Развитие компонентов содержания курса «Теоретические основы информатики» в педагогическом вузе
I этап — подготовительный (2004 — 2005 гг.) — изучение состояния проблемы развития содержания предметной подготовки будущих учителей информатики и уточнение понятия «уровень фундаментальности предметной подготовки будущих учителей информатики» на основе анализа литературных источников по философии, информатике, методике, психологии, педагогической теории и практикеанализ структуры и содержания… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ
- 1. 1. Развитие представлений об информатике как науке и структуре её предметной области
- 1. 2. Новая образовательная парадигма и необходимость фун- 31 даментализации предметной подготовки будущих учителей информатики
- Глава 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ’НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ~ 65,
- 2. 1. Основные требования и принципы разработки универсальных учебных действий для будущих учителей информатики
- 2. 2. Модель системы универсальных учебных действий в курсе
- Теоретические основы информатики"
Развитие компонентов содержания курса «Теоретические основы информатики» в педагогическом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последнее время всё большую значимость приобретают вопросы фун-даментализации образования. Сегодня по-настоящему востребованным может быть только широкообразованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка.
В связи с этим одним из важнейших требований, которое должно быть предъявлено к системе образования, — это его фундаментальность. Наиболее известными работами в рамках фундаментальной подготовки по информатике в педагогических вузах являются исследования Т. А. Бороненко, С. А. Жданова, С. Д. Каракозова, В. Г. Кинелёва, К. К. Колина, Э. И. Кузнецова, Н. И. Рыжовой, М. В. Швецкого, В. JI. Матросова, В. В. Лаптева и др.
Структура содержания образования в целом и в предметной области «Информатика» в частности, согласно общей концепции В. С. Леднева, определяется двумя компонентами: структурой изучаемой области действительности и обощёнными способами деятельности.
Содержание большинства предлагаемых в настоящее время курсов предметной подготовки будущего учителя информатики строятся с учётом только первого из названных факторов, причём каждый автор-разработчик концепций обучения информатике предлагает свою структуру изучаемой области действительности.
Нам представляются несостоятельными попытки некоторых исследователей выбирать в качестве основы для построения содержания предметной подготовки будущих учителей информатики те определения информатики как науки (как правило, частные, «узкие» или устаревшие), которые наиболее удобны" и укладываются в рамки уже сложившихся курсов. Так, например, некоторые авторы понимают информатику как симбиоз некоторых областей математики (дискретной математики, теории формальных систем и пр.). Однако такой взгляд на информатику получает в последнее время всё меньшую поддержку. В настоящее время информатика определяется как естественная, фундаментальная наука, формирующая системно-информационный подход к анализу научной картины мира, изучающая особенности протекания информационных процессов в системах различной природы. Данная точка зрения на информатику как науку сформировалась под влиянием таких выдающихся учёных, академиков РАН как А. П. Ершов, И. А. Мизин и Н. Н. Моисеев.
Из-за противоречивого трактования предмета информатики вытекает первая проблема, с которой мы сталкиваемся при внедрении идеи фундаментальности в образовательную практику, — адекватного отражения тенденций развития информатики как науки и её предмета в предметной подготовке будущих учителей информатики.
Что касается второго компонента содержания образования, то в вузовской образовательной практике он, к сожалению, в явном виде никак не представлен, несмотря на психолого-педагогические исследования последних лет, в которых отмечается, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия (УУД), имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками (А. Г. Асмолов, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин).
Такой подход позволяет решить вторую проблему и обеспечивает «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного присвоения нового социального опыта, а не только освоение им конкретных предметных знаний и навыков в рамках предметной подготовки.
Учитывая вышеперечисленное, становится очевидно, что в современных педагогических исследованиях в целом и в курсе «Теоретические основы информатики» в частности слабо изучен вопрос о повышении уровня фундаментальности предметной подготовки будущих учителей информатики, базирующийся на комплексном анализе структуры изучаемой области действительности «Информатика» и совокупности универсальных учебных действий студентов в данной области.
В связи с этим проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью фундаментализации предметной подготовки будущих учителей информатике, включающей в себя современные представления о предметной области «Информатика» и обеспечивающей формирование универсальных учебных действий и отсутствием всестороннего анализа и путей реализации такой подготовки.
Объектом исследования является содержание предметной подготовки будущих учителей информатики в системе высшего педагогического образования.
Предметом исследования выступает развитие содержания предметной подготовки будущих учителей информатики с учётом структуры изучаемой области «Информатика» и структуры универсальных учебных действий.
Цель исследования состоит в выявлении и обосновании путей развития содержания предметной подготовки будущих учителей информатики, адекватных перспективам развития структуры и содержания, информатики как науки на основе методологии универсальных учебных действий.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой более высокий уровень фундаментальности предметной подготовки будущих учителей информатики будет достигнут, если: о содержание предметной подготовки будет отбираться на основе анализа основных объектов изучения области «Информатика» и видов универсальных учебных действий в данной области- • выявленные объекты и универсальные учебные действия будут представлены в курсе «Теоретические основы информатики». Для решения обозначенной выше проблемы и проверки достоверности гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные тенденции развития информатики как науки и структуры её предметной области, выявить основные объекты изучения.
2. Уточнить понятие «уровень фундаментальности предметной подготовки будущих учителей информатики».
3. Проанализировать структуру и содержание предметной подготовки учителей информатики в настоящее время и обосновать прогноз их развития на ближайшую перспективу.
4. Выявить основные требования и принципы разработки универсальных учебных действий для будущих учителей информатики;
5. Сформулировать основные результаты обучения и воспитания будущих учителей информатики в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий.
6. На основе анализа структуры предметной области «Информатика» и совокупности УУД в данной области построить модель системы универсальных учебных действий в курсе «Теоретические основы информатики» в педагогическом вузе.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
• исследования, выявляющие тенденции развития информатики как науки (А. П. Ершов, К. К. Колин, И. А. Мизин, Н. Н. Моисеев и др.) — исследования, посвященные фундаментализации образования в целом (В. Г. Кинелёв, А. М. Новиков, Б. С. Гершунский, А. И. Субетто, А. Д. Сухано и др.) и в предметных областях в частности (В. Ф. Башарин, Н. А. Читалин, В. В. Кондратьев, С. А. Жданов, Э. И. Кузнецов, М. П. Лап-чик, В. В. Лаптев, В. Л. Матросов, С. Д. Каракозов, Н. И. Рыжова, М. В. Швецкий и др.);
• исследования проблем сущности и способов построения государственных образовательных стандартов (В. И. Байденко, С. А. Жданов, А. А. Кузнецов, В. С. Леднев, В. Л. Матросов, М. В. Рыжаков и др.) — положения теории учебной деятельности: теории развивающего обучения (Л. С. Выгодский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), теории универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов);
• теория и методика обучения информатике в школе (С. А. Бешенков, С. Г. Григорьев, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, А. Л. Семенов, Е. К. Хеннер и др.).
Сочетание теоретического уровня исследования с опытно-экспериментальной работой обусловило выбор совокупности методов исследования, включающих теоретические методы (анализ теоретических источников, позволивший сформулировать исходные позиции исследования, обобщение педагогического опыта) и эмпирические методы (анализ и обобщение эффективного педагогического опыта, а также массовой практики вузов страны по подготовке будущего учителя информатики, анализ государственных образовательных стандартов России и учебных программ высшей и основной школы). Применялись также экспертная оценка, самооценка, интервьюирование, анкетирование, тестирование, прямое и косвенное наблюдение, педагогический эксперимент и др. Содержание применяемых методов исследования, конкретные проблемы, решаемые с помощью каждого из них, а таюке экспериментальные материалы описаны в соответствующих разделах диссертации.
Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.
I этап — подготовительный (2004 — 2005 гг.) — изучение состояния проблемы развития содержания предметной подготовки будущих учителей информатики и уточнение понятия «уровень фундаментальности предметной подготовки будущих учителей информатики» на основе анализа литературных источников по философии, информатике, методике, психологии, педагогической теории и практикеанализ структуры и содержания предметной подготовки учителей информатики в настоящее время и обоснование прогноза их развития на ближайшее время. Наряду с этим были определены цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза, разработан понятийный аппарат.
II этап — формирующий (2005 — 2006 гг.) — содержанием данного этапа стала формулировка основных требований и принципов разработки универсальных учебных действий для будущих учителей информатикиразработка теоретической модели системы универсальных учебных действий в курсе.
Теоретические основы информатики" в предметной подготовке будущих учителей информатики.
III этап — обобщающий (2006 — 2008 гг.) — этап был посвящен внедрению модели системы универсальных учебных действий в практику преподавания дисциплины «Теоретические основы информатики», а также была проведена диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у будущих учителей информатики с последующим обобщением и систематизацией полученных результатов, а также уточнением концепции формирования УУД у будущих учителей информатики в их предметной подготовке, оформлению материалов, определению их теоретической и практической значимости.
Научная новизна исследования: теоретически обосновано и практически подтверждено, что повышение уровня фундаментальности предметной подготовки будущих учителей информатики достигается за счёт двух факторов: выделения основных объектов предметной области «Информатика» в i совокупности с формированием универсальных учебных действий в данной областиобосновано, что такая структура обладает свойствами системности, полноты, обобщённости.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено понятие «уровень фундаментальности предметной подготовки будущих учителей информатики" — обоснованы необходимость развития содержания предметной подготовки будущих учителей информатики и целесообразность изменения содержания курса «Теоретические основы информатики» в предметной подготовке будущих учителей информатикивыявлены основные требования и принципы разработки универсальных учебных действий для будущих учителей информатикиопределены основные результаты обучения и воспитания будущих учителей информатики в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные результаты могут быть использованы для: модернизации предметной подготовки будущих учителей информатики в целях качества обучения- 1 обеспечения преемственности со школьным курсом информатики на базе общего понятийного аппарата, основных объектов изучения и методов их изученияпостроения модели системы УУД в курсе дисциплины «Теоретические основы информатики».
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования достигаются за счёт обоснованности исходных теоретико-методологических позиций, сформулированных в результате всестороннего изучения проблемы фундаментализации предметной подготовки будущих учителей информатикииспользованием достижений педагогической психологиииспользованием методов, адекватных целям и задачам исследованиясовпадением выводов теоретического анализа проблемы исследования с результатами педагогического экспериментаапробацией разработанной модели системы УУД в процессе личного преподавания.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1) Развитие представлений об информатике как науке, структуре её предметной области, а также новая образовательная парадигма предъявляют новые требования к уровню подготовки будущих учителей информатики. Эти причины обуславливают необходимость фундаментализации предметной подготовки будущих учителей информатики как условие повышения её эффективности.
2) Фундаментализация предметной подготовки будущих учителей информатики требует: о выявления основных объектов изучаемой области действительности, отражённых в системе знаний базовой науки информатики. Ими выступают информационные процессы, информационные модели, информационные основы управления. Эти объекты задают основные направления развития содержания предметной подготовки будущих учителей информатики- • формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только знания и навыки в предметной области «Информатика», но и способность личности к саморазвитию и самореализации. 3) Реализация выявленных объектов изучаемой действительности и разработанная модель системы универсальных учебных действий в курсе «Теоретические основы информатики» способствуют повышению уровня фундаментальности предметной подготовки будущих учителей информатики. Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ (секция математических наук, 2008) — научно-методическом семинаре «Актуальные проблемы преподавания математики и информатики» (Москва, 2008) — на заседаниях кафедры теории и методики обучения информатике МПГУ (Москва, 2004;2008) — во время участия в международных научно-практических конференциях по проблемам преподавания информатики в вузе: «Применение новых технологий в образовании» (Троицк, 2006;2007), «Новые образовательные технологии в вузе» (Екатеринбург, 2007) — «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 2007;2008), «Методы информационных технологий, математического моделирования компьютерной математики в фундаментальных и прикладных научных исследованиях» (Казань, 2007), «Инновационные технологии обучения: проблемы и перспективы» (Липецк, 2008).
Внедрение результатов исследования осуществлялось в рамках дисциплины «Теоретические основы информатики» для студентов специальности «Информатика» Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ВПО Оренбургского государственного университета в 2006;2008 гг. По теме исследования опубликовано 8 работ.
Последовательность решения основных задач исследования определили структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Основной текст занимает 122 страницы, в том числе 11 рисунков, 11 таблиц, библиография (176 наименований) — 16 страниц.
Основные выводы и результаты исследования:
Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях:
Публикации в научных журналах, рекомендованных ВАК.
1. Самойлик, Е. Н. Необходимость фундаментализации предметной подготовки будущих учителей информатики / Е. Н. Самойлик // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. — № 4. — С. 41- 45.
Список публикаций в других изданиях.
2. Самойлик, Е. Н. Анализ современных трактовок термина информатика / Е. Н. Самойлик // Применение новых технологий в образовании. Материалы XV1I1 Международной конференции, 28−29 июня 2006 г., Троицк. — М.: ГОУ ДПО «Центр новых педагогических технологий», 2006. -С. 50−51.
3. Самойлик, Е. Н. Влияние компетентностного подхода на повышение качества предметной подготовки будущих учителей информатики / Е. Н. Самойлик // Новые информационные технологии в образовании: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 26−28 февраля 2008 г.: В 2-х ч. 4.2 -Екатеринбург, 2008. — С.247−249.
4. Самойлик, Е. Н. Методические рекомендации по преподаванию курса «Теоретические основы информатики» / Е. Н. Самойлик //Инновационные технологии обучения: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции. Липецк, 29−30 марта 2008 г. — Липецк: ЛГПУ, 2008. — С. 144 -147.
5. Самойлик, Е. Н. Некоторые аспекты предметной подготовки будущих учителей информатики в условиях информатизации образования / Е. Н. Самойлик // Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов четвёртой международной научно-методической конференции, 5−8 февраля 2007 года. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ — УПИ, 2007. — С.271−273.
6. Самойлик, Е. Н. Предметная подготовка будущих учителей информатики / Е. Н. Самойлик // Применение новых технологий в образовании. Материалы XVIII Международной конференции, 27−28 июня 2007 г., Троицк. — М.: ГОУ ДПО «Центр новых педагогических технологий», 2007. — С. 369−370.
7. Самойлик, Е. Н. Фундаментализация образования в предметной области «Информатика» / Е. Н. Самойлик // Новые информационные технологии в образовании: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 26−28 февраля 2007 г.: В 2-х ч. 4.2. — Екатеринбург, 2007. -С.116−118.
8. Самойлик, Е. Н. Фундаментализация предметной подготовки будущих-учителей информатики / Е. Н. Самойлик // Международная научно-практическая конференция «ИТО-Поволжье — 2007». Российский научный семинар «Методы информационных технологий, математического моделирования и компьютерной математики в фундаментальных и прикладных научных исследованиях». Материалы конференции и труды семинара, 18−21 июня 2007 г., Казань. — Казань: Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2007. — С. 67−70.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты проведённого исследования, подтверждающие основные положения гипотезы, можно сформулировать следующим образом:
1. Рассмотрение генезиса информатики как науки, позволило выявить основные тенденции развития информатики. Анализ трактовок информатики показал, что сегодня это наука, изучающая закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем. Структура информатики может быть представлена тремя структурными компонентами: информационные процессы, информационные модели, информационные основы управления.
2.Уточнено понятие «уровень фундаментальности». Была выявлена иерархия: фундаментальность образования, фундаментальность предметной подготовки, фундаментальность отдельной дисциплины.
3.На основе анализа научно-педагогической литературы и государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования проанализирована структура предметной подготовки учителей информатики в настоящее время и был дан прогноз их развития на ближайшую перспективу.
4. В ходе исследования были выявлены основные требования и принципы разработки универсальных учебных действий для будущих учителей информатики и на их основе были определены основные результаты обучения и воспитания будущих учителей информатики в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий.
4. На основе анализа структуры предметной области «Информатика» и совокупности универсальных учебных действий в данной области была построена и реализована модель системы УУД в курсе «Теоретические основы информатики».
Таким образом, данное исследование показывает, что содержание предметной подготовки будущих учителей информатики, построенное с учётом соответствующей предметной области «Информатика» и совокупности универсальных учебных действий, позволяет модернизировать систему высшего педагогического образования для наиболее полной реализации идеи фундаментальности. Представленную модель универсальных учебных действий в курсе «Теоретические основы информатики» следует рассматривать как первый шаг в данном направлении.
Список литературы
- Абрамов, Ю. Ф. Картина мира и информация: (Филос. очерки) / Ю. Ф. Абрамов. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. — 188с.
- Айламазян, А. К. Информатика и теория развития / А. К. Айламазян, Е. В. Стась- отв. ред. И. И. Моисеев. М.: Наука, 1989. — 172 с.
- Амирханова, А. А. Совершенствование общеобразовательной подготовки по информатике и информационным технологиям на начальной ступени высшего педагогического образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Амирханова. М., 2002. — 19 с.
- Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Издательский центр Академия, 2007. — 528 с.
- Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2006. — 71 с.
- Барблан, А. Иерархия знания / А. Барблан // Alma Mater. 1994. — № 3. — С. 30−31.
- Баумане, К. И. Методика обучения семиотике языков программирования будущих учителей информатики : дис.. канд. пед. наук / К. И. Баумане. -СПб, 2004.-209 с.
- Бешенков, С. А. Информация и информационные процессы : пособие для учащихся / С. А. Бешенков, В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. -84 с.
- Бешенков, С.А. Математика и информатика: поиск точек соприкосновения / С. А. Бешенков, Л. Г. Кузнецова, М. И. Шутикова // Информатика и образование. 2006. — № 10. — С. 3−5.
- Бешенков, С. А. Моделирование и формализация : метод, пособие / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. — 333 с.
- Бешенков, С. А. Непрерывный курс информатики / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина, Н. В. Матвеева, Л. В. Милохина. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. — 143 с.
- Бобонова, Е. Н. Методические основы фундаментальной подготовки по информатике в педагогическом вузе : дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Бобонова. Воронеж, 2002. — 165 с.
- Божович, Л. И. Избранные психологические труды : Проблема формирования личности / Л. И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
- Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
- Болдасов, В. С. Лекции для студентов по курсу «Исследование систем управления» / В. С. Болдасов. М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. — 83 с.
- Бордовский, Г. А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного образования / Г. А. Бордовский // Подготовка специалиста в области образования: (структура и содержание). СПб.: Образование, 1994. -С. 3−8.
- Брановский, Ю. С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов не физико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования : дис. .д-ра пед. наук / Ю. С. Брановский. М., 1996. — 378 с.
- Брой, М. Информатика. Теоретическая информатика, алгоритмы и структуры данных, логическое программирование, объектная ориентация. В 4 ч. / М. Брой, пер с нем. М.: Диалог — МИФИ, 1998. — 4.4. — 224 с.
- Брыкин, М. А. Информациология и глобальные вызовы современности / М. А. Брыкин, П. А. Недотко, Н. Д. Ткаченко. М.: НОУ «Новый логос», 2001.- 111 с.
- Буслова, Н. С. Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения «Теоретическим основам информатики» в условиях информационно-предметной среды в педагогическом вузе : дис.. канд. пед. наук / Н. С. Буслова. Омск, 2006. — 136 с.
- Ваграменко, Я. А. Основы информатики и вычислительной техники с применением к лингвистике : учеб. пособие / Я. А. Ваграменко, Н. Ш. Бла-унштейн, Л. С. Сержан. М.: МОПИ, 1989. — 72 с.
- Власова, Ю. Ю. Изучение процессов восприятия и переработки информации человеком в школьном курсе информатики : дис.. канд. пед. наук / Ю. Ю. Власова. М., 1998. — 138 с.
- Волков, Б. С. Психология юности и молодости : учеб. пособие. Б. С. Волков. М.: Академический Проект: Трикста, 2006. — 256 с.
- Воройский, Ф.С. Информатика: Новый систематизированный толковый словарь-справочник: (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах) / Ф. С. Воройский. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Физмалит, 2003. — 755 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: ACT, 2008. — 671 с.
- Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студентов -вузов / П. Я. Гальперин. М.: КДУ, 2005. — 400 с.
- Гамезо, М. В. Возрастная психология : личность от молодости до старости: учеб. пособие / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова. -М.: Педагогическое общество России, Изд-й дом «Ноосфера», 1999. -272 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века : (В поискахпрактико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 605 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века : Учебное пособие для самообразования. / Б. С. Гершунский. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 508 с.
- Глушков, В.М. Основы безбумажной информатики / В. М. Глушков. -2-е изд., испр. М.: Наука, 1982 — 552 с.
- Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: монография / под ред. Я. И. Кузьми-нова. М.: Логос, 2004. — 325 с.
- Государственный стандарт подготовки учителей по специальности 30 100 «Информатика» (в новой системе нумерации 50 202) Электронный ресурс. — Электр, дан. — Режим доступа: www.informika.ru, свободный.
- Гиляревский, Р. С. Основы информатики : курс лекций / Р. С. Гилярев-ский. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — 318 с.
- Гулякин, Д. В. Методическая система обучения социальной информатике в школе : монография / Д. В. Гулякин. Георгиевск: ГТИ (фил) СевКавГТУ, 2006. — 132 с.
- Гуревич, И. М. Законы информатики основа построения и познания сложных систем / И. М. Гуревич. — Изд. 2-е, уточнённое и доп. — М.: Торус Пресс, 2007. — 399 с.
- Гуторова, Л. Е. Методика обучения студентов педагогических вузов основам геоинформатики : (на примере специальности 30 100 «Информатика»): дис. .канд. пед. наук / Л. Е. Гуторова. Нижний Тагил, 2004. — 204 с.
- Давыдов, В. В. Деятельностная теория мышления / В. В. Давыдов. М.: Научный мир, 2005. — 240 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
- Данильчук, Е. В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога : монография / Е. В. Данильчук. М. — Волгоград: Перемена, 2002. — 229 с. 1
- Дашкин, М. Е. Коммуникативные умения специалистов системы «человек-человек» как предметной содержание их подготовки : дис.. канд. пед. наук / М. Е. Дашкин. М., 1999. — 134 с.
- Добудько, Т. В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования : дис.. д-ра пед. наук: / Т. В. Добудько. Самара, 1999. — 349 с.
- Дубовицкая, Т. Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении / Т. Д. Дубовицкая. М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. — 116 с.
- Евреинов, Э.В. Информациология сред, структур и биокомпьютерных систем / Э. В. Евреинов. М.: Изд-во «Информациология», 1996. — 32 с.
- Егорова, Н. В. Методика обучения доказательству правильности императивных программ в рамках фундаментальной подготовки учителей информатики в предметной области : дйс. .канд. пед. наук / Н. В. Егорова. СПБ, 2003.-222 с.
- Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельност-ного подхода : кн. для учителя / О. Б. Епишева. М.: Просвещение, 2003. -223 с.
- Ершов, А.П. Союз информатики и вычислительной техники на службуVобществу (колонка редактора) / А. П. Ершов // Микропроцессорные средства и системы. 1987. — № 1. — С.1.
- Жужжалов, В. Е. Основы интеграции парадигм программирования в курсе информатики : монография / В. Е. Жужжалов. М.: Образование и информатика, 2004. — 127 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. -М.: Академия, 2006. 240 с.
- Информатика: учеб. пособие для ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / К. В. Тараканов и др.- под ред. К. В. Тараканова. М.: Изд-во «Книга», 1986.-303 с.
- Информатика и компьютерная грамотность: Сб. ст. / АН СССР- отв. ред. Б. Н. Наумов. М.: Наука, 1988. — 237 с.
- Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю. М. Арский, Р. С. Гиляревский, И. С. Туров, А. И. Чёрный. М.: ВИНИТИ, 1996.-489 с.
- Историческая информатика: учеб. пособие / Е. Б. Белова, JI. И. Бородкин, И. М. Гарскова и др.- под ред. JI. И. Бородкина, И. М. Гарсковой. -М.: Мосго-рархив, 1996. -267 с.
- Кабанова Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова — Меллер. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Казанцев, Э. Ф. Технологии исследования биосистем / Э. Ф. Казанцев. -М.: Машиностроение, 1999. 177 с. (
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов и др. М. :1. Просвещение, 2008. 151 с.
- Калинин, С. И. Обучение студентов математическому анализу в условиях фундаментализации высшего педагогического образования / С. И. Калинин. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. 353 с.
- Каныгин, Ю. М. Фундаментальные основы информатики : Науч. докл. Препринт / Ю. М. Каныгин, А. М. Миняйло. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1985.-48 с.
- Каныгин, Ю. М. Основы теоретической информатики / Ю. М. Каныгин, Г. И. Калитич. Киев: Наук, думка, 1990. — 228 с.
- Касаткин, В. Н. Секреты кибернетики / В. Н. Касаткин, А. Ф. Верлань. -Киев: Радяньская школа, 1997. 167 с.
- Каракозов, С. Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем. Подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования: монография / С. Д. Каракозов Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005, — 299 с.
- Касьянов, С. М. Методическая система формирования информационного мировоззрения будущего учителя информатики : автореф. .канд. пед. наук / С. M. Касьянов. Волгорад, 2005. — 27 с.
- Кибернетика. Становление информатики: Сб. ст. / АН СССР- ред. кол.: И. М. Макаров (пред.) и др. М.: Наука, 1986. — 190 с.
- Кинелёв, В. Г. Фундаментализация университетского образования / В. Г. Кинелёв // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 6−12.
- Клаус, Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Г. Клаус. -М.: Педагогика, 1987. 173 с.
- Колин, К. К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» / К. К. Колин // Информатика и образование. 2000. — № 10. — С.. 5−10
- Колин, К. К. Эволюция информатики / К. К. Колин // Информационные технологии. 2005. — № 1. — С. 2−16.
- Колин, К.К. Фундаментальная информатика и качество образования / К. К. Колин.-М" 2001.-43 с.
- Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учебное пособие для вузов / К. К. Колин. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 349 с.
- Кондратьев, В. В. Фундаментализация профессионального образования специалиста в технологическом университете : монография / В. В. Кондратьев. Казань: КГТУ, 2000. — 323 с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. -М.: Просвещение, 2008. 39 с.
- Королюк, И. П. Основы медицинской информатики: учебник для студентов медицинских вузов / И. П. Королюк. Самара: ООО «Офорт», ГОУ ВПО «СамГМУ», 2006. — 251 с.
- Коротенков, Ю.Г. Формализованная информациология / Ю. Г. Коротен-ков- под ред. А. Г. Харитонова. М.: Международное издательство «Информациология», 2000 — 30 с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. 9-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 940 с.
- Кручинина, Г. А. Готовность студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности: монография / Г. А. Кручинина, С. Н. Исакова. Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. — 154 с.
- Кузнецов, А. А. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) / А. А. Кузнецов и др. // Информатика и образование.-2005.-№ 1, — С. 16−19
- Кузнецов, А. А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе / А. А. Кузнецов // Информатика и образование. -2000. -№ 7. С. 2−7.
- Кузнецов, А. А. Современный курс информатики : от концепции к содержанию / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. 2004. — № 2. — С. 2−6
- Кузнецов, Н. А. Состояние, перспективы и проблемы развития информатики / Н. А. Кузнецов, Р. И. Полонников, Р. М. Юсупов // Проблемы информатизации. Теоретический и научно-практический журнал. 2000 г. — Вып. 1. -С. 5−12
- Кузнецов, Э. И. Общеобразовательное и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте : дис.. д-ра пед. наук / Э. И. Кузнецов. М, 1990. — 407 с.
- Кукин, В. И. Информатика : организация и управление / В. И. Кукия. -М.: Экономика, 1991. 175 с.
- Баранова, Г. А. Бордовский, Т. А. Бороненко и др.- под ред. В. А. Извозчи-кова. СПб.: Образование, 1996. — С. 129 — 139
- Лаптев, В. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики. Аспекты фундаментальной подготовки / В. В. Лаптев, Н. И. Рыжова, М. В. Швецкий. СПб.: Изд-во С.-Пет. ун-та, 2003. -350 с.
- Лапчик, М. П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах : дис. в виде научн. доклада .д-ра пед. наук / М. П. Лапчик. М., 1999. — 82 с.
- Лапчик, М. П. Численные методы / М. П. Лапчик, М. И. Рагулина, Е. К. Хеннер- под ред. М. П. Лапчика. М. : — Издат. центр «Академия», 2004. -384 с.
- Леднев, В. С. Содержание образования : сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. Шк., 1991. — 224 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
- Лобанова, Е.В. О подходах к проектированию образовательных программ высшего профессионального образования в современных условиях Е. В. Лобанова // Инновации в образовании. 2004. — № 2. — С. 5−13.
- Лозовский, В. Н. Фундаментализация высшего технического образования: цели, идеи, практика: учебное пособие / В. Н. Лозовский, С. В. Лозовский, В. Е. Шукшиков. Спб.: Изд-во «Лань», 2006. — 128 с.
- Макарова, И. В. Информатика в системе непрерывного образования / Н. В. Макарова, А. Г. Степанов. СПб.: Изд-во Политех, ун-та, 2005. — 338 с.
- Маланов, С В. Психологические механизмы теоретического мышления: теория в науке и в учебной деятельности: монография / С. В. Маланов,-Йошкар-Ола, 2001. 260 с.
- Маккелланд, Д. Мотивация человека / Д. Маккелланд. СПб.: Питер, 2007. — 672 с.
- Марков, Е. А. Информационные процессы в России : учеб. пособие / Е.
- A. Марков. Череповец: ГОУ ВПО ЧТУ, 2006. — 68 с.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения : Кн. для уч-ля / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
- Матросов, В. Л. Теоретические основы информатики : учеб. пособие /
- B. Л. Матросов и др. М.: МПГУ, 2005. — 296 с.
- Мелик-Гайказян, И. В. Информационные процессы и реальность / И. В.
- Мелик-Гайказян. -М.: Наука. Физматлит, 1998. 192 с.
- Михайлов А. И. Информатика /А. И. Михайлов, А. И. Чёрный, Р. С. Ги-ляревский // Большая советская энциклопедия. Т.10. 3-е изд. — М.: Сов. эн-цикл., 1972.-348 с.
- Михайлов, А.И. Научные коммуникации и информатика / А. И. Михайлов, А. И. Чёрный, Р. С. Гиляревский. М.: Наука, 1976. — 435 с.
- Мозолин, В. В. Информационная подготовка в непрофильном вузе / В.
- B. Мозолин. М.: Образование и информатика, 2005. — 128 с.
- Моисеев, Н. Н. Быть или не быть . человечеству? / Н. Н. Моисеев М., 1999.-288 с.
- Моисеев, Н. Н. Универсум. Информация. Общество / Н. Н. Моисеев. -М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.
- Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.
- C. Немов: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 2: Психология образования. — 608 с.
- Новиков, А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. -М.: Изд-во «Эгвес», 2005. 176 с.
- Новиков, А. М. Принцип фундаментализации образования / А. М. Новиков // Специалист. 2005. — № 1. — С. 2−5.
- Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития /А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. И. Серкова и др. — под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. — 368 с.
- Окулов С.М. Когнитивная информатика. Монография. Киров: Изд-во ВятГГу, 2003. 224 с.
- Окулов, С. М. О стандартах по информатике в вузах / С. М. Окулов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 1. — С. 12−15.
- Окулов, С. М. О фундаментальных основах информатики (полемические заметки) / С. М. Окулов // Информатика и образование. 2005. — № 1. — С. 26- ,
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов- под общ. ред. JI. И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. -М.: Оникс: Мир и образование, 2006. — 1328 с.
- Ольнева, А. Б. Фундаментализация профессионального образования / А. i
- Б. Ольнева, С. Г. Марфин- научая редакция Г. П. Корнева. Саратов: Изд-во «Научая книга», 2004. — 450 с.
- Основные проблемы информатики и библиотечно-библиографическая работа: учебное пособие для библ. фак. / под ред. А. В. Соколова. Л., 1976. -319 с.
- Панкова, Е. В. Информатика в системе библиотечного профильного образования : автореф. .канд. пед. наук /Е. В. Панкова. СПб., 2002. — 23 с.
- Поспелов, Д.А. Становление информатики в России / Д. А. Поспелов // Информатика. 1999. — № 19. — С. 7−10.
- Первин, Ю. А. Информатика в учебной программе педагогических институтов / Ю. А. Первин // Экспериментальная информатика: сб. науч. тр. / АН СССР- под ред. А. П. Ершова. Новосибирск, 1981. — С. 92−98.
- Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва 1−5 июля 1996 г. // Информатика и образование. 1996 — № 5. — с. 1−20.
- Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А.
- Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008. — 688 с.
- Развитие определений «информатика» и «информационные технологии» / под ред. И. А. Мизина. М.: ИЛИ АН СССР, 1991. — 22 с.
- Райхерт, Т. Н. Обучение теории информации как средство фундамента-лизации предметной подготовки будущих учителей информатики : дис.. .канд. пед. наук / Т. Н. Райхерт. Пермь, 2001. — 168 с.
- Ракитина, Е. А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики / Е. А. Ракитина. М.: Информатика и образование, 2002. — 88 с.
- Романов, К. М. Основы общей психологии : учеб. пособие / К. М. Романов. Саранск: Издат. центр Историко-социол. инт-та МГУ им. Н. П. Огарева, 2008. — 368 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
- Рыжова, Н. И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области : дис. .д-ра лед. наук / Н. И. Рыжова. СПб., 2000. — 429 с.
- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 59 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повыш. квалиф. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998.-256 с.
- Семёнова, 3. В. Углублённое обучение школьников информатике: истоки и тенденции развития: монография / 3. В. Семёнова. Омск: Изд-во Ом-ГТУ, 2003. — 176 с.
- Семенюк, Э. П. Информатика: достижения, перспективы, возможности / Э. П. Семенюк. М.: Наука, 1988. — 173 с.
- Ситаров, В.А. Дидактика : учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров- под ред. В. А. Сластёнина. М: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
- Сифоров, В. И. Информатика и её взаимодействие с философией и другими науками / В. И. Сифоров // Филоские науки. 1984. — № 2. — С.34−42.
- Сластёнин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин и др. — под ред. В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000.-416 с.
- Соколов, А. В. Информатика в перспективе: к вопросу о классификации видов информации и системе наук коммуникационного цикла /А. В. Соколов, А. И. Манкевич // Научно-техническая информация. Сер.2. —1971. — № 10. — С. 5−9.
- Соколов, А. В.Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие / А. В. Соколов. С.-П.: Изд-во Михайлова В. А., 2002- 461 с.
- Солдатченко A. JI. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы : дис.. канд. пед. наук / A. JI. Солдатченко. Магнитогорск, 2001. — 186 с.
- Суббето, А. И. Проблемы фундаментализации и источников формирования содержания высшего образования : грани государственной политики / А.
- И. Суббето. Кострома: Костр. пед. ун-т, 1995. — 332 с.
- Судаков, К. В. Информационный феномен жизнедеятельности : монография / К. В. Судаков. М.: РМА ПО, 1999. — 380 с.
- Суханов, А. Д. Концепция фундаментализации высшего образования и её отражение в ГОСах / А. Д. Суханов // Высшее образование в России. -1996. -№ 3, — С. 17−23.
- Талызина, Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, JI. Б.Хихловский. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. -176 с.
- Темников, Ф. Е. Информатика / Ф. Е. Темников //Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 1963. — № 11. — С. 1278.
- Темников, Ф. Е. Теоретические основы информационной техники : учеб. пособие для вузов / Ф. Е. Темников, В. А. Афонин, В. И. Дмитриев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергия, 1979. — 512 с.
- Теоретические основы информатики и информационной безопасности: учебник / Е. Г. Геннадиева, Ф. М. Дорофеев, А. Н. Касилов- под ред. В. А. Минаева, В. Н. Саблина М.: Радио и связь, 2000. — 468 с.
- Тищенко, В. А. Формирование коммуникативных умений учащихся средствами информатики / В. А. Тищенко // Информатика и образование.2006.-№ 5.- С. 114−119.
- Управление, информация, интеллект / под ред. А. И. Берга и др.- М.: «Мысль», 1976.-383 с.
- Управление качеством образования в высшей школе / под ред. Е. А. Горбашко. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 315 с.
- Урсул, А. Д. Информатизация общества: Введ! в социал. информатику: учеб. пособие / А. Д. Урсул. М.: Изд-во АОН при ЦК КПСС, 1990. — 191 с.
- Успенский, В. А. К проблематике теории научной информации / В. А. Успенский, Ю. А. Шрейдер // Научно-техническая информация. 1963. -№ 3. — С. 17−20.
- Учебно-методический комплект по специальности 30 100 Информатика. М.: Флинта: Наука, 2002. — 264 с.
- Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин. В. В. Козлов. Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во ин-та Психотерапии, 2002. — 490 с.
- Филатова, JI.O. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях внедрения профильного обучения в старшем звене средней школы / Л. О. Филатова. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. -192 с.
- Фокин, Р. Р. Метамодель обучения информатике в высшей школе : дис.. д-ра пед. наук / Р. Р. Фокин. СПб., 2000. — 408 с.
- Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова, А. К. Маркова, И. Ломпшера и др. М.: Педагогика, 1982. — 216 с.
- Фридланд, А. Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы / А. Я. Фридланд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. — 232 с.
- Фролов, Г. Д. Элементы информатики : учебное пособие для пед. ин-тов / Г. Д. Фролов, Э. И. Кузнецов. М.: Высшая школа, 1989. — 304 с.
- Хухлаева, О. В. Психология развития : молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 208 с.
- Чёрный, А. И. Всероссийский институт научной и технической информации : 50 лет служения науке / А. И. Чёрный. М.: ВИНИТИ, 2005. — 316 с.
- Читалин, Н. А. Многоуровневая фундаментализация содержания профессионального образования : монография / Н. А. Читалин. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. — 272 с.
- Чурсина, А. Д. Формирование коммуникативно-познавательных умений у студентов средствами новых информационных технологий : дис.. канд. пед. наук / А. Д. Чурсина. -Челябинск, 2002. 207 с.
- Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способность человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 1996. — 320 с.
- Шаров, А. А. Биосемиотика: функционально-эволюционный подход к анализу и смыслу информации / А. А. Шаров // НТИ- Серия 2. 1990. — № 12.-С. 10−20.
- Швецкий, М. В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухсту-пенчатогоо образования : дис. .д-ра пед. наук / М. В. Швецкий. СПб., 1999.-480 с.
- Шемакин, Ю. И. Семантика самоорганизующихся систем / Ю. И. Шема-кин. -М.: Академический проект, 2003. 176 с.
- Широких, А. А. Методическая система подготовки учителя информатики по основам искусственного интеллекта : автореф. .канд. пед. наук/ А. А. Широких. Омск, 2007. — 18 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология развития : учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2001. — 141 с.
- Юзвишин, И. И. Информациология, или Закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной / И. И. Юзвишин. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Радио и связь, 1996. — 214 с.
- Юсупов, Р. М. Научно-методологические основы информатизации / Р. М. Юсупов, В. П. Заболотский. СПб.: Наука, 2000. — 455 с.
- Dreyfus, Ph. L’informatique / Ph. Dreyfus. Gestion. — 1962. — Vol.5June. -P. 240−241.
- Maehr, M. L. The motivation factor: A theory of personal investment / M. L. Maehr, L. A. Breskap. Lexington, 1986. — 458 pp. i
- Whitbourne, S. K. Adult development / S. K. Whitbourne. 2 nd ed. — New York: Praeger, 1986. — 321 pp.
- Perry, W. G. Forms of intellectual and ethical development in the college years / W. G. Perry. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1970. — 653 pp.