Методические рекомендации для воспитателей
Ь Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности… Читать ещё >
Методические рекомендации для воспитателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.?Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Одна из особенностей заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает всё собственно образовательное, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности. Однако не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло.
Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. До этого почти шестьдесят лет в советской педагогике существовало табу на «буржуазный проектный метод». Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти. 47].
Педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду .
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Проектные методы могут использоваться педагогами и для активизации и повышения эффективности работы с семьей воспитанников на основе взаимодействия.
По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. [40].
Технология проектирования в ДОУ.
План тематического проекта.
- 1. Тема и ее происхождение_
- 2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта
- 3. Необходимые материалы
- 4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам найти ответы на наши вопросы?
- 5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
- 6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта ь На основе изученных проблем детей поставить Цель проекта.
ь Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
ь Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
ь Составление плана-схемы проекта.
ь Сбор, накопление материала.
ь Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
ь Домашние задания для сам. выполнения.
ь Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов.
- 1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- 2. Разработка проектаплан деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проектапрактическая часть.
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
ь по составу участников;
ь по целевой установке;
ь по тематике;
ь по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
ь исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ь ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
ь информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
ь творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Основной Целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
ь обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
ь развитие познавательных способностей;
ь развитие творческого воображения;
ь развитие творческого мышления;
ь развитие коммуникативных навыков.
Этапы проекта. | Деятельность педагога. | Деятельность детей. | |
1 этап. |
|
| |
2 этап. |
|
| |
3 этап. |
| 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. | |
4 этап. |
|
| |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Сейчас, работая по методу проектов уже около двух лет, можно сделать следующие выводы:
ь Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Наше дошкольное учреждение работает по программе «От рождения до школы». Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.
ь Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
ь Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ .
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.
Основная цель всех форм и видов взаимодеи? ствия ДОУ с семьеи? установление доверительных отношении? между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют не традиционные формы взаимодеи? ствия с семьей.
Такая форма работы с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательно-культурное пространство дошкольного учреждения и семьи.
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Опыт работы с родителями показал, что в результате формирующего эксперимента позиция родителей? стала более гибкои?. Изменился стиль общения взрослого с ребенком. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности.
Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.