Понятие эстетического воспитания
Эстетическое восприятие рассматривается как особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов, различать прекрасные и безобразные черты в поведении живых людей и героев произведений искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия и неудовольствия. На основе чувственного восприятия развивается эстетический вкус Эстетический вкус есть способность человека… Читать ещё >
Понятие эстетического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важной органической частью формирования гармонически развитой личности служит эстетическое воспитание, которое в настоящее время понимается как глубокий и многогранный процесс, включающий не только использование различных видов искусства, но и воспитание средствами окружающей действительности, красотой труда, природы, отношений в коллективе, средствами художественного творчества.
Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников.
Эстетическая культура — это прежде всего:
- 1. Эмоционально-чувственная отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами.
- 2. Знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественная грамотность, представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства, и явлений жизни.
- 3. Наличие эстетического идеала и способности на его основе верно оценивать произведения искусства, идейноэмоциональный отклик на эти произведения.
- 4. Овладение культурным наследием прошлого, аналитическое отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства.
- 5. Потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности, практическое участие в создании прекрасного в жизни.
При определении содержания эстетического воспитания нельзя ограничиваться лишь общим выяснением особенностей этого вида воспитания. Эстетическое воспитание обращено к культуре чувств человека, к наиболее существенным сторонам его духовного мира. В жизни и в искусстве человек постигает и учится постигать прекрасное и безобразное, трагическое комическое, возвышенное и низменное, открывает для себя неповторимость и в то же время вечную повторимость эстетических явлений, которые нуждаются в осмыслении и объективной оценке. Способности видеть и воспринимать прекрасное, умение отбирать и приобщаться к подлинным ценностям.
Можно утверждать, что первейшей задачей эстетического воспитания человека является формирование его способности живо, остро, чутко воспринимать эстетическое в искусстве, действительности и разнообразной деятельности человека-творца.
Эстетическое восприятие рассматривается как особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов, различать прекрасные и безобразные черты в поведении живых людей и героев произведений искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия и неудовольствия. На основе чувственного восприятия развивается эстетический вкус Эстетический вкус есть способность человека к непринужденному «вживанию» в наблюдаемые эстетические явления в природе, жизни, искусстве, сопровождаемая радостью, наслаждением и переживанием. Он выражает оценку действительности с позиций определенных представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом. Огромное влияние на формирование эстетического вкуса оказывает искусство, которое в качестве художественного начала включает быт и труд людей и действует повседневно, как правило незаметно для нас через народные промыслы, благодаря художественным картинам, кино, театру, книгам, выставкам народного творчества.
Эстетический вкус человека зависит от его духовного облика, мировоззрения, общей культуры, художественной образованности, эмоциональной отзывчивости. К непременным признакам эстетического отношения человека можно отнести особое волнение, переживание, охватывающее человека при встрече с прекрасным. Именно чувственное восприятие мира является одним из условий эстетического отношения к нему. На основе эмоционального отношения к эстетическим объектам человека полно и углубленно воспринимает эстетические ценности общества и по-своему укрепляет свои отношения с природным миром, обществом, людьми. У тех или иных предметов, явлений, событий действительности, у произведений искусства есть объективные присущие им эстетические свойства.
Эмоциональное отношение человека именно к тем свойствам, способность взволнованно реагировать на них и есть проявление эстетических чувств. Таким образом, эмоциональный отклик на воздействие эстетических объектов можно в принципе называть эстетическим чувством.
Формирование эстетических чувств составляет необходимое направление во всесторонней подготовке человека к творческому труду.
Изучение жизни школьников показывает, что среди них немало таких, которые пока еще слишком, пожалуй, рассудочно воспринимают эстетические ценности искусства, природы, трудовой деятельности, созданные человеком замечательные вещи, изделия. Этого учащиеся порой не знают или не прочувствовали еще понастоящему, что такое эстетика поведения.
Поведение определяется духовным содержанием, его отношением к другим людям. Как бы ни был человек умен, образован, как бы ни был ценен для общества его труд, гармонической и достойной подражания личностью он станет только в том случае, если будет внимателен к людям, если каждый его поступок, вплоть до мелочей, будет красив, будет радовать окружающих его людей.
Таким образом, можно сказать, что умение считаться с другими людьми, видеть в них товарищей, уважать их, признавая за ними права не меньше, чем твои собственныеэто основа эстетики поведения.
Какое бы значение не придавалось развитию эстетических чувств человека, цель эстетического воспитания не может быть достигнута без развития других сущностных сил личности. Эстетическое отношение к миру немыслимо без эстетического сознания, эстетического осмысления жизни, которое можно рассматривать как связь человека с окружающим миром.
Эстетическое сознание, являлось по природе чувственно-образным отражением окружающего мира, неразрывно связано с эмоциями, переживаниями. В качестве яркой формы проявления эстетического сознания выступает эстетическое суждение: оно формирует и аргументирует оценки эстетических объектов. Функция эстетических сужденийпознавательная. Суждения следует определять как способ познания и освоения мира.
Благодаря последовательности и четкой организации эстетического воспитания; развитию в воспитании способности эстетически живо чувствовать и эстетически правильно оценивать жизнь, педагог приобщает своих воспитанников к активной творческой деятельности, в ее многообразных видах, формирует способность понастоящему творчески относиться к жизни. Полноценное эстетическое воспитание приучает человека быть подлинным творцом, а не просто потребителем художественной культуры.
Эстетическое воспитаниеэто воспитание творца, сохраняющего и умножающего прекрасное в жизни. Понятие «эстетической воспитанности» подразумевает всю совокупность эмоциональных, интеллектуальных и нравственных качеств личности, то есть предполагает единство переживания, осознания и действия; причем, именно общественная деятельность человека, его поступки и дела в сфере труда и непосредственного общения и составляет то, что можно назвать ядром личности, и в этом смысле основой воспитания человека, верной характеристикой воспитанности.
Эстетическая воспитанность школьников определяется с учетом идейных, нравственных и эстетических факторов.
Вполне определенной мерой зрелости школьников следует считать силу и глубину эстетического чувства, возникающего у них в процессе трудовой и познавательной деятельности. Высокая воспитанность учащихся тесно связана с влиянием на них произведений искусства, прекрасного в природе и человеческих отношениях с эстетикой труда и науки.