Примерная тематика консультаций
Солнышко все выше поднимается на небе и сильнее греет. К вечеру подмерзает, и с крыш свисают длинные сосульки. Солнышко пригреет, сосульки падают. Дни все длиннее и длиннее. Ночь всего длиннее в начале зимы. А потом каждый день солнце отнимает у него минутки. Встает немного раньше, садится немного позже. Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки… Читать ещё >
Примерная тематика консультаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- · Возрастные закономерности речевого развития ребенка.
- · Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.
- · Играем пальчиками — развиваем речь.
- · Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.
- · Значение своевременного устранения недостатков звукопроизношения.
- · Речевое общение с ребенком в семье. Семейное чтение.
- · Развитие связной речи детей в семье.
- · Особенности психического и речевого развития дошкольников с ОНР и риск возникновения педагогической запущенности.
- · Комплексный подход в системе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
- · Выполнение заданий учителя-логопеда.
- · Влияние теле, видео и компьютерной информации на здоровье и речевое развитие ребенка.
- · Семейный досуг: игры, домашние праздники и развлечения.
Система заданий для совместной работы родителей и ребенка дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста (по лексическим темам).
1. «Детский сад» .
Нарисовать и составить описательный рассказ о детском саде по плану:
- · как называется детский сад?
- · какие помещения есть в детском саду?
- · какое назначение каждой комнаты?
- · кто работает в детском саду?
- · какие правила поведения в детском саду?
- · как зовут твоих педагогов (воспитателей, помощника воспитателя и дефектолога)?
- 2. «Игрушки»
Нарисовать и составить рассказ о своей любимой игрушке по плану:
- · как называется игрушка?
- · какой она формы, цвета и размера?
- · из какого материала сделана (стекло, пластмасс, дерево, резина и др.)?
- · какая она на ощупь (мягкая, твердая, гладкая, шершавая)?
- · откуда она появилась у тебя (подарили, купили в магазине)?
- · как ты с ней играешь?
- 3. «Моя семья»
Составить рассказ о своей семье, отвечая на вопросы:
- · с кем ты живешь?
- · сколько человек в твоей семье?
- · какие члены семьи у тебя есть (мама, папа, бабушка и т. д.)
- · кто самый младший, а кто самый старший в твоей семье?
- · кто старше всех?
- · кто младше всех?
- · какой домашний адрес, профессия и место работы твоих родителей?
- 4. «Овощи»
Нарисуй и расскажи о своем любимом овоще по плану.
Я люблю _______, он (она)___ ___ цвета, _____ формы, _______ на вкус. Из него (нее) можно приготовить ________. А я люблю, есть его (ее) ____ (сырым, вареным, в салате).
5. «Фрукты» .
Нарисуй и расскажи о своем любимом фрукте по плану.
Я люблю _______, он (она)___ ___ цвета, ________ формы, ________ на вкус. Из него (нее) можно приготовить ________. А я люблю, есть его (ее) ____ (сырым, в варенье, в компоте).
6. «Ягоды» .
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы.
Где растет ягода.
Кислая клюква растет на болоте. Собирать ее можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет — ее видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника — красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас — клюква — невидима сверху.
Вопросы.
- · Как растет клюква?
- · Какие еще ягоды растут в лесу?
- · Как они растут?
- · Какая ягода невидима сверху?
- 7. «Осень. Осенняя одежда»
Составь рассказ по картинке на тему:
- · Какую одежду мы носим осенью" по плану.
- · Почему мы осенью одеваемся теплее, чем летом?
- · Что мы носим на ногах (в сухую погоду и дождь)?
- · Что надеваем на тело?
- · Что носим на голове, шее, руках?
- · Когда берем с собой зонт?
Раскрасить.
8. «Домашние птицы» .
Составь рассказ по картинке. Раскрасить.
9. «Перелетные птицы» .
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы.
Улетают журавли.
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружились они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весной!
Вопросы.
- · Куда и когда улетают журавли?
- · Когда журавли прилетают обратно?
- · Где летят журавли?
- 10. «Осень. Деревья осенью»
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы:
Лес осенью.
Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.
Вопросы.
- · О каком времени года говорится в рассказе?
- · Какого цвета лес был летом?
- · Какого цвета стали березки и клены осенью?
- · Какого цвета стали осины осенью?
- · Какие деревья не изменили своего цвета?
- · Как кружатся листья в воздухе?
- 11. «Дикие животные»
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы.
Ежиная семейка.
В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха ходила на охоту, а маленькие ежата без нее сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе.
- — Аня, не трогай их, — сказал Егор, — ежата совсем еще маленькие.
- — Я только поглажу ежат, — ответила Аня.
На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.
Вопросы.
- · Где жила семья ежей?
- · Почему ежата оставались часто одни и как они себя вели?
- · Кто нашел ежат?
- · Что случилось на следующий день?
- 12. «Зима. Зимующие птицы»
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы.
Снегирь.
Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
Вопросы.
- · Как выглядят снегири?
- · Когда появляются снегири в наших местах?
- · Каких еще зимующих птиц ты знаешь?
- 13. «Зима. Зимние забавы»
Составь рассказ по картинке. Раскрась.
14. «Деревья. Хвойные деревья» .
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы.
Полянка в лесу.
Березки последнее свое золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и осенний лес мне становится как море, а полянка в лесу — как остров. На этом острове стоят тесно несколько елок, под ними я сел отдохнуть. У этих елок, оказывается вся жизнь вверху. Там, в богатстве шишек, хозяйничают белки, птицы клесты и еще много неизвестных мне существ. Внизу же, под елями, мрачно, черно, и только видишь, как летит шелуха от шишек. Это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают из них вкусные семечки. Из такого семечка выросла когда-то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.
Вопросы.
- · С чем автор сравнивает лес и отдельную полянку в лесу?
- · Кто обитает на верхушках елок?
- · Чем питаются белки и клесты?
- · Из чего выросла ель, под которой отдыхал автор?
- · О каком времени года говорит автор?
- · Что ты сам можешь рассказать об осеннем лесе?
- 15. «Новогодний праздник»
Составь рассказ по картинке. Раскрась.
16. «Ателье. Одежда» .
Составь рассказ по картинке. Раскрась.
17. «Мой город. Моя улица» .
Составь рассказ на тему «Мой город. Моя улица» по плану. Нарисуй" .
- · Как называется наш город?
- · Кем и когда он был основан?
- · Главная улица, площадь, река в нашем городе.
- · Главные достопримечательности нашего города.
- · Как называется улица, на которой ты живешь?
- · Какая эта улица (тихая, шумная, узкая, широкая, зеленая…)?
- · Что расположено на этой улице (магазины, аптека…)?
- · Где проходит эта улица?
- · Отношение к своему городу и своей улице.
- 18. «Домашние животные»
Составь предложения по картинке.
19. «Посуда. Наша пища» .
Составь рассказ по картинке. Раскрась.
20. «Труд людей в саду, в огороде» .
Составь рассказ по картинке. Раскрась.
21. «День Защитника отечества» .
Продолжи рассказ и нарисуй сюжет.
Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо. Вечерело. И вдруг собака…
22. «Птицы (повторение)» .
Составь рассказ по картинке, используя следующий план. Раскрась.
- · Какое время года изображено на картинке?
- · Каких птиц ты видишь на картинке?
- · Во что одеты дети?
23. «Весна» .
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы.
День все больше.
Солнышко все выше поднимается на небе и сильнее греет. К вечеру подмерзает, и с крыш свисают длинные сосульки. Солнышко пригреет, сосульки падают. Дни все длиннее и длиннее. Ночь всего длиннее в начале зимы. А потом каждый день солнце отнимает у него минутки. Встает немного раньше, садится немного позже.
Вопросы.
- · Что ты узнал из рассказа про солнышко? Про сосульки?
- · Почему ночи становятся короче?
- 24. «День 8 Марта»
Придумать рассказ на тему «Мамин праздник» и нарисовать сюжет.
- · Когда отмечается этот праздник?
- · Кого поздравляют в этот день?
- · Какие подарки ты приготовил (а) маме и бабушке?
- · Как отмечаете этот праздник?
- · Как помогал (а) в этот день маме и бабушке?
- 25. «Транспорт. Правила дорожного движения»
Составь рассказ по картинке. Раскрась.
26. «Перелетные птицы (повторение)» .
Прочитать и пересказать, ответив на вопросы.
Скворцы и скворчата.
Прилетев домой, скворцы садятся на ветки возле скворечников и радостно, звонко поют. Целую неделю скворец распевает песни. А когда из дальних стран прилетает скворчиха, дружная пара вместе устраивает гнездо. Скоро в гнезде появляются зеленовато-голубые яички, а из них — скворчата. Когда они подрастут, в укромном уголке леса, где много корма, откроется скворчиная школа. Взрослые скворцы научат малышей выкапывать из земли червей, спасаться от холодной росы и дождя, выбирать место для ночевки, узнавать сигнал опасности.
Вопросы.
- · Что делают скворцы, вернувшись на родину?
- · Чему учат в скворчиной школе?
- 27. «Грибы»
Составь рассказ по картинке. Раскрась.
28. «Труд людей весной» .
Составь рассказ по картинке. Вставь пропущенные слова в текст.
- · Много забот у людей …
- · Надо прорастить …, подготовить …, посадить …, посеять …
- · В саду — окопать …, обрезать …, а на клумбах высадить красивые …
- · Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима — с запасами.
- 29. «Мебель»
Составь рассказ-описание по плану. Нарисовать.
- · Как называется эта мебель? Какие части у нее есть?
- · Из какого материала она сделана? Какая она (деревянная, стеклянная…)?
- · Где делают мебель? Кто ее изготавливает?
- · Где продают мебель?
- · Для чего она нужна?
- · Как нужно ухаживать за мебелью?
- 30. «Рыбы»
Составь рассказ-сравнение по плану 2-х рыб: речной и аквариумной. Нарисуй.
- · Как называется рыба?
- · Какие части тела у нее есть?
- · Чем покрыто тело рыбы?
- · Где живет рыба?
- · Назначение, польза рыбы (любуемся, питаются птицы, люди…)?
- 31. «Комнатные цветы»
Составить рассказ-описание на тему «Мой комнатный цветок». Нарисовать.
- · Как называется цветок?
- · Какой внешний вид (стебель толстый, тонкий…; листья большие, шершавые…; цветы яркие, маленькие…)?
- · Где стоит цветок?
- · Как за ним надо ухаживать?
- · Что любит цветок (яркое солнце, тень, воду, рыхлую землю…)?
- · Значение для людей (реагирует на погоду, запах отпугивает вредных насекомых, красивый, лечебный…).
- 32. «День Победы»
Выучить рассказ и нарисовать.
Девятое мая — День Победы. Дети пришли к памятнику. Это памятник павшим героям. Дети возлагают живые цветы к памятнику. В этот день многие люди возлагают живые цветы к вечному огню. Вечером будет праздничный салют.
33. «Лето. Насекомые» .
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы.
Майский жук.
Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички в землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года на четвертый они превращаются в майских жуков.
Вопросы.
- · Опасен ли майский жук для людей?
- · А для растений?
- · Как появляется на свет майский жук?
- 34. При рассматривании картины используем игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его:
" ОКОШКИ" .
Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету.
- 1 вариант. Одно окошко (любой формы).
- 2 вариант. Число окошек по количеству объектов.
Ход игры:
- · Кого (что) мы видим в окошках?
- · Какая картина спряталась?
" ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА" .
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры:
- · Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов.
- · Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
" КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?" .
Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.
Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины.
Ход игры:
- · Назови, кого ты видишь на картине.
- · По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета, пространственного расположения, принадлежности и т. п.)
" ПОЧЕМУ?" .
Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами, строить предложения несложной конструкции.
" ЧТО НУЖНО?" .
Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять словарный запас.