Введение.
Особенности моторных функций у старших дошкольников со стертой дизартрией
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как оздоровительный фактор, повышается эмоциональный… Читать ещё >
Введение. Особенности моторных функций у старших дошкольников со стертой дизартрией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как оздоровительный фактор, повышается эмоциональный тонус, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения, подвижные игры и психогимнастика при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Однако в настоящее время, авторы, изучавшие моторные функции детей дошкольного возраста (Потапчук А.А. и Овчинникова Т. С. [32], Архипова Е. Ф. 3]) отмечают прогрессирующее ухудшение физического и психического здоровья детей.
Одним из самых частых расстройств речи Винарская Е. Н. [9] считает дизартрию, автор отмечает, что в настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в детском возрасте становится все более обычным явлением. Лопатина Л. В. [22] определяет стертую дизартрию как речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающую вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга.
В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии (работы Мартыновой Р. И. [29], Лопатиной Л. В., Серебряковой Н. В. [23], Гуровец Г. В. и Маевской С. И. [18]), отмечается, что в синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушение моторных функций. Наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, или явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.
Несмотря на то, что в настоящее время методы коррекции дизартрии являются, достаточно разработанным вопросом эффективность логопедического воздействия в ряде случаев не достаточно высока.
Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников со стертой дизартрией остается актуальной, в связи тем, что они играют значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Волкова Г. А. [10], Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. [39] отмечают важность развития моторных функций в коррекции речевых расстройств. Поэтому мы выбрали тему исследования: «Особенности моторных функций у детей со стертой дизартрией» в связи с ее актуальностью.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально выявить состояние моторных функций у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Задачи:
- 1. Проанализировать проблему развития моторных функций у старших дошкольников со стертой дизартрией.
- 2. Выявить особенности сформированности моторных функций у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Объект исследования: процесс развития моторных функций у старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности моторных функций у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Методы исследования:
ь Наблюдения.
ь Эксперемент.
ь Психолого — диагностический (тесты).
ь Праксиметрические приемы анализа деятельности.
ь Математико — статического и качественного анализа.