З. З. З. З. Техника проведения критического анализа проблемной ситуации
Совмещение конкурирующих точек зрения (синтез); применение концепций, теоретических моделей как инструментов деятельности в разных контекстах. Описание (фиксация понимания); определение границ проблемной ситуации; применение концепций в разных контекстах как инструмента деятельности. На рис. 3.11. представлен целостный процесс работы с проблемной ситуацией: от описания проблемной ситуации… Читать ещё >
З. З. З. З. Техника проведения критического анализа проблемной ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главная задача критического анализа — объяснить суть возникшей проблемной ситуации, ответив на вопросы: Почему она возникла? Что лежит в ее основе? Каковы причины ее появления? Для того чтобы сделать проблему ясной (объяснить), надо найти расхождение, разрыв между существующей и желаемой ситуациями, т. е. между тем, что есть, и тем, что требуется. Человек, в нашем случае обучающийся взрослый, сравнивает сущее («есть») с некоторой нормой («должное»), выявляет разрывы и фиксирует систему противоречий. Исходя из связей и отношений между известным и неизвестным становится возможным искать и находить нечто новое, до этого скрытое, неизвестное.
Таким образом, проведение критического анализа позволяет понять суть и объяснить проблемную ситуацию, а также подготовить почву для собственно формулирования проблемы.
Техника формулирования проблемы
Описание, анализ и критический анализ проблемной ситуации проводятся ради того, чтобы, в конечном счете, сформулировать проблему.
Известно, что проблема — это расхождение, разрыв между существующей и желаемой ситуациями, т. е. между тем, что есть, и тем, что.
требуется. Для того чтобы сформулировать проблему, важно обозначить и третью составляющую — недостающее звено, проблемную зону. Известно изречение, что сформулировать проблему — это значит наполовину ее решить. Таким образом, в формулировке проблемы должна прослеживаться цель (проблема — это антипод цели) как некоторый путь, стратегия ее решения. Итак, сформулированная проблема — это продукт мышления человека, содержащий три части: «есть», «требуется», недостающее звено (проблемная зона). В этом случае мы не только фиксируем проблемную зону, но и пробрасываем вперед цель, направление ее разрешения.
Проблема может быть сформулирована, например, в виде вопроса: «Какова модель…, позволяющая снимать такое-то противоречие?», «Каковы должны быть шаги (стратегия) поиска ресурсов для… в условиях???».
На рис. 3.11. представлен целостный процесс работы с проблемной ситуацией: от описания проблемной ситуации до постановки проблемы1.
В качестве подведения итогов обсуждения проблемно-поисковых технологий приведем перечень когнитивных (познавательных) навыков, развиваемых при систематическом использовании данной группы технологий (табл. 3.3).
Рис. 3.11. Техника постановки проблемы
1 Схема получена в результате виртуальной дискуссии тьюторов Программы Сертификата МИМ ЛИНК.
Когнитивные навыки и способности, развиваемые при использовании проблемно-поисковых технологий
Таблица 3.3
Фазы исследования. | Когнитивные навыки. |
Описание/анализ. | Реконструкция (расчленение и последовательное воссоздание) структурирование (выделение элементов, взаимосвязей и взаимоотношений); визуализация; выявление смыслов; интерпретация; соотнесение; классификация; описание (фиксация понимания); определение границ проблемной ситуации; применение концепций в разных контекстах как инструмента деятельности. |
Критический анализ. | Выделение затруднений, противоречий, проблемных зон; выявление смыслов, причинно-следственных связей; сравнение и оценка различных точек зрения; формулирование проблемы; применение концепций, теоретических моделей как инструментов деятельности в разных контекстах. |
Конструирование. | Выдвижение предположений (построение гипотез); выделение аргументов и оснований; построение доказательств; проектирование; конструирование; совмещение конкурирующих точек зрения (синтез); применение концепций, теоретических моделей как инструментов деятельности в разных контекстах. |