Народные игры как средство социализации детей
Детская игра в свадьбу имитирует все моменты взрослого обряда. Первоначально разыгрываются смотрины. Девочки выступают в роли будущих невест, где каждая хочет быть выбранной. «Жених» выбирает невесту, например, угадывая имена девочек, чьи лица закрыты платками. После того, как выбор сделан, «жених» и «невеста» преодолевают препятствия, мешающие им попасть в свой «дом». Затем они проходят… Читать ещё >
Народные игры как средство социализации детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Человек является высшим разумным существом. И, согласно христианскому учению, он наделён совершенным телом, богатой душой. Но человек становится высшим существом только среди себе подобных. В нём неразрывно соединяются биологическое и социальное. Социальный опыт человека сохраняется и передаётся от поколения к поколению, делая каждое последующее поколение более образованным, чем предыдущее. Любой индивид становится человеком лишь в процессе социализации.
Деятельность является важным условием приобщения детей к социальной действительности. В ней ребёнок не только объект, но и субъект воспитания, который способен активно принимать участие в преобразовании окружающего, а также и в самовоспитании. В деятельности ребёнок самостоятелен в познании социального мира, у него формируются многие личностные качества, характеризующие ребёнка как высшее, социальное существо. Он учится сопереживанию, переживанию, развивает умение проявлять своё отношение и выражать его в различных видах деятельности.
С.А. Козлова считает, что социализация личности происходит более успешно, если ребёнок активен, включён в процесс собственного «социального строительства». Она указывает на потребность познания самого себя как одного из стимулов включения ребёнка в процесс социализации. При этом важно, чтобы у него сложилось представление о себе как о человеке, чтобы он нашёл своё место среди других людей, мог мыслить, чувствовать, оценивать свои поступки и действия.
Предметный мир имеет большое значение для социализации детей. Предметы окружают ребёнка с рождения и на протяжении всей его жизни. Они помогают ориентироваться в окружающем мире, учат действовать, развивают желание познавать мир.
Ребёнок первоначально общается со взрослыми. Но по мере его развития для него возрастает роль общества других детей. По мнению Козловой, детское общество «живёт по законам, которые хоть и не являются отражением законов, принятых обществом взрослых, но имеют свою специфику». Детское общество — своеобразный источник информации, которая даёт знания о социальной действительности, так как дети, общаясь между собой, передают то, что узнали от взрослых, при просмотре телепередач и т. д. Такая информация повышает любопытство, заставляет думать, сомневаться, побуждает искать ответы на многие вопросы у взрослых или других детей. Такая информация воспринимается активно.
Но порой такого рода информация бывает неточной в результате своеобразного понимания увиденного или услышанного одним ребёнком и передачи её в таком виде другим детям. В этих случаях дети прибегают к помощи взрослых, переспрашивая у них те или иные факты. В такие моменты важна роль взрослого, который является носителем знаний об окружающем мире, носителем социального опыта, норм и правил поведения. Он организует процесс обучения и воспитания детей.
Воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре тоже вносит свой вклад в процесс социализации детей. Народное творчество может в этом помочь. А. Б. Усова писала: «В народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет более широкое значение, чем-то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеет значение для патриотического воспитания» .
Таким образом, выделены следующие моменты, на которые мы будем опираться, рассматривая народные игры как средство социализации детей: деятельность, познание самого себя, предметный мир, детское общество, воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре.
Как мы уже говорили, деятельность — важное условие приобщения детей к социальной действительности. В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми.
Участвуя в народных играх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. Дети все различны по характеру, темпераменту. Например, ведущая девочка в игре «Яблонька» будет изображать движениями содержание песни так, как она это представляет. Тем самым она передаёт своё отношение к тому, что изображает. Это могут быть и различные эмоции, и выразительные движения, соответствующие тексту песни. В народных играх каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться.
Почти все народные игры образны. И в игре образ практически не бывает статичным. В игре «Гуси и волк» по сюжету гуси пытаются пробежать домой, а волк ловит их. Действия волка и гусей противоположны друг другу, они составляют всю суть игры. Дети учатся быть осторожными, внимательными. Каждый ребёнок выполняет отведённую ему роль. Таким образом, он в игре активен, сам является участником.
Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.
Рассмотрим некоторые из игр. В игре «Кто с нами», построенной по принципу переклички двух команд, дети передают движением работу в поле, о которой поют: пашут, сеют жито, жнут, кладут в снопы, везут на ток, молотят, пекут каравай и празднуют. В этой игре просматривается вся последовательность работы взрослых в поле. Дети узнают весь путь, который проходит хлеб до того, как он попадает на стол. Они понимают, как много нужно приложить сил, чтобы в итоге выпечь каравай. Конец игры завершается пиром, который символизирует радость после сбора хорошего урожая.
Игра «Воробушек» связана с различными видами деятельности людей. Ведущий (воробей) показывает движением и мимикой ответы на вопросы, которые задают ему играющие. Он изображает работу грибника, рыбака, пастуха, косца, плясуна. Дети, знакомые с этими видами деятельности, выполняют образные движения в роли ведущего, остальные овладевают всем этим в игре.
Игра «Пахари и жнецы» тоже строится на мотивах полевых работ. Но она несколько отличается тем, что в ней присутствует насмешка. Пахари и жнецы поочерёдно себя нахваливают и подсмеиваются над противоположной командой, показывают свою быстроту, ловкость. Здесь присутствует элемент соревнования. В итоге побеждают самые ловкие.
В игре «Лень» главный персонаж наделён качеством, которое не находит поддержки в реальной жизни. Он не хочет ничего делать, но просит его одеть, накормить и напоить. В игре делается акцент на то, что так не должно быть в жизни, чтобы вырос хороший урожай, нужно потрудиться. Тем самым дети учатся уважать труд, а лень не одобряют.
Число игр, отражающих труд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.
Все русские праздники проходили с участием детей. Среди них — русская свадьба. Считалось, что играми в свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливый брак.
Шуточная свадьба имела свою магическую силу, являлась оберёгом настоящей свадьбы. Кроме этого, она играла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядом взрослых.
Детская игра в свадьбу имитирует все моменты взрослого обряда. Первоначально разыгрываются смотрины. Девочки выступают в роли будущих невест, где каждая хочет быть выбранной. «Жених» выбирает невесту, например, угадывая имена девочек, чьи лица закрыты платками. После того, как выбор сделан, «жених» и «невеста» преодолевают препятствия, мешающие им попасть в свой «дом». Затем они проходят испытания на предмет того, кто, например, лучше подметёт дом или быстрее запеленает куклу. После испытаний все поздравляют «молодожёнов», и игра начинается снова.
Ведущий во время игры приговаривает: «Добрая свадьба! Живите в супружестве, будьте дружны, никогда не ругайтесь, помогайте друг другу». На протяжении игры участники поют величальные песни, а в конце всё может завершаться «свадебным пирогом» .
Таким образом, игра в свадьбу знакомит детей с этим обрядом, учит тому, что в семье нужно жить дружно, всё делать сообща, тогда семейная жизнь будет счастливой и доброй.
Разнообразны народные игры с пальчиками. В них не только развивается мелкая моторика, но и происходит косвенное знакомство детей с различной деятельностью:
" Ивану-большаку — дрова рубить, Ваське — указке — воды носить, Мишке — соседке — печи топить, Гришке — сиротке — кашу варить, Крошке — Тимошке — песни петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать" .
Таким образом, народные игры помогают социализации ребёнка, включая его в процесс активного познания себя, развивая умение выражать эмоции, развивая доверительное отношение к взрослым.
Так как предметный мир имеет большое значение для социализации детей, то рассмотрим игры, которые помогают детям ориентироваться в окружающем мире, вызывают желание познавать его.
Игры с предметами развивают у детей умение действовать с предметами. Наиболее популярны народные игры с мячом. Игры с мячом разнообразны. Это игры-состязания, например, «Зевака», «Гонка мяча по улице», игры, которые построены на определённом сюжете, в которых не просто развиваются сила, ловкость, различные умения, а дети выступают в какой-либо роли (игры «Охотник», Защищай город", «Сторож», «Зайчик» и другие).
Предметный мир важен для сюжетно-ролевых игр. Используя народные атрибуты, например, куклы, орудия труда, дети воспроизводят в своей игре жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра является отражением взрослого мира, и различные предметы, используемые детьми в игре (мебель, предметы обихода и другое), придают ей большее сходство с жизнью взрослых.
По мере взросления ребёнка расширяется круг его общения. Он вступает во взаимодействие с другими детьми. И эти отношения отчасти строятся игровыми способами, будь то дружеский досуг или конфликтная ситуация. Для этого детьми используются разного рода мирилки, дразнилки. Они позволяют примириться или своеобразным способом выяснить «кто есть кто» (например, «жадина-говядина»). Приговоры, зазывалки помогают организовать игру. Эта традиция сбора участников игры, существующая с давних времён, используется как игровой зачин:
" Тай, тай, налетай В интересную игру, А в какую — не скажу!
Догадайтесь сами, Девочки с усами, Мальчики с косами" .
После выбора игры необходимо распределить роли так, чтобы никому не было обидно. На помощь детям в этом случае приходят различные считалки, жеребьевки. Далее, когда роли распределены, идёт сама игра, у которой есть свои правила, обязательные для всех участников. Нарушающие правила удаляются из игры.
Народные игры приобщают ребёнка к народной культуре и к Отечеству. А. П. Усова отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи и нравы, черты характера. Поэтическое слово, выразительные интонации, которые пронизывают народные игры с припевами, являются прекрасным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе. Поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы. Ребёнок, воспитанный на народных играх, песнях, сказках, познавший обычаи и культуру своего народа, с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства.