Программа развития УДОД
Программа развития учреждения — это документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий исходное состояние системы (зафиксированный достигнутый уровень жизнедеятельности учреждения и проблемный анализ состояния); образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему… Читать ещё >
Программа развития УДОД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Программа развития учреждения — это документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий исходное состояние системы (зафиксированный достигнутый уровень жизнедеятельности учреждения и проблемный анализ состояния); образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему. По мнению Е. Б. Евладовой, Л. Г. Логиновой и Я. Я. Михайловой, к отличительным чертам программы развития УДОД можно отнести следующие: индивидуальность, ее соответствие специфике учреждения, его культуре, традициям, особенностям взаимодействия в коллективе и т. п.; реалистичность и реализуемость, основанные на обязательном просчете всех возможностей, ресурсов; четкую направленность на решение наиболее важных проблем, определяющих стратегию жизнедеятельности учреждения в целом и всего профессионального сообщества; прогностичность, ориентацию на удовлетворение «завтрашнего» запроса, социального заказа; инновационность, или целевое планирование деятельности по осуществлению нововведений в учреждении; системный подход в управлении; опору на ясную, актуальную, структурно определенную концепцию[1].
Программа развития УДОД может состоять из трех блоков — анализа исходного состояния деятельности, концепции развития и программы реализации концепции. Описание исходного состояния УДОД может содержать следующую информацию: анализ внешней среды (выявление возможностей и угроз внешней среды), социального заказа на деятельность, образовательного процесса, системы обеспечения деятельности, системы управления; характеристику коллектива, сильные и слабые стороны деятельности. Концепция развития УДОД чаще всего содержит описание целей будущей деятельности, принципов организации деятельности, идей развития, основных направлений развития на период, определенный программой развития, ожидаемые результаты развития и критерии оценки результатов развития учреждения. Программа реализации концепции развития должна содержать информацию о сроках, содержании и формах основных дел, направленных на реализацию идей и направлений развития, ответственных за их выполнение, а также мероприятий по организации мониторинга реализации программы развития УДОД[2].
Программа деятельности УДОД. Понятие программа деятельности вводится Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей. В пункте 19 данного документа записано, что «учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семей, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций»[3]. Программа деятельности должна содержать максимально полную информацию о целях учреждений и организаций, реализуемой ими концепции образовательной деятельности, содержании и качестве предлагаемого детям образования, формах и методах организации образовательного процесса, имеющихся и требующихся ресурсах. Заявляемые программой цели и задачи УДОД должны быть адекватны функциям, возложенным на них учредителем и зафиксированным в их уставах; обоснованы убедительными аргументами; реальны (обеспеченными необходимыми ресурсами) и реализуемы (закрепленными за конкретными организационными структурами). Приоритетные направления деятельности должны осуществляться в соответствии с их целями, с учетом выявляемых на системной основе интересов детей.
Программа деятельности может иметь следующее содержание: характеристику учреждения и организации, основные функции, наличие условий, необходимых для их реализации; перечень лицензионных видов и направлений деятельности; описание концепции и модели образовательной деятельности, ее целей и задач, ожидаемых результатов; содержание предлагаемого детям образования; учебный (учебно-тематический) план; перечень реализуемых образовательных, культурнопросветительных, досуговых программ; методическое и иное ресурсное обеспечение их выполнения; формы и методы организации жизнедеятельности детей разных возрастных групп; характеристику управления учреждением; контроль над содержанием и качеством образования обучающихся; описание материально-технической базы, ее совершенствования и укрепления, механизма реализации программы.
Механизм реализации программы должен предусматривать поэтапное выявление и анализ получаемых результатов на основе определенных учреждениями и организациями критериев с учетом следующих параметров: актуальность предлагаемого учреждениями и организациями содержания образования; соответствие качества реализуемых образовательных программ интересам детей; реальность выполнения поставленных целей и задач на уровне получения ожидаемых результатов; оптимальность использования имеющихся ресурсов[2].
- [1] Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образованиедетей: учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2002.
- [2] Золотарева А. В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. — 327 с.
- [3] Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей / Утверждено постановлениями Правительства РФ № 233 от 7.03.1995и № 212 от 22.02.1997 // Вестник образования. — 1997. — № 6.
- [4] Золотарева А. В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. — 327 с.