Способность понимать.
Инновационные процессы в образовании.
Тьюторство в 2 ч. Часть 2
Второе выражение явилось дополнением к первому, оно принадлежало Солону: «Ничего слишком». Это изречение было высечено с внутренней стороны храма, и его можно было прочитать при выходе из храма. В нашей речи часто можно слышать выражение: «Знай меру» (Питтак), которое, по сути, аналогично мысли «ничего слишком». Возможно, оно было отклонено мудрецами, скорее всего, по той же причине: слышится… Читать ещё >
Способность понимать. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство в 2 ч. Часть 2 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эта особая способность предполагает не просто хорошо развитую интеллектуальную сферу. Про умного человека можно иногда услышать: «Умен, но, увы, ничего не смыслит в людях». Действительно, для понимания людей одного ума мало. Слишком сложен человек.
Задание__.
Объясните себе фразу: «Непониманьем не обидеть и пониманьем не убить*.
Пусть непростая диалектика этой фразы послужит примером сложности вопроса о понимании человека человеком. Следующее задание перенесет вас в далекое прошлое, в конец VII — начало VI века до н. э. в город Дельфы. После завершения строительства храма бога Аполлона жители города решили начертать на его стене мудрое изречение, которое люди могли бы видеть, подходя к храму. Изречение должно было соответствовать назначению храма — предсказанию судьбы.
Сегодня мы бы сказали, что жители города использовали прием создания психологической установки, особой настройки человека на восприятие того, что будет происходить в храме.
Итак, в г. Дельфы устремились мудрецы[1] из разных городов. Сколько их пришло на самом деле, никто не знает, но, как гласит легенда, их было семь. Каждый принес свои плоды мудрости — гномы[2]. До нас дошли 33 изречения. По всей вероятности, в результате обсуждения и были выбраны те, которые начертали впоследствии на стенах храма.
Задание.
I. Ознакомьтесь с изречениями древнегреческих мудрецов СОЛОН_.
- 1. Ничего слишком.
- 2. Избегай удовольствия, рождающего страдания.
- 3. Не лги, но говори правду.
- 4. Родители всегда правы.
- 5 Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть.
- 6. Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное.
- 7. О тайном догадайся по явному.
ФАЛЕС_.
- 8. Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами.
- 9. Не стесняйся льстить родителям. 10 Не перенимай от отца дурное.
- 11. Не верь всем подряд.
- 12. Что трудно? — Познать самого себя
- 13. Что приятно? — Достичь того, что желаешь.
- 14. Что утомительно? Праздность.
- 15. Что вредно? Невоздержанность.
- 16. Что невыносимо? Невоспитанность.
БИАНТ_
- 17. Говори к месту.
- 18. Берись за дело не спеша, начатое доводи до конца.
- 19. Бери убеждением, а не силой.
- 20.0 богах говори, что они существуют.
НЕРИАНДР_.
- 21. Демократия лучше тирании.
- 22. Тайны не разглашай.
- 23. Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов.
- 24. Дал слово — держи: нарушишь — подло.
ПИТТАК_.
- 25. Знай меру.
- 26. О том, что намерен делать, не рассказывай: не выйдет — засмеют.
- 27. Что возмущает тебя
в ближнем, того не делай сам.
хилон_.
- 28. Знай самого себя.
- 29. Язык твой пусть не обгоняет твоего ума.
- 30. Не желай невозможного.
КЛЕОБУЛ_.
- 31. Будь здоров и телом, и душой
- 32. Будь любослух, а не многослов.
- 33. Лучше быть ученым, чем неучем.
- 2. Представьте себе, что вы — один из мудрецов, и вам необходимо выбрать из предложенного перечня два изречения для всеобщего обозрения Почему два, а не одно? Дело в том, что мудрецам так и нс удалось прийти к единому мнению, и было решено написать два, за которые, видимо, высказалось большинство. Первое изречение было написано на входе в храм, второе—на выходе.
- 3. Выбирая то или иное изречение, попытайтесь объяснить его смысл, покажите его всеобщность (подходило древним, подходит и нам), ваш выбор:
Все предложенные высказывания в той или иной степени верны. Может быть, когда вы выбирали изречение, в вашей голове пронеслись разные ситуации, в которых вы потерпели «неудачу» и о которых вспоминаете с сожалением. Ваш выбор очень важен именно для вас, обратите на это внимание.
Теперь о выборе, сделанном мудрецами. Вероятно, они рассуждали следующим образом. Когда человек приходил в храм и хотел узнать о своей судьбе, он фактически желал получить ответ на вопрос: «Будет ли он счастлив, и что сделать, чтобы это произошло?» Мудрецы считали, что для этого нужно главное — познать самого себя. Каждый из нас сознает в себе лишь часть целого, хотя несет все целое. Это проявляется, например, в том, что все мы поделены природой на мужчин и женшин. Но целое образуется от соединения. Для каждого из нас наша половинка, наше целое «Я», оказалось скрытым. Не познав себя, как распознать другого, нужного именно тебе, как выбрать дело по душе, то есть соответствующее твоему «Я». Словом, была выбрана фраза, объединившая высказывания Фалеса и Хилона: «Познай самого себя». Именно это и было высечено над входом в храм. Обратите внимание: познай.
Второе выражение явилось дополнением к первому, оно принадлежало Солону: «Ничего слишком». Это изречение было высечено с внутренней стороны храма, и его можно было прочитать при выходе из храма. В нашей речи часто можно слышать выражение: «Знай меру» (Питтак), которое, по сути, аналогично мысли «ничего слишком». Возможно, оно было отклонено мудрецами, скорее всего, по той же причине: слышится приказ, ограничение, законченность.
Со временем вторая надпись была утрачена, и память о ней стерлась. Сохранилось только первое изречение, хотя ему явно недостает мудрости второго.
Какое отношение имеет выполнение этих заданий к оценке вашей способности понимать людей? Непосредственное, хотя оценить их выполнение по шкале чисел едва ли возможно. Но наука психология, отдавая дань принципам научного сообщества, разрабатывает различные задания, выполнение которых можно оценить с помощью количественных показателей.