Карта интересов.
Метод проектов как средство развития познавательного интереса школьников к математике
Когда мы перешли к вопросу о том, как организовывается работа над проектом, мы увидели, что ребята испытывают большие трудности. Но с помощью наводящих вопросов мы помогли им выделить этапы работы над проектом: планирование, аналитический, обобщение информации и этап представления результатов. Затем вместе рассмотрели виды проектов, и в конце занятия ребятам были выданы «Инструкция» (Приложение… Читать ещё >
Карта интересов. Метод проектов как средство развития познавательного интереса школьников к математике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Опросник разработан А. Е. Голомштоком, предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника. Для определения ведущих интересов учащимся предлагается перечень вопросов на которые они отвечают письменно. Обработка и анализ методики проводятся в соответствии с ключом.
«Познавательный интерес школьника».
Тест разработан К. Н. Волковым, используется для определения степени выраженности познавательного интереса школьников.
«Познавательный интерес школьников».
Тест разработан А. А. Горчинской, предназначен для выявления уровня выраженности познавательного интереса у школьников. Результаты обработки определяются по десятибалльной шкале, следующим образом:
- — высокий уровень (8 — 10 баллов);
- — средний уровень (5 — 7 баллов);
- — низкий уровень (0 — 4 баллов).
После обработки и анализа ответов были получены следующие результаты для 8 класса:
- — высокий уровень у одного учащегося;
- — средний уровень у пяти учащихся;
- — низкий уровень у шести учащихся.
Согласно полученным данным была построена диаграмма, отражающая уровень познавательного интереса учащихся 8 класса на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы. (Рис. 1).
Рис. 1. Уровень сформированности познавательного интереса.
Проведение констатирующего этапа показало, что нужно повысить уровень познавательного интереса до более высокого уровня. Наиболее продуктивным будет использование метода проектов на дополнительных занятиях по математике.
Для решения обозначенной проблемы нами на формирующем этапе эксперимента была организована работа учащихся над проектами на внеклассных занятиях по математике.
Формирующий этап длился 3 недели педагогической практики. Цель этапа: организация работы учащихся экспериментального класса над проектами по математике с целью формирования у них познавательного интереса.
За это время мы организовали работу учащихся над двумя проектами: «Теорема Пифагора» (Приложение 1) и «Квадратные уравнения» (Приложение 2), в которых были задействованы 12 учащийся. При этом работа над проектом строилась в соответствии с разработанными нами и описанными в параграфе 2.2. этапами.
Ребята до этого момента не сталкивались с методом проектов. По этому, первое внеклассное занятие мы посвятили знакомству с проектной деятельностью, на этом занятии учащиеся познакомились с правилами, этапами работы над проектами, с видами проектов и критериями их оценивания. Занятие проходило в форме беседы, мы задавали учащимся вопросы, например, на вопрос «Что такое проект?» мы получили разные ответы: «Это план выполнения каких-то действий, это фабрика звезд, телешоу». Узнав мнения ребят о том, что такое проект, мы обобщили и пришли к выводу, что проект — это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.
Когда мы перешли к вопросу о том, как организовывается работа над проектом, мы увидели, что ребята испытывают большие трудности. Но с помощью наводящих вопросов мы помогли им выделить этапы работы над проектом: планирование, аналитический, обобщение информации и этап представления результатов. Затем вместе рассмотрели виды проектов, и в конце занятия ребятам были выданы «Инструкция» (Приложение 3), в которых зафиксирован основной теоретический материал по проектной деятельности. Было заметно, что учащихся заинтересовали такого рода занятия, ребята задавали вопросы и интересовались, когда мы приступим к работе.
Так прошло наше первое занятие. Далее занятия проводились параллельно, ребята распределились по тематике проектов, в соответствии с этим приходили во внеурочное время на запланированные внеклассные занятия. Дадим описание работы учащихся над выбранным проектом.