе, групповые занятия, самостоятельное изучение материала, домашняя самостоятельная работа. Все занятия и достижения фиксируются в журнале индивидуального — маршрута.
Главной целью поставить формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и состояние общества, обеспечение теоретической и практической подготовки учащихся к здоровому образу жизни.
Таким образом, индивидуальный воспитательный маршрут предусматривает постановку и реализацию следующих задач:
- -Усвоение навыков самообслуживания и личной гигиены в различных жизненных ситуациях, успешная социализация детей в обществе.
- -Воспитание навыков самоконтроля по уходу за своим внешним видом необходимых для полноценной жизни детей с ограниченными возможностями развития.
- -Осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами.
Предложенный метод позволяет через длительную и активную деятельность самого ребенка привести к достижению более высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми с особенностями развития.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, в процессе целенаправленной воспитательной работы культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых становится потребностью для младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Оптимизации выделенных культурно — гигиенических навыков младших школьников в группе круглосуточного пребывания и будет посвящена наша экспериментальная работа.