Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методические рекомендации по развитию оптико-пространственных представлений у детей со стертой дизартрией

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для нас важно было найти такие формы организации помощи ребенку, которые позволят более эффективно компенсировать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе, т. е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки. Поэтому все содержание познавательного материала… Читать ещё >

Методические рекомендации по развитию оптико-пространственных представлений у детей со стертой дизартрией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главу по методическим рекомендациям делаем следующим образом. При сравнении результатов в контрольной и экспериментальной группах Вы выделяете те классы пространственных представлений, которые хуже всего сформированы у исследованных Вами детей с дизартрией. Затем подбираете игры и упражнения для развития именно этих видов пространственных представлений.

С целью развития и уточнения пространственных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану. 17;18].

Развитие и уточнение пространственных представлений.

1) дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога; правый и левый глаз; правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например: голень, бедро, щиколотка, запястье, стопа, кисть, плечо и т. д.

На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:

  • * - Подними правую руку, левую руку.
  • * - Покажи, где у меня правая, левая рука.
  • * - Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя.
  • * - Пробы Хеда.
  • а) Наглядный вариант

Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению.

Если ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.

б) Речевой вариант Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

2) ориентировка в окружающем пространстве.

При этом учитывается что, ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади — спереди, вперёд — назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над — под). Наиболее яркой отличительной особенностью данной категории детей является неспособность овладеть понятиями слева — справа, левый — правый, лево — право.

А. Н. Корнев связывает это с тем, что среди всех речевых обозначений направлений пространства понятия «левое» и «правое» являются наименее чувственно подкреплёнными, весьма отвлечёнными. В отличие от этого, понятия «впереди — позади» подкрепляются ощущением различий вентральной и дорзальной частей тела, а «верх — низ» — отношениями к вертикальной оси «голова — ноги». Подобная абстрактность значительно затрудняет усвоение данных словесных категорий в онтогенезе, требует высокой степени осознанности пространственных представлений. 4,72].

Можно предложить выполнить детям такие задания:

  • * - Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева; где находится карандаш по отношении к тетради — слева или справа. Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трёх предметов. Логопед предлагает детям выполнить следующие примерные задания: «Положите книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа — ручку» и т. д.
  • * - Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
  • * - На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
  • * - Сидя за столом определить его правый и левый края.
  • * - Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
  • * - Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д.

затем роли меняются.

  • * - Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей
  • а) спинкой вверх;
  • б) спинкой вниз.

Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

  • * - Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке
  • * - Последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги. Расположи цвета радуги в правильной последовательности. В случае затруднения воспользуйся подсказкой. (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан).
  • * - Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  • а) Назовите первое число справа; первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
  • б) Прочитайте ряд в обратном порядке (т. е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).
  • в) Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назовите соседей числа 4 справа, сравните по величине.
  • г) Покажи соседа слева.
  • д) Покажи соседа справа.
  • е) Верни число на место.
  • 3) определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.

Детям предлагаются следующие упражнения:[6,142].

  • · Нарисовать называемые геометрические фигуры справа или слева от вертикальной линии.
  • · Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.
  • · Что находится в центре рисунка? (бабочка)
  • · Что находится в правом верхнем углу? (туча)
  • · Что находится слева от бабочки? (ромашка, птица)
  • · Где находится дом по отношению к бабочке? (внизу слева)
  • · Где находится туча по отношению к бабочке, собака, птице? (наверху справа, над собакой, справа)
  • · Что находится в правом нижнем углу? (собака)
  • · Дорисуй правое ухо.
  • · Дорисуй левое ухо.
  • · Дорисуй левую бровь и правый глаз.
  • · Дорисуй правое ухо и левый глаз.

Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных представлений будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонентов речи, положительно отразится на формировании неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических ошибок на письме. Всё это неизбежно положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребёнка.

Для нас важно было найти такие формы организации помощи ребенку, которые позволят более эффективно компенсировать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе, т. е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки. Поэтому все содержание познавательного материала, который предстоит усвоить ребенку, мы должны были представить в виде системы переходящих друг в друга игр и игровых заданий при комплексном подходе в непрерывной системе коррекции стертой дизартрии; интеграции во все блоки учебно-воспитательного процесса с опорой на культурное наследие народа, этнопедагогику.

Комплексный подход в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников со стертой дизартрией ь способствует формированию ориентации в схеме собственного тела и вербализации пространственных отношений;

ь способствует формированию сенсорных эталонов;

ь формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;

ь позволяет обогатить и активизировать словарный запас;

ь сформирует определенные грамматические категории языка, способствует развитию связной речи;

ь позволит преодолеть стойкие аграмматизмы в речи;

ь разовьет общую и мелкую моторику;

ь позволит оптимизировать развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;

ь совершенствует темпо-ритмическую, ритмико-мелодическую сторону речи;

ь создаст основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом, уменьшит вероятность нарушений чтения и письма;

ь создаст оптимальные внешнесредовые условия в детском саду и дома;

ь позволит преодолеть нарушение развития оптикопространственного гнозиса;

ь повысит уровень актуального интеллектуального развития ребенка;

ь повысит уровень социальной адаптации ребенка;

ь сформирует познавательную активность, кругозор;

ь повлияет на формирование сознания, нравственно-патриотических качеств личности;

ь повысит культуру родителей, привлечет к активному сотрудничеству. 23,16].

Комплексный подход реализуется в процессе логопедического воздействия, которое направлено на коррекцию как непосредственно нарушенной речевой функции, так и неречевых функций, тесно связанных с ней и нарушающихся при том или ином поражении, в результате чего возникает речевая и неречевая симптоматика, совокупность которой и составляет синдром нарушения.

В работе с детьми со стертой дизартрией используются:[31,22].

  • 1. методы, вызывающие эмоциональную активность (игровые воображаемые ситуации, игры-драматизации, театрализация, сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка);
  • 2. дидактические игры (настольно-печатные игры, игры, направленные на развитие сенсорного развития, сюжетно-ролевые игры; лексико-грамматические игры и упражнения);
  • 3. подвижные игры, хороводные, народные (по словесной инструкции, с использованием стихотворных текстов, с использованием наглядности — стрелки, схемы, планы, упражнения, физкультминутки);
  • 4. методы и приёмы, активизирующие воображение и повышающие творческую активность (эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности, исследование, проблемные ситуации и задачи, вопросы, задаваемые детьми.);
  • 5. методы, повышающие познавательную активность (сравнение, моделирование и конструирование, работа с макетами);
  • 6. гимнастические упражнения;
  • 7. психо — речевая гимнастика;
  • 8. логоритмика;
  • 9. хаготерапия;
  • 10. использование малых фольклорных жанров;
  • 11. образец правильного выполнения задания, который дает педагог;
  • 12. объяснение демонстрируемых постановок, передвижений;
  • 13. утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование слова;
  • 14. хоровые и индивидуальные повторения;
  • 15. активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и логопеда, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речиобразца);
  • 16. оценка ответа или действия и исправление;
  • 17. отчет о выполненном действии, поручения;
  • 18. специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых грамматических конструкций служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала;
  • 19. поисковый;
  • 20. наглядные приемы: показ, демонстрация, составление схем, планов.

Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был успешным, необходимо создание определенных благоприятных условий, а также продуктивное сотрудничество различных специалистов, это реализуется при комплексном подходе в формировании пространственных представлений в образовательном процессе детского сада.

Все участники процесса коррекционно-воспитательной работы: логопед, педагог-психолог, воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатели объединяют свои действия. Профессиональное взаимодействие, взаимная осведомленность в вопросах педагогики, психологии необходимы на всех стадиях работы.

Участие в процессе обследования психолога помогает выявить характер и степень выраженности влияния нарушений речевого развития на развитие личности ребенка, его познавательную деятельность, поведение. Привлечение к обследованию детей с речевой патологией врачей реализует медицинский аспект диагностики речевых расстройств, что позволяет использовать адекватные механизму нарушения коррекционные методики.

После углубленного обследования, на основе выявления уровня развития компонентов речевого развития и, в частности, сформированности пространственных представлений, строится индивидуальная программа развития ребенка, разрабатываемая специалистами службы сопровождения, На следующих этапах, в соответствии с программой, логопед работает над формированием пространственных представлений в процессе работы над развитием понимания речи, слухового восприятия (удерживание 3-х и более элементов), над слоговой структурой слова, звуковым анализом (порядок гласных), лексическим строем, грамматическим структурированием, связной речью.

Педагог-психолог развивает пространственное мышление в ходе специально организованного обучения в форме занятий, в совместной деятельности с ребенком, консультирует воспитателей и родителей.

Инструктор по физкультуре развивает общую моторику, координацию, отрабатывает, закрепляет схему тела в упражнениях гимнастики, пространственную лексику в построениях, перестроениях, пространственное ориентирование в народных подвижных играх.

Воспитатель по изобразительной деятельности — формирует мелкую моторику, графические навыки, зрительно-двигательную координацию, ориентацию на листе бумаги, на занятиях, в кружковой работе в играх с пространственной ориентировкой. Такие игры часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клетки, зарисовка геометрических фигур и т. д.), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитать клетки, расстояния между фигурами.

Музыкальный руководитель работает над темпо-ритмическими структурами в музыкальных подвижных играх, хороводах, музыкально — ритмических композициях, над развитием звуко — высотного восприятия, слуха, звуко — извлечением, интонированием, над певческим и инструментальным исполнительством.

Воспитатели активизируют и закрепляют умения и нывыки пространственного ориентирования, пространственные представления во время режимных моментов, на занятиях конструированием, по математике, аппликации в сюжетно-ролевых играх, играх со строительным материалом, мозаиками, конструкторами, играх-драматизациях.

Работа каждого специалиста должна быть спланирована на учебный год, согласно годовому тематическому плану. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий направленно на освоение единой темы в различных видах детской деятельности. Такая организация работы позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка, а также глубже освоить изучаемый материал.

Всеми специалистами службы сопровождения проводится консультативно-просветительская работа среди воспитателей и родителей Успех логопедических занятий во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. Поэтому важным направлением коррекционно-воспитательной работы является психолого-педагогическая помощь логопеда в формировании у родителей навыков продуктивного и комплиментарного сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием выступает установление возможно полного взаимопонимания между самими взрослыми, воспитывающими ребенка. Коррекция нарушений психофизического онтогенеза возможна только при учете результатов диагностики (выявляется состояние основных сфер психического развития) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов). 33,18].

Родители должны знать возрастные закономерности формирования речи ребенка, структуру и характер возможных отклонений в процессе этого развития, приемы и методы коррекции и компенсации нарушенных функций. Родителей конкретно ориентируют в состоянии речи ребенка и в той коррекционно-развивающей работе, которая проводится с ребенком и которую они должны проводить параллельно со специалистом и под его руководством. Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка. Работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Работа с родителями направлена на повышение их педагогической грамотности в данном вопросе, формирование убеждения в необходимости систематической кропотливой работы с ребенком дома.

Необходимо использовать индивидуальные, коллективные и наглядные формы работы с родителями:

  • -изучение опыта семейного воспитания, анализ социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов) (анкетирование);
  • -сбор анамнеза;
  • -индивидуальные консультации;
  • -индивидуальные разъяснительные беседы;
  • -показательные индивидуальные занятия;
  • -групповые и общие родительские собрания;
  • — сообщения об особенностях речевого развития детей;
  • -Круглый стол родительского Комитета;
  • -Клуб «Молодая семья»;
  • -Родительский университет;
  • -показательные групповые занятия;
  • -вечера вопросов и ответов;
  • -коллективные консультации;
  • -практикум для родителей, который проводится ежемесячно с целью обучения элементарным методическим приемам работы;
  • -дни открытых дверей;
  • -библиотека для родителей;
  • -игротека для родителей и детей ;
  • -устройство выставок;
  • -информационные стенды («уголки для родителей»);
  • -папки-передвижки, содержащие советы родителям, не носящие категоричного характера

Интеграция работы особенно важна в связи с тем, что все виды детской деятельности тесно связаны с ориентацией в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов; именно в процессе обучения рисованию, музыке, конструированию, ознакомлению с окружающим миром, в трудовой деятельности наиболее эффективно развиваются образные формы мышления, оказывающие принципиальное влияние на успешность последующего обучения. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой