Общее представление о личности в психологии
Зачастую педагог сталкивается с разными ситуациями и проблемами, связанных с педагогической деятельностью, где ему необходимо проявить инициативу, разобраться в ситуации, и, руководствуясь не только знаниями собственного предмета, но и знаниями психологии, а так же знаниями психологических особенностей учащихся со стороны социально — психологического анализа и условий оптимизации процесса… Читать ещё >
Общее представление о личности в психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чтобы максимально успешно осуществлять свою профессиональную деятельность, необходимы определённые знания психологии и педагогики, так как все люди разные по своим психо — физическим свойствам: у всех свои интересы, и у каждого есть своя точка зрения, личный опыт, знания и умения, характер и темперамент, поэтому зачастую возникают недопонимания и противоречия, которые могут перерасти в конфликт. Поэтому, чтобы исключить такие случаи, необходимо понимать психологию человека как личности.
Зачастую педагог сталкивается с разными ситуациями и проблемами, связанных с педагогической деятельностью, где ему необходимо проявить инициативу, разобраться в ситуации, и, руководствуясь не только знаниями собственного предмета, но и знаниями психологии, а так же знаниями психологических особенностей учащихся со стороны социально — психологического анализа и условий оптимизации процесса их обучения и воспитания.
Следовательно, знание основ психологии является неотъемлемым звеном в становлении педагога как личности и профессионала.
Понятие «личность» исходит от такого понятия, как «индивид», а в свою очередь индивид-это конкретная принадлежность к человеку, как представителя человеческого рода. Навыки и умения человека обуславливаются способностями, которые заложены в него, на инстинктивном уровне, т. е. наличие интеллекта, возможность прямохождения и т. д. В свою очередь личностьэто внутренняя сущность человека, именно она и людей как личностей.
Б. В. Зейгарник рассматривает существующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития: теории личности фрейдизма и неофрейдизма, гуманистические теории личности, теории личности французской социологической школы и прочие. Рассмотрим основные личности. Одной из самых распространённых является теория фрейдизма. Её создателем является Зигмунд Фрейд. Он разделял такие типы личности, как «иг», «эго» и «суперэго». Идявляется врождённым свойством человека, и является бессознательным, находится на уровне банального удовлетворения физических потребностей. Эгона уровне удовлетворения психо-физических потребностей. Суперэгона уровне употребления эмоциональных потребностей.
К.Юнг и А. Адлер, последователи З. Фрейда, несколько отошли от работ учителя. Фрейдистская идея пансексуализма, послужила основной причиной разногласий между ними. Теория Юнга получила название «аналитическая психология». В его мнению, в психике человека, важную роль играет не только индивидуальность, а ещё и коллективное безсознательное, которое представлено в его теории как архетипы, доставшиеся человеку от предков. Он создал структуру личности, состоящую из следующих определений: «я», «тень"(представления человека о самом себе), «самость» (познание человеком смысла жизни), «анима» (источник ласки и влечений), «анимус» (источник непререкаемых суждений). Юнг предложил собственную типологию характера человека: по ориентированности установки — экстраверт, интроверт; по доминирующей функции — чувство, мышление, ощущение, интуиция .
А. Адлер является основателем индивидуальной психологии. В своих работах он отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности. Он считал, что нет жёсткой границы между сознательным и бессознательным. Своей деятельностью он оказал существенное влияние на исследования в области детской и клинической психологии и дефектологии, а так же на гуманистическую психологию.
Наиболее яркими представителями неофрейдизма являются К. Хорни и Г. С. Салливан. К. Хорни считала, что основа психологии человека является врождённое чувство беспокойства, тревоги, переживаниях, которые объясняются внутренними противоречиями в межличностном общении, в основном, между детьми и родителями.
Салливан Г. С. считал что личность является продуктом взаимодействия личностей. Учёный считал, что основным критерием развития личности является его потребность к ласке и нежности, а так же исключение тревожности.
В гуманистической теории выделяют следующих деятелей: А. Маслоу, Г. Олпорт и Карл Роджерс. Ведущим представителем этой теории является Карл Роджерс. Он разделил личность на 3 подтипа: «Я — концепция», «Я — реальный», «Я — идеальный». К. Роджерс разработал недирективную психологию, в которой он исключает всяческую критику в адрес личности и оценок поведения, а наоборот выявил необходимость поддержки творческих начинаний и актуализации ее во всех направлениях.
Г. Олпорт является разработчиком теории черт. В данной теории, люди отличаются друг от друга в зависимости от индивидуальных черт, по набору и степени развития независимых черт, а описание личности можно получить с помощью теста или менее строго её обследования, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.
А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате о её врожденности и универсальности. В ней говорится о особенностях личности, таких как независимость, креативность, философское мировоззрение и другие. А. Маслоу выделил два класса потребностей: развития и нужды.
Во Французской психологической школе, наряду с ее ярким представителем П. Жане считали, что в основе психических процессов развития личности лежат постулаты поведения личности в обществе. П. Жане выявил семь видов поведения. Наличие постоянной психологической напряженности позволяет человеку регулировать своё поведение.
Таким образом мы делаем вывод, что личность — это, «в широком смысле», человек как субъект отношений и сознательной деятельности, а в «узком смысле» как устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.