Сущность и понятие педагогической технологии.
Содержание и критерии педагогической технологии
Коррекция процесса и результатов дидактического взаимодействия — деятельность по устранению пробелов в обученности школьников; внесение изменений в проект. Локальный — направлена на решение частной дидактической задачи. Например, технология урока, самостоятельной работы, повторения и контроля знаний. Научный — область пед. науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения… Читать ещё >
Сущность и понятие педагогической технологии. Содержание и критерии педагогической технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «педагогическая технология» появилось в США в начале 60-х годов. Существуют три подхода к определению данного понятия: 1) синоним понятий «методика» и «форма организации обучения»; 2) совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств, форм обучения"; 3) совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить результат с заданными свойствами;
Сущность педагогической технологии состоит в полной управляемости учебного процесса, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла, детальном определении конечного результата и его точном достижении.
Г. К. Селевко выделяет в педагогической технологии 3 аспекта:
- 1) научный — область пед. науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения и проектирующая пед. процессы (ученый методолог);
- 2) процессуально-описательный — алгоритм процесса, т. е. совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения (ученый-методист);
- 3) процессуально-действенный — осуществление педагогического процесса (учитель).
Педагогическая технология рассматривается на 3-х иерархически соподчиненных уровнях:
- 1. Общепедагогическийпедагогическая технология — синоним педагогической системе (совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов образовательного образовательного процесса). Например, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения ит.д.
- 2. Частнометодический (предметный) — разрабатывается в рамках одной методики преподавания. Например, технология преподавания математики, естествознания в начальной школе.
- 3. Локальный — направлена на решение частной дидактической задачи. Например, технология урока, самостоятельной работы, повторения и контроля знаний.
Структура педагогической технологии (по Г. К. Селевко):
I. Концептуальные основы — теоретические идеи, составляющие основу технологии.
II. Содержательная часть:
- — цели обучения (общие и конкретные);
- — содержание учебного материала.
III. Процессуальная часть:
- — организация учебного процесса;
- — методы и формы работы учителя;
- — методы и формы деятельности учащихся;
- — деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- — диагностика учебного процесса.
По В. П. Беспалько:
- 1. Диагностика обученности детей;
- 2. Целеполагание — цель ставится диагностично (очень точно); детальное писание прогнозируемого результата и критериеа его оценки;
- 3. Проектирование дидактического взаимодействия — мысленное представление и фиксирование на бумаге его хода и деталей.
- 4. Организация взаимодействия.
- 5. Анализ его результативности.
- 6. Коррекция процесса и результатов дидактического взаимодействия — деятельность по устранению пробелов в обученности школьников; внесение изменений в проект.
- 2. Критерии технологичности:
- 1. Концептуальность — опора на определенную научную концепцию (философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое достижение образовательных целей).
- 2. Системность — целостность, логика процесса, взаимосвязь всех частей.
- 3. Управляемость — возможность целеполагания, планирования, проектирования, диагностики с целью коррекции результатов.
- 4. Эффективность — гарантированность достижения образовательного стандарта, оптимальность по затратам и эффективность по результатам.
- 5. Воспроизводимость — возможность применения др. субъектами, в других образовательных учреждениях.