Заключение.
Развитие речи как особая область методики обучения русскому языку
Методическая работа по развитию речи реализуется посредством современных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Современный учебник представляет собой комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие знаний, умений и навыков обучающихся о языке, в том числе и на развитие связной речи. Вариативные учебно-методические комплексы по русскому языку в своем… Читать ещё >
Заключение. Развитие речи как особая область методики обучения русскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много новых слов, овладевают учебно-научным стилем речи. Нам нужно дать ученику возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими. И чем раньше мы начнем развивать у детей речь, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников через сочинения, изложения и диктанты на уроках русского языка.
Русский язык в начальной школе является важнейшим предметом для развития речи ребёнка. Потому что при написании сочинений, изложений и др. он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, самоутверждает школьников, развивает интерес к языку и литературному творчеству. Изложение (устное и письменное) формирует умения в разных видах речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой — умение пересказывать текст устно (говорение) или письменно. Анализ исходного текста, его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся умения связной речи (коммуникативные умения). Это умение раскрывать тему и основную мысль высказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику, как книга; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной мысли; умение строить монологические высказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование, рассуждение) и др.
В настоящее время одной из важнейших задач в развитии грамотной личности является раскрытие коммуникативной функции языка, т. е. развитие реи каждого школьника, в том числе и связной письменной речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Речь всегда рассматривается в единстве содержания и формы.
Методическая работа по развитию речи реализуется посредством современных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Современный учебник представляет собой комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие знаний, умений и навыков обучающихся о языке, в том числе и на развитие связной речи. Вариативные учебно-методические комплексы по русскому языку в своем составе содержат учебники и учебные пособия по русскому языку, методические рекомендации для учителя, контрольно-измерительные материалы. Содержательная и целенаправленная работа учителя начальных классов по данным комплексам оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи обучающихся начальных классов.
Однако учебный успех обучающихся, эффективное применение учебника в процессе обучения связной речи без диагностикопрогностического слежения будет неэффективным. В связи с этим был проведен мониторинг уровня развития письменной связной речи обучающихся классов, проанализированы учебники по русскому языку на предмет наличия системы упражнений по развитию письменной речи, проведено анкетирование учителей начальных классов с целью выявления затруднений в методике развития речи обучающихся, и родителей с целью выявления их отношения к проблеме развития речи у ребёнка.
Анализ учебников по вариативным программам «Школа России» и «Школа 2100» показывает, что современный учебник содержит необходимую систему работы по развитию речи обучающихся начальных классов. Упражнения и задания, содержащиеся в учебниках, направлены и на формирование знаний о языке, и на развитие письменной связной речи обучающихся. Диагностика общего и речевого развития обучающихся позволяет успешно проводить индивидуальную и дифференцированную работу по развитию связной письменной речи на материале учебника русского языка.
Наибольшая речевая активность второклассников проявляется при выполнении ими работ творческого характера. В процессе творческих работ в условиях одного класса происходит взаимообогащение речи учащихся. В ходе выполнения творческих работ у учащихся вырабатываются умения выбора темы; умение планировать предстоящее высказывание, умение выделять главное, умение анализировать готовый материал, умение подбирать нужное слово, умение строить предложения.
Изучение влияния учебника на развитие универсальных учебных навыков в области речевого развития является перспективой дальнейшего исследования. В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: что развитие речи идет параллельно с развитием личности ребенка. Учащиеся на уроках по написанию сочинений разных видов учатся грамотно излагать свои мысли. Это помогает им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом. Развитие речи у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми словами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Сочинение — это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас несомненно одно: обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим. Кроме того, учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их.
В работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, традиционная и развивающая программы и методика работы с детьми, разработка изложения, которые могут быть использованы педагогами — практиками.
В основной части нашей работы мы показали этапы работы с детьми для развития связной письменной речи в начальной школе. Вся работа строилась по принципу постепенного наращивания трудности, с учетом программных требований. Такая система работы позволяет ученикам овладевать различными способами изложения мысли, воспитывает сознательное отношение к языку и интерес к слову.