Индивидуально-групповые психологические занятия в коррекционно-развивающем обучении
Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий. Согласно этому подходу, внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются несформированными у учащихся с ЗПР. В связи с этим, в разработку данного занятия, основной целью… Читать ещё >
Индивидуально-групповые психологические занятия в коррекционно-развивающем обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данное коррекционно-развивающее занятие предназначено для учащихся с задержкой психического развития (далее — ЗПР). При ЗПР отдельные психологические функции (память, внимание, мышление) отстают в своем развитии. В связи с этим, возникает необходимость развития познавательной сферы учащихся, что способствует коррекции ЗПР детей до уровня нормы.
При разработке занятия были использованы специально подобранные задания на развитие внимания учащихся, тренинговые упражнения для сплочения и развития коммуникативных навыков.
Соблюдена общая структура коррекционно-развивающего занятия:
- — Приветствие
- — Разминка
- — Основное содержание занятия
- — Релаксация
- — Рефлексия
Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий. Согласно этому подходу, внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются несформированными у учащихся с ЗПР. В связи с этим, в разработку данного занятия, основной целью которого явилось развитие внимания учащихся, вошло ряд упражнений, строящихся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности».
Тема: Путешествие в страну «Внимание».
Цель урока: развитие различных свойств (концентрации, распределения, переключения) внимания.
Задачи:
- 1) Создание положительного настроения, а также сплочение группы
- 2) Развитие коммуникативных навыков
- 3) Развитие внимания
- 4) Снятие эмоциональной напряженности
Методический материал и оборудование: рисунок Буратино, рисунок солнышка, рисунок географической карты со странами (отметить страну «Внимание»), медальоны с надписями «Самый внимательный, умный, добрый», ключи, ящик с подарком, мяч резиновый, конверт с письмом Буратино, магнитофон, аудиозаписи «Звуки природы», «Океаны и волны моря».
Ход занятия:
I. Приветствие. Разминка.
1. Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся, Раз — нагнулся, два — нагнулся, Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Методический и психологический комментарии: настрой на продуктивную групповую деятельность, активизация учащихся.
2. Упражнение «Солнечные лучики»
Цель: Эмоциональный настрой учащихся.
Психолог: Ребята! Сейчас мы выполним упражнение «Солнечные лучики». Стоя в кругу, попытаемся представить себя солнечными лучиками, как лучи нашего солнышка.
(на доске рисунок солнышка) Протяните руки вперед и соедините в центре круга. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите тепло друг другу.
- — Ребята, что вы почувствовали, когда вам улыбнулись?
- — (Ответ детей)
Методический и психологический комментарии:
создание положительного настроя в классе.
II. Основное содержание занятия.
Психолог: Ребята! Мы с вами изучаем загадочный мир ПСИХОЛОГИИ и с каждым разом не перестаем удивляться и узнавать все новое. Мы с вами побывали на острове ПАМЯТИ, были в гостях у МЫШЛЕНИЯ, а сегодня мы с вами отправимся в большое путешествие в страну «ВНИМАНИЕ».
Ребята! К нам в школу пришло письмо от Буратино. Буратино пишет о своей проблеме и просит нас ему помочь. Давайте прочтем письмо и постараемся ему помочь.
ПИСЬМО БУРАТИНО
«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Буратино. Я слышал про вас от своих учителей, они говорили о вас только хорошее, что вы умные, добрые, воспитанные ученики, хорошо учитесь. Я напротив, не любил учиться, был ленивым и даже обманывал. Самое главное был невнимательным. Из-за своей невнимательности я потерял подарок, который приготовил Мальвине на день рождения.
Я сам не заметил, как хитрая лиса взяла ящик, в котором лежал подарок, ключик от него и убежала. Я только знаю, что спрятала она его в чудесной психологической стране «Внимание», но я сам не могу отправиться в эту страну, ведь я не могу читать и писать. Написать это письмо я попросил Орлекино.
Я чувствую себя виноватым, даю обещание, что исправлюсь, не буду обманывать. Дорогие ребята, помогите мне найти мой подарок.
С надеждой и уважением Буратино
Психолог: ребята, а почему хитрая лиса спрятала подарок?
(Ответ детей)
Буратино осознал свою вину и обещает исправиться. Поможем Буратино найти его подарок?!
(Ответ детей)
Психолог: Ребята! Подарок спрятан где?
(Ответ детей)
Психолог: в психологической стране «Внимание».
В этой удивительной стране
Внимательными были все,
Я там тоже побывала
И внимательнее стала!
Сегодня в путешествие я отправляюсь вместе с вами, но путь наш будет не легким, ведь хитрая лисичка приготовила нам несколько заданий, чем больше будет правильных ответов, тем быстрее мы с вами доберемся до этой страны и найдем подарок.
Ребята! Кто побывает в этой стране, становится самым внимательным, добрым и умным! Вы будете стараться?!
(Ответ детей)
Примечание: за каждое правильно выполненное задание ребята продвигаются (перемещаются) по другим странам, ближе к стране «Внимание» и им выдается один ключик. Ключик висит на определенной стране и снимается с карты. Одно задание — это одна страна на карте, один ключ, чем быстрее ребята выполнят задания, тем быстрее они попадут в страну «Внимание» и соберут много ключей. Ключи все разные, только один из них от ящичка с подарком. Для того чтобы определить правильный ключ ребятам необходимо внимание.
1 Задание (индивидуальная форма работы)
Работа с карточками.
Карточка № 1
Цель: развитие концентрации внимания Инструкция: разделить «склеенные» между собой слова ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЪЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО.
Карточка № 2
Цель: развитие концентрации внимания Инструкция: в некоторых словах попущены буквы, а в других — буквы в слове поменялись местом. Вам необходимо правильно расположить их и прочитать слово.
МО_Е КАРЫТОТК ЦОЛНСЕ ПРАЗ_НИК В_ДА ГНИКА МЕЗЛЯ СЧА_ТЬЕ Ключ: море, солнце, вода, земля, открытка, праздник, книга, счастье.
Карточка № 3
Инструкция: вычеркните букву Е, а букву М — подчеркивайте.
Говорила мышка мышке —
Не хочу читать я книжки
Обсуждение:
- -Задания были трудными? Что именно было трудным?
- 2 Задание (групповая работа)
Упражнение № 1.
«Съедобное — несъедобное»
Цель: развитие переключения внимания Учащиеся рассаживаются в круг, психолог находится в центре, на определенном расстоянии от них. Психолог каждому учащемуся по очереди называет предмет и бросает мячик. Если названный предмет съедобный — учащийся должен поймать мячик, если не съедобный — отбросить.
Слова: торт, дом, яблоко, книга, окно, шоколад, рыба, солнце, телевизор, молоко, дерево, компьютер, хлеб, звезды, дневник, музей.
Упражнение № 2.
«Пропусти число»
Цель: развитие слухового внимания Психолог: Ребята! Сейчас мы будем считать вслух от 1 до 30, каждый считает по очереди (в кругу). Внимание! Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, следует пропускать. Вместо этих цифр необходимо произнести «Я хороший». Будьте внимательными!
Методический и психологический комментарии: развитие внимания чередованием деятельности (индивидуальной и групповой работы), с учетом психофизиологического состояния учащихся (утомление детей) учащийся развитие концентрация внимание.
III. Релаксация «Водопад».
Инструкция: «Ребята! Устройтесь поудобнее, расслабьтесь. Постарайтесь отвлечься от тревожных мыслей, от всего, что беспокоит вас. Сделайте медленный вдох и выдох. Еще раз, глубокий вдох и выдох. Повторяйте мысленно: «Я дышу медленно, ровно. Я дышу спокойно и свободно». Расслабьтесь, закройте глаза.
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза — поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по рукам, пусть он гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. Ваше тело теплое, расслабленное. Вы нежитесь этим светом. Вам хорошо и спокойно. Приятно. Вы отдыхаете, на душе свободно и легко. Ваша голова ясная и светлая. Настроение приподнятое. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.
Подтянитесь. Улыбайтесь, пожалуйста!".
Методический и психологический комментарии: снятие состояния волнения, напряжения, усталости.
Психолог: Ребята мы справились со всеми заданиями, которые нас ожидали и незаметно оказались с стране «ВНИМАНИЕ». А вот он ящик (красный), в котором лежит подарок Буратино, но чтобы его открыть, нам нужен ключик. А помогут нам открыть ключики, которые мы получали за каждое задание. Только ведь ключиков теперь много, а какой из них от ящика? Кто из нас самый внимательный и найдет именно тот ключ?
Ребята! Молодцы! Теперь мы можем обрадовать Буратино
IV. Рефлексия занятия.
Психолог: Ребята мы сегодня хорошо потрудились. Помните я говорила вам, что кто побывает в стране «Внимание» будет самым внимательным, добрым и умным?! Вы все были в этой чудесной стране, поэтому вы стали самыми внимательными, добрыми, умными!
Примечание: каждому учащемуся выдается медальон на шею с надписями «Самый внимательный, добрый, умный».
(позитивное стимулирование учащихся).