Методики и результаты диагностики констатирующего эксперимента
Итог. Дети с нарушениями интеллекта контактировали друг с другом даже чаще их нормально развивающихся сверстников. Впрочем, несмотря на относительно небольшое количество контактов, у детей с нормальным развитием они продолжались значительно дольше и были продуктивней. В то же время взаимодействия детей с нарушениями интеллекта были малоэффективны, непродолжительны по времени и не имели четко… Читать ещё >
Методики и результаты диагностики констатирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Определение уровня развития навыков передачи информации.
В ходе диагностики связной речи, которая проводилась логопедом как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми с нарушениями интеллекта, мы воспользовались данными уровня развития навыков передачи информации. Нами были установлены четыре уровня развития связной речи, в диагностику которых, входят навыки наиболее важные для нашего исследования, а именно для коммуникативной способности: составление рассуждений, передача интонационной выразительности, употребление в речи разных лексических средств, синонимов, анонимов, сравнений, определений.
- 4 уровень развития: Высокий уровень развития навыков связной речи, дети легко строят рассуждения, свободно владеют различными лексическими средствами, успешно передают в речи интонационную выразительность.
- 3 уровень развития: Средний уровень развития навыков связной речи, дети используют различные лексические средства к заданным словам, достаточно легко строят свои высказывания, но иногда требуется помощь взрослого. В применении интонационной выразительности испытывают небольшие трудности.
- 2 уровень развития: Низкий уровень развития навыков связной речи, дети строят высказывания только с помощью наводящих вопросов, используя простые выражения и отдельные слова, мало употребляют лексические средства. Могут передать интонационную выразительность с помощью взрослого или по его предварительному показу.
- 1 уровень развития: Очень низкий уровень развития навыков связной речи. У детей не сформированы навыки развития связной речи, речь бедна, на вопросы взрослого дети отвечают односложно, не строят даже простых предложений.
Испытывают большие трудности в употреблении лексических средств в речи, интонационной выразительностью не владеют.
Полученные логопедом данные обследования детей с нарушениями интеллекта показывают, что наиболее значимые для нашего исследования речевые умения практически не сформированы и находятся на очень низком уровне развития. Далее приведем результаты обследования:
Таблица 3.
Показатели уровня развития навыков передачи информации детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста экспериментальной группы
№ п/п. | Имя ребенка. | Уровень развития навыков передачи информации. | |
1. | Антон Д. | 1 уровень (очень низкий). | |
2. | Анна С. | 1 уровень (очень низкий). | |
3. | Настя Р. | 2 уровень (низкий). | |
4. | Диляра А. | 1 уровень (очень низкий). | |
5. | Степа Н. | 2 уровень (низкий). | |
6. | Максим П. | 1 уровень (очень низкий). | |
7. | Саша В. | 1 уровень (очень низкий). | |
8. | Гоша П. | 2 уровень (низкий). | |
9. | Марина Н. | 1 уровень (очень низкий). | |
10. | Наташа М. | 2 уровень (низкий). |
В процентном соотношении получилась следующая картина:
В экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта — 60% детей имеют (1 уровень) очень низкий уровень развития связной речи и 40% детей имеют (2 уровень) низкий уровень связной речи.
В ходе обследования логопедом дошкольников с нарушениями интеллекта выявлено, что речь, как ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком, имеет выраженные недостатки. Речь развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная плохой работой артикуляционного аппарата, приводящей к нечеткому звучанию; низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточно сформированы фонематическое восприятие и фонематический слух; неточное употребление или неправильное понимание общеупотребительных слов.
В словаре таких детей преобладают хорошо знакомые слова. В основном употребляют такие категории, как существительное, глагол. Отмечается также неточное понимание и неадекватность употребления сложных предлогов; в связной речи встречаются аграмматизмы в вид е ошибок в падежных окончаниях, неправильного выбора времени и формы глагола и др.
Логическое построение связного высказывания также нарушено: наблюдается пропуск важного логического звена и застревание на второстепенных деталях, ребенок легко перескакивает с одной темы на другую, не умеет передавать последовательность событий.
При умственной отсталости случаются все известные виды нарушения речи. Это часто объясняется тем, что с одной стороны, имеется недостаточность интеллекта, а, с другой — сопутствующими мозговыми повреждениями, которые становятся причиной речевых нарушений.
Совершенно другая картина уровня развития речи у детей с нормальным интеллектом. Данные, полученные в ходе обследования детей логопедом, показывают сформированность речевых умений и навыков на достаточно высоком уровне.
Таблица 4.
Показатели уровня развития навыков передачи информации нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста сравнительной группы
№ п/п. | Имя ребенка. | Уровень развития навыков передачи информации. | |||
1. | Денис Щ. | уровень. | (высокий). | ||
2. | Крикун А. | уровень. | (средний). | ||
3. | Гриша М. | уровень. | (высокий). | ||
4. | Даша С. | уровень. | (высокий). | ||
5. | Саша Д. | уровень. | (высокий). | ||
6. | Таня М. | уровень. | (высокий). | ||
7. | Кристина К. | уровень. | (высокий). | ||
8. | Дима Г. | уровень. | (высокий). |
В процентном соотношении в сравнительной группе нормально развивающихся детей дошкольного возраста получаются следующие результаты: 90% испытуемых имеют (4 уровень) высокий уровень развития связной речи и 10% испытуемых имеют (3 уровень) средний уровень развития связной речи.
Уровень речевого развития сравнительной группы нормально развивающихся дошкольников характеризуется развернутой фразовой речью. Дети используют распространенные, простые и разные виды сложных предложений, могут в полной форме излагать свои мысли, без особого труда пересказывают сказки и рассказы. Ошибки в самостоятельной речи практически отсутствуют, наиболее сложные предлоги заменяются простыми. Нормально развивающиеся дети старшего дошкольного возраста достаточно широко и правильно употребляют различные лексические средства в речи, правильно передают разнообразные интонации. У детей наблюдаются небольшие трудности в произношении сложных слов с сочетанием свистящих и шипящих звуков, а так же звуков «л» и «р». В остальном произносят правильно почти все звуки родного языка.
Ссылаясь на полученные выше сведения и результаты сравнительной и экспериментальной групп, можно предположить, что нарушение речи ведет к менее продуктивному процессу общения, мешает свободному осуществлению и затрудняет его, не позволяя иногда понимать и оценивать партнера, а также влияет на восприятие друг друга.
2. Определение уровня коммуникативной активности
В основу экспериментального исследования были положенные Т. И. Чирковой показатели коммуникативной активности: 1) временные показатели (скорость установления контактов; скорость реакции на действия партнера по общению); 2) эргитические показатели (стремление к постоянному общению или уход от него; стремление к широкому кругу общения; наличие изолированности, одиночества; утомляемость в присутствии незнакомых); 3) вариативные показатели (легкость смены способов общения; широта спектров способа общения; нахождение общности с разными партнерами; вариативность эмоциональных состояний в общении).
Цель диагностики состоит в том, чтобы определить особенности коммуникативной активности, которая проявляется во взаимодействиях ребенка со взрослыми и сверстниками. Для диагностики нам требуется наблюдать за ребенком в самых различных жизненных обстоятельствах деятельности ребенка. Коммуникативный компонент проявляется и в учебной, и в игровой деятельности дошкольника. Можно специально создавать ситуации, требующие проявление динамических особенностей общения ребенка (например, коллективные формы выполнения заданий, совместная деятельность детей, обращение ребенка к взрослым с просьбой и т. д.). О степени активности общения судят по характеру взаимодействий ребенка, по частоте контактов с людьми, по принятию другого человека, по способности конструировать свое собственное действие в зависимости от коммуникативной ситуации, по эмоциональным состояниям в процессе общения.
С учетом этого нами были определены четыре уровня развития коммуникативной активности:
- 4 уровень развития (высокий уровень): Дети проявляют инициативу к постоянному общению, быстро устанавливают контакт с незнакомыми людьми. Устойчивость и избирательность контактов незначительная. Дети стремятся к широкому кругу общения, не испытывают стеснения, выступая перед значительной группой людей. Легко сменяют способы общения, обладают вариативностью эмоциональных состояний в процессе общения.
- 3 уровень развития (средний уровень): Дети не сразу стремятся установить контакт с незнакомым человеком, утомляется в его присутствии. Наблюдается скудность эмоциональных состояний в процессе общения. Само общение не устойчиво, контакты кратковременны. Предпочитают узкий круг общения.
- 2 уровень развития (низкий уровень): Дети не стремятся установить контакт с незнакомым человеком. Уходят от общения, предпочитают одиночество. Не передают разнообразность эмоциональных состояний. Не проявляют инициативы к общению и не заинтересованы в нем.
Наблюдается большая избирательность в выборе партнера.
1 уровень развития (очень низкий уровень): Дети избегают контактов с незнакомыми людьми. Не узнают даже самые простые эмоциональные состояния. Длительное время налаживается общение с ребенком.
На основании наблюдений данные показывают, что нормально развивающиеся дети старшего дошкольного возраста сравнительной группы легко устанавливают контакт со взрослыми и сверстниками. Проявляют инициативу к общению. Умеют ориентироваться в ситуации, соотносить средства вербального и невербального общения.
Согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению. Умеют делиться своими чувствами, интересами и настроением. Проявляют чуткость, отзывчивость, сопереживание и заботу. Умеют слушать, договариваться и согласовывать свои действия с партнером. Дети стремятся к широкому кругу общения.
Таблица 5.
Показатели уровня развития коммуникативной активности у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста сравнительной группы
№ п/п. | Имя ребенка. | Уровень развития коммуникативной активности. | |||
1. | Денис Щ. | уровень. | (высокий). | ||
2. | Крикун А. | уровень. | (средний). | ||
3. | Гриша М. | уровень. | (высокий). | ||
4. | Даша С. | уровень. | (высокий). | ||
5. | Саша Д. | уровень. | (средний). | ||
6. | Таня М. | уровень. | (высокий). | ||
7. | Кристина К. | уровень. | (высокий). | ||
8. | Дима Г. | уровень. | (высокий). |
Результаты исследования показали, что 80% нормально развивающихся детей имеют 4 (высокий) уровень развития коммуникативной активности, 20% детей имеют 3 (средний) уровень развития коммуникативной активности.
Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта экспериментальной группы находятся на низком уровне коммуникативной активности. Такие дети не проявляют инициативу в общении. Не обращали внимания на своего партнера по общению. Держались изолированно или уходили от разговора. Не откликались на просьбы и замечания. Не стремятся к взаимодействию со сверстниками во время общих заданий, не обращают внимания на точку зрения партнера, не умеют слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему при неудачах и организовывать соответствующую помощь, проявлять эмпатию не способны. Из-за стеснения стараются меньше пользоваться речью.
Таблица 6.
Показатели уровня коммуникативной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта экспериментальной группы:
№ п/п. | Имя ребенка. | Уровень развития коммуникативной активности. | |||
1. | Антон Д. | уровень. | (низкий). | ||
2. | Анна С. | уровень. | (очень низкий). | ||
3. | Настя Р. | уровень. | (низкий). | ||
4. | Диляра А. | уровень. | (очень низкий). | ||
5. | Степа Н. | уровень. | (низкий). | ||
6. | Максим П. | уровень. | (очень низкий). | ||
7. | Саша В. | уровень. | (очень низкий). | ||
8. | Гоша П. | уровень. | (низкий). | ||
9. | Марина Н. | уровень. | (низкий). | ||
10. | Наташа М. | уровень. | (низкий). |
При количественной обработке данных получились следующие результаты: 60% испытуемых экспериментальной группы имеют 2 уровень (низкий) развития коммуникативной активности, а 40% детей имеют 1 уровень (очень низкий).
По результатам данной диагностики, можно утверждать, что у детей с нарушениями интеллекта имеются навыки коммуникативной деятельности, а именно навыки коммуникативной активности, но уровень их развития сильно отличается от уровня развития этого навыка у нормально развивающихся детей.
Итог. Дети с нарушениями интеллекта контактировали друг с другом даже чаще их нормально развивающихся сверстников. Впрочем, несмотря на относительно небольшое количество контактов, у детей с нормальным развитием они продолжались значительно дольше и были продуктивней. В то же время взаимодействия детей с нарушениями интеллекта были малоэффективны, непродолжительны по времени и не имели четко поставленной цели, т. е. большее число инициативных контактов у дошкольников данной категории вовсе не говорит об их высокой коммуникативной активности. Необходимо отметить, что дети с нарушением интеллекта часто говорят как бы «в пустоту», ни к кому не обращаясь, тогда как дети с нормальным развитием всегда четко определяют партнера взаимодействия и ориентируются на него. Дошкольники с интеллектуальными нарушениями могут вообще проигнорировать сверстника, который находится рядом, в то время как дети без нарушений хотя бы поинтересуются, чем он занят. В заданиях и ситуациях, связанных с взаимодействием дошкольники с интеллектуальными нарушениями не рассматривают партнера как субъект коммуникации. В отличие от нормально развивающихся детей, которые стремясь быть в широком круге общения часто взаимодействуют с детьми и взрослыми, дети с нарушением интеллекта ограничивают свой круг общения с воспитателем и одним — двумя сверстниками.
3. Определение уровня коммуникативной способности
Наблюдение проводилось в естественных условиях; режимных моментах; на занятиях, прогулке, игровой деятельности, свободной деятельности. Для проведения исследования использовалась методика, предложенная Л. В. Чернецкой, по изучению коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Оценка уровня сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками проводилась с учетом следующих критериев:
- — Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
- — Умеет ли разговаривать со взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.
- — Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения.
Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.
- — Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.
- — Внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.
- — Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т. д.
- — Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Определив критерии коммуникативных навыков, такие как внимание и интерес к другому ребенку, эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание, чувствительность ребенка к тому отношению, которое проявляет к нему партнер, мы выделили показатели коммуникативных навыков: содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; мотивы, побуждающие ребенка к нему; средства, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.
С помощью полученных данных, мы выделили четыре уровня развития коммуникативных способностей:
4 уровень развития: Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков предполагает умение детей вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Ребенок всегда разговаривает спокойно, не перебивая говорящего.
Внимательно относится к взрослому: проявляет заботу, внимание, сочувствие. Дошкольник приветлив со сверстниками: здоровается и прощается, называет по имени. Внимателен, старается помочь другому, считается с мнением других детей. В конфликты вступает редко. В конфликтных ситуациях умеет уступать, не кричит. Ровные и доброжелательные отношения со сверстниками.
3 уровень развития: К среднему уровню относятся те дети, которые знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Дошкольник употребляет вежливые слова по напоминанию взрослого или другого ребенка. Умеет разговаривать с взрослыми спокойно, но иногда перебивает говорящего. Выполняет поручения взрослого самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Не всегда помнит о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу.
Приветлив со сверстниками, но привычка здороваться и прощаться, ежедневно не сформирована. Во время выполнения деятельности иногда отвлекается. В конфликты вступает периодически. В конфликтных ситуациях часто обращается за помощью взрослого. Взаимоотношения с детьми избирательные, ровные.
2 уровень развития: Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников характеризуется отсутствием умения здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени, отчеству. Ребенок вежливые слова практически не употребляет, перебивает говорящего. Не внимателен ко взрослому, не адекватно реагирует на просьбу помочь. Со сверстниками не приветлив, вежливые слова не употребляет, грубит. Во время выполнения совместной деятельности отвлекается, мешает другим. Провоцирует конфликты. В конфликтных ситуациях дерется, обидчив.
Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные.
1 уровень развития: Очень низкий уровень развития коммуникативных умений характеризуется полным безразличием к совместной деятельности; дети не пытаются договориться между собой; не возникает никаких реакций на партнера; отношение к результату совместной деятельности также безразличное.
После проведенного исследования по определению уровня сформированности коммуникативных навыков полученные результаты мы отразили в таблицах:
Таблица 7.
Показатели уровня развития коммуникативных способностей у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста сравнительной группы
№ п/п. | Имя ребенка. | Уровень развития коммуникативной способности. | |||
1. | Денис Щ. | уровень. | (высокий). | ||
2. | Крикун А. | уровень. | (высокий). | ||
3. | Гриша М. | уровень. | (средний). | ||
4. | Даша С. | уровень. | (высокий). | ||
5. | Саша Д. | уровень. | (высокий). | ||
6. | Таня М. | уровень. | (высокий). | ||
7. | Кристина К. | уровень. | (средний). | ||
8. | Дима Г. | уровень. | (средний). |
Исходя, из полученных данных 37, 5% соответствуют среднему уровню развития коммуникативных способностей, который имеют трое детей; 62, 5% - высокий уровень коммуникативной способности, наблюдается у пяти детей.
Нормально развивающиеся дети старшего дошкольного возраста, у которых высокий уровень сформированности коммуникативных навыков, умеют вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Они разговаривают спокойно, не перебивая говорящего. Такие дети проявляет заботу, внимание, сочувствие к взрослым. Со сверстниками дошкольники всегда здороваются и прощаются, называют друг друга по имени. В конфликты вступают редко и по веским основаниям. В конфликтных ситуациях умеют уступать, не кричат.
Положительные отношения со сверстниками. Но отдельные дети с высоким уровнем развития коммуникативных навыков не были готовы прийти на помощь своим ровесникам во время совместной деятельности, занятий отвлекали их, иногда мешали. Дети со средним уровнем сформированности коммуникативных навыков продемонстрировали знание норм и правил поведения, но в большинстве случаев пользовались ими по напоминанию взрослых. Дошкольники иногда перебивали говорящего, вежливые слова произносили чаще по просьбе взрослого. С взрослыми разговаривали спокойно.
Дети демонстрировали отзывчивость к сверстникам, но привычка здороваться и прощаться ежедневно не сформирована. В конфликты вступали редко. В взрослому. Взаимоотношения с детьми избирательные, не всегда стабильные. В процессе исследования и анализа, полученных данных мы также установили, что существует непосредственная связь между уровнем речевого развития, уровнем восприятия и понимания другого и умением вырабатывать единую линию поведения и деятельности, то есть взаимодействовать друг с другом. Далее рассмотрим результаты экспериментальной группы.
Таблица 8.
Показатели уровня коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в нарушениями интеллекта экспериментальной группы.
№ п/п. | Имя ребенка. | Уровень развития коммуникативной способности. | |||
1. | Антон Д. | уровень. | (низкий). | ||
2. | Анна С. | уровень. | (очень низкий). | ||
3. | Настя Р. | уровень. | (низкий). | ||
4. | Диляра А. | уровень. | (очень низкий). | ||
5. | Степа Н. | уровень. | (низкий). | ||
6. | Максим П. | уровень. | (очень низкий). | ||
7. | Саша В. | уровень. | (очень низкий). | ||
8. | Гоша П. | уровень. | (низкий). | ||
9. | Марина Н. | уровень. | (низкий). | ||
10. | Наташа М. | уровень. | (низкий). |
По результатам обработки данных 60% испытуемых с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста имею низкий уровень развития коммуникативных способностей, а в 40% наблюдается очень низкий уровень развития коммуникативных способностей.
Проанализировав данные, у детей, которых мы отнесли к низкому уровню сформированности конфликтных ситуациях дети довольно часто обращались за помощью, не сформирована привычка здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени, отчеству. Во время разговора они часто перебивали говорящего, не применяли в общении вежливые слова, принятые нормы и правила поведения. Они критически реагировали на просьбы взрослых. Со сверстниками были не приветливы, в общении преобладали грубость, агрессия. В процессе совместной деятельности они часто отвлекались, не давали работать другим детям.
Провоцировали конфликты в совместной трудовой деятельности (во время разделения орудий труда, или обязанностей, подведения итогов), проявляли обидчивость. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные. Наблюдается западание таких показателей как внимание к сверстнику — умение не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать. Возможно, это связано с тем, что педагог не давал им образца поведения в таких ситуациях, не вел индивидуальной работы с такими 42 детьми, вследствие чего детьми не до конца усвоены правила общения со сверстниками. Отмечается и тенденция, к задержке понимая обращенной к ним речи. Дети с интеллектуальными нарушениями редко проявляют инициативу в ситуации диалога. Это связано с речевым недоразвитием, узким кругом интересов и отсутствием мотивов, с застенчивостью и неумением начать беседу, понять вопрос или высказывание собеседника, адекватно ответить ему. Такие дети не умеют связно высказывать свои предложения и просьбы. Общение ограниченно житейскими и бытовыми ситуациями, которые многократно повторяются. Если общение выходит за рамки стандартных и заученных фраз, то это ставит ребенка в тупик и приводит к нелепым ответам. В процессе общения каждый участник должен уметь переключаться с позиции говорящего, на позицию слушающего, то есть постоянно изменять речевую деятельность. Свойственная детям с нарушениями интеллекта инертность нервных процессов и замедленные реакции на воздействия, осложняют подобные переходы. Детям трудно удерживать внимание на предмете беседы, особенно, когда присутствуют посторонние раздражители. Они забывают, о чем говорили только что, и в последствие перестают слушать собеседника.