Разработка в педагогике проблемы целей воспитания
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как… Читать ещё >
Разработка в педагогике проблемы целей воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания понимаются заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Крупнейший физиолог и психолог В. М. Бехтерев (1857 — 1927) в работе «Вопросы воспитания в возрасте первого детства» писал о том, что решение вопроса о целях воспитания — это непосредственное дело педагогической науки. «Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели — подчеркивал он — есть во всяком случае дело науки…».
Определение цели и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Отметим в этом отношении два важнейших положения.
Первое сводится к тому, что обстоятельственное значение целей воспитания непосредственно влияет на разработку педагогической теории. Чёткое представление о том, какого человека мы хотели бы сформировать, сказывается на трактовке сущности самого воспитания. Например, с давних времён в педагогике разрабатывались два подхода к осуществлению воспитания. Один из этих подходов преследовал цель сформировать послушную, безропотно подчиняющуюся установленному порядку личности. Воспитание сводилось главным образом к понуждению детей к определённым формам поведения, различным мерам внешних воздействий, вплоть до физических наказаний. Многие педагоги пытались оправдать такое воспитание теоретически, полагая, что дети от природы якобы обладают необузданностью, которую необходимо подавлять силой авторитета педагога, различными запретами и ограничениями. Поэтому такое воспитание стали называть авторитарным.
Второе положение основывается на том, что целью воспитания должно быть формирование свободной, духовно развитой и чувствующей своё достоинство личности. В педагогике разрабатывались гуманистические идеи воспитания, выступали за уважительное отношение к детям, создание новой педагогики, проникнутой верой в интеллектуальное и морально — эстетическое совершенствование личности.
С этой точки зрения должно быть также понятно, что цели, которые ставились и ставятся перед воспитанием, не могут не влиять на разработку теоретических подходов к определению его содержания и методики воспитательного процесса. Не меньше значение целевая направленность воспитания имеет для практической работы учителя. Касаясь, этого вопроса К. Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить на вопрос, что он хочет строить — храм ли, посвященный богу истины, любви и правды, просто ли дом, в котором жилось бы уютно, красивые ли, но бесполезные торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие, раззолоченную ли гостиницу для обирания нерасчётливых путешественников, кухню ли для переварки съестных припасов, музеум ли для хранения редкостей или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому уже в жизни ненужного хлама? То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели воспитательной деятельности» [2, с.17−18].
Подобную мысль высказывал и А. С. Макаренко. Он подчёркивал, что воспитатель должен уметь проектировать личность воспитанника. Но чтобы проектировать личность, нужно хорошо знать, какой она должна быть и какие качества у неё нужно формировать.
Если мы обратимся к истории, то увидим, что в различные периоды развития общества цель воспитания определялась по-разному, но она всегда была связанна с развитием качеств и «добродетелей», которые были необходимы не только для выживания в мире, но и для достижения согласия в обществе.
В своё время немецкий педагог В. Рейн (1847 — 1929) писал о том, что «воспитание должно вырабатывать из воспитанника истинно хорошего человека, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искреннего…».
В подобном же плане высказывался и известный педагог и психолог Эдвард Торндайк «Воспитание в целом должно развивать в человеческом существе благожелательность к людям… Эти цели воспитания вообще — доброжелательное отношение к людям, устранение полезной и счастливой жизни, стремление к благородным, чистым наслаждениям — это в то же время и в частности конечные цели школьного воспитания» [3, с. 27].
Во второй половине 19 и в начале 20 В. в европейской педагогике складывается теория «свободного воспитания», в основе которой лежала выдвинутая ещё Руссо идея о якобы природном умственном и нравственном совершенствовании ребёнка. Её создатели Э. Кей, К. Н. Вентцель, М. Монтессори и др., также не призывали, социальных основ формирования детей в качестве целевых установок воспитания считали развитие спонтанно проявляющихся интересов и склонностей детей, обеспечение им полной, ничем не ограниченной свободы и невмешательства в их формирование., Эта теория исходила из необходимости ставить в центре воспитания следование за интересами и влечениями детей.
Основная цель (идеал) современного воспитания — формирование всесторонне и гармонично развитой личности Для того, чтобы личность гармонично развивалась, необходимо сочетать несколько форм воспитания: физическое, умственное, трудовое и творческое.
Физическое воспитание направлено на укрепление сил и здоровья, выработку правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей.
Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Оно направлено на развитие пытливости ума, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности, умения удерживать внимание на предмете изучения и самостоятельно производить поиск нужной информации.
Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является техническое обучение, или приобщение её к современным достижениям техники, в том числе и бытовой, овладение умениями и навыками труда на более распространенных машинах, а также обращения с различными инструментами и техническими приспособлениям.
Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности. Огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно требует, эстетического воспитания.
Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общество, всестороннее и гармоничное развитие личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. Именно в этом смысле оно выступает как общая цель воспитания, реализация которой возможна только в педагогическом процессе.
Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.
Выделяют общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
В формировании целей воспитания находят отражение многие объективные причины. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижение философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность цели. Но определяющим фактором всегда является идеология или религия и политика государства в области образования.
Главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
В соответствии с целью воспитания выделяют виды воспитания, которые реализуются через систему задач.
Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований Задачи умственного воспитания следующие:
- · усвоение определенного объема научных знаний;
- · формирование научного мировоззрения;
- · развитие умственных сил, способностей и дарований;
- · развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
- · развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания следующие:
- · укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
- · повышение умственной и физической работоспособности;
- · развитие и совершенствование природных двигательные качеств;
- · развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
- · воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности коллективизма);
- · формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
- · развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, и как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.
Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Эстетическое (эмоциональное) воспитание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:
- · формирование эстетических знаний и идеала;
- · воспитание эстетической культуры;
- · формирование эстетического отношения к действительности;
- · развитие эстетических чувств;
- · приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
- · формирование стремления быть прекрасным в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.