Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Этическая беседа как одна из форм организации социализации личности школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведение бесед — одно из часто используемых учителем средств нравственного воспитания школьников. При опросе учителей об основных средствах нравственного воспитания больше половины отвечающих указали на беседы. На первый взгляд создается впечатление об излишней увлеченности словесным воспитанием. Однако изучение опыта духовно-нравственного просвещения свидетельствует чаще всего другой болезни… Читать ещё >

Этическая беседа как одна из форм организации социализации личности школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этическая беседа как одна из форм организации социализации личности школьников

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в сво? м выступлении «Социальная модернизация Казахстана: «Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» говорил: «Сегодня в казахстанской образовательной системе остро стоит вопрос недостаточности таких приемов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач их взросления и успешной социализации. Часть молодежи легко становится «добычей» религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп. Главная причина всего этого — социальный инфантилизм, неумение стать взрослым и зрелым гражданином, который сам отвечает за свою жизнь и благосостояние своей семьи. Поэтому сегодня важно в корне изменить учебно-воспитательный процесс» [1, 5].

В связи с этим, этическая беседа с подрастающим поколением становится одной из важнейших форм организации социализации личности школьников. Одной из форм общественного сознания является моральное сознание, отражающее социальное бытие людей, как и другие его формы — политическое, правовое, эстетическое. Моральное сознание фиксирует в себе исторически изменяющиеся и развивающиеся моральные отношения. Моральное сознание способно направлять поступки людей постольку, поскольку представляется возможность выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, честностью и нечестностью. Этот выбор человек должен совершить не в силу неизбежной необходимости, а по собственному осознанию и признанию этой необходимости. Моральное сознание вызывает в мышлении человека поиск того поступка, который должен соответствовать определенной норме нравственности. Через систему норм, оценок, идеалов мораль регулирует поступки и действия людей, выполняя роль своеобразного компаса поведения, позволяющего правильно ориентироваться в окружающей жизни.

Информацию о моральных нормах, требованиях, идеалах общества ребенок получает не только в школе. Сведения об окружающем мире, общественных явлениях он черпает в процессе участия в разнообразных видах деятельности, в семье, общении со своими сверстниками и взрослыми, из радиои телепередач, Интернета и самостоятельно прочитанных книг и журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Полученная информация может нести как истинные, так и искаженные сведения о нравственных нормах. В обилии информации о нравственных нормах и правилах младшему школьнику порой предстоит разбираться самостоятельно, что не всегда ему по силам. Проанализировать факты, сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения младшему школьнику легче под руководством учителя на специальных занятиях, которые необходимы потому, что для нравственного развития человека важна не просто стихийная информация, а осознанная, т. е. знания. Подчас для того, чтобы младший школьник поступил нравственно, правильно сделал выбор поступка, действия, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые же не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь, действительно, жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор поступка. Еще труднее приходится ребенку.

Для выявления уровня информированности учащихся о духовно-нравственной сфере и обобщенности представлений о духовно-нравственных качествах человека нами было проведено анкетирование среди учащихся школ города Аркалыка с помощью метода «неоконченных тезисов». Задания формулировались следующим образом:

а) Когда меня просят объяснить, что такое доброта, я всегда отвечаю, что это — … б) Когда я слышу слово «духовность», то я представляю … в) Отзывчивость для меня — это … г) «Чуткость» я понимаю как …

Воспитанники испытали большие затруднения в интерпретации смысла таких понятий как доброта, духовность, отзывчивость, чуткость.

Ниже привед? м некоторые ответы. Доброта — это: «забота о других людях», «чистосердечные отношения», «хорошее отношение к человеку», «благоприятное отношение к людям», «нежность, понимание, любовь», «нежный, незлой человек», «не озлобленность», «хорошее качество человека», «чувство милосердия», «дружба», «прекрасное чувство», «душевная красота», «душевное качество человека, когда он готов что-то сделать для другого», «желание помочь другим людям», «самое лучшее из чувств, способность сострадать, жертвовать», «нежность, открытость», «отзывчивость, способность делать благо», «уважение ко всем людям». 16% опрошенных не смогли дать какое-либо толкование понятию «доброта».

Духовность в понимании школьников — это: «доброе отношение к людям, ко всему», «любовь к людям», «человеколюбие, действие в интересах человека», «положительное качество», «неспособность причинить зло людям», «лояльность», «обладание хорошими качествами», «иметь собственный внутренний мир, совершенствовать его и соответствовать ему, не имеет никакого отношения к религии», «духовный мир человека, его духовные ценности, совокупность которых формируется по мере познания окружающего мира», «это сейчас не модно», «желание оказать помощь в любой ситуации», «понимание человеческих качеств, стремление воплотить их в жизни», «это значит понимать проблемы других», «внутренний гармоничный мир человека», «что-то внутри человека, уровень культуры», «культура личности, чистота».

Затруднились интерпретировать понятие «духовность» 15% респондентов. нравственный этический беседа учащийся.

«Отзывчивость» учащиеся понимают как: «способность вовремя и правильно оказать кому-либо помощь», «желание помочь, понять, выслушать», «умение помочь», «помогать, если кто-то попросит», «доброта по отношению к другим», «отклик на проблемы других», «умение помогать безотказно и бескорыстно».

Под «чуткостью» школьники понимают: «внимательность к людям», «знаки внимания», «ощущение желаний другого человека», «это когда человек сопереживает другому», «понимание проблем другого человека», «способность переживать сострадание», «способность чувствовать настроение», «когда чувствуешь, что нужно другому». 2% опрошенных не вкладывают никакого смысла в слово «чуткость».

Анализ результатов анкетирования и обработки данных по методике «неоконченных тезисов» подтвердил, что у многих воспитанников недостаточно развит опыт личностной саморегуляции поведения в доминанте духовно-нравственных качеств, хотя примечательно, что интерпретация содержания и смысла духовности связывается чаще всего с духовно-нравственными качествами человека.

Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что школьники, уточняя смысл тех или иных понятий, опирались не термины умение и способность, например, «отзывчивость — это умение помочь», «доброта — это способность адекватно и с лучшими намерениями относиться к кому-либо». На наш взгляд, это говорит о том, что для молодых людей обладать духовно-нравственными качествами — это значит обладать умением, которое нужно формировать, воспитывать, развивать. Вышеназванные качества в той или иной мере присущи всем, но не все угадывают в себе эти способности и не все работают над их совершенствованием в себе. Считаем, что всем учителям — предметникам, работающими с личностью школьника, целесообразно уделять пристальное внимание этой проблеме.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия или линии поведения в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями общественной морали. Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. В этой связи повышается роль педагога и организации им специальной работы над разъяснением сущности нравственным норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.

Нравственное просвещение школьников осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Однако, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить и на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных этических беседах во внеурочное время.

Проведение бесед — одно из часто используемых учителем средств нравственного воспитания школьников. При опросе учителей об основных средствах нравственного воспитания больше половины отвечающих указали на беседы. На первый взгляд создается впечатление об излишней увлеченности словесным воспитанием. Однако изучение опыта духовно-нравственного просвещения свидетельствует чаще всего другой болезни воспитательного процесса, о которой говорил В. А. Сухомлинский: «Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, порок воспитательной работы во многих школах — словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом» [2, 7].

Изучение педагогического опыта показывает, что этические беседы учитель проводит чаще в связи с нарушением детьми нравственных норм, а не в определенной системе. Далеко не всегда соблюдается принцип научной обоснованности, доступности вводимых в беседу нравственных понятий. В раскрытии норм нравственности учитель порою ограничивается общими фразами, переходящими в нравоучения. Не учитываются интересы самого ребенка, который не остается безучастным к явлениям окружающей жизни и пытается разобраться в них.

Этическая беседа — это беседа учителя со школьниками на темы духовности и нравственности и занимает большое место в учебно-воспитательном процессе. Во время беседы школьники получают не только информацию о сущности и содержании тех или иных норм морали и нравственности, но в ее процессе между участниками происходит обмен собственными мнениями и суждениями [ 3, 9].

В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходят постоянно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей. В совокупности все источники: реальная действительность и свойственные ей противоречия, содержание обучения, средства массовой информации, жизнь школьного и классного коллективов, личный опыт ребенка — дают достаточный материал о нормах нравственности. Но наблюдения за поведением школьников (особенно старших классов), изучение их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих эти знания бессистемны, неполны, а иногда ошибочны. У школьников существуют и ложные представления о нормах морали. Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку, не различают честность и ябиднечество, не всегда улавливают разницу между проявлением уважения к другому человеку и «подлизыванием», между мужеством и ухарством. Разрозренные, подчас противоречивые факты должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования духовно-нравственных представлений и понятий. Решение этой задачи происходит в процессе систематических, заранее запланированных этических бесед. В процессе этических бесед происходит обобщение детских наблюдений, личных впечатлений и переживаний, уже имеющих знаний, т. е. на основе «первичного» материала происходит формирование нравственных представлений и понятий.

В беседе создаются условия для проявления активности и самостоятельности школьников, для высказывания и отстаивания своих взглядов и суждений, возможны столкновения различных мнений, точек зрения. Этическая беседа на каждую тему должна быть построена так, чтобы знания одного ребенка дополняли бы знания другого. Один сам пережил какое — то событие, другой узнал о переживаниях людей из книжек, третий видел, как относятся взрослые и дети к каким-то событиям. Таким образом, суждения, переживания одного являются как бы продолжением знаний, чувств другого. В этической беседе должна осуществляться познавательная деятельность, поэтому очень важно суметь поставить перед детьми общую цель — узнать и понять, какие нравственные нормы и требования существуют в современном обществе, научиться всегда и везде следовать им, независимо от того, есть ли контроль взрослых или ребят, или его нет. Поэтому содержание и проведение этических бесед предполагает использование методов и приемов, направленных на пробуждение активности каждого ребенка, предоставление ему самостоятельности, развитие умения вычленять из всех жизненных фактов нравственную сторону, умения их оценивать по нравственному критерию.

По предлагаемой нами системе этического просвещения беседы о нравственности проводятся с 1 по 11 классы. В основе содержания всех этических бесед лежат следующие идеи:

Преемственность прогрессивных нравственных традиций человечества.

Преобразующая сущность нравственных отношений человека к окружающей действительности.

Нормативно-регулятивная функция морали.

Эти идеи реализуются в определенных направлениях, в рамках каждого из них проводятся беседы по конкретной теме для каждого класса.

Беседы в начальных классах проводятся по таким направлениям: преданность и любовь к Родине, о коллективизме, о товариществе и дружбе, о доброте, отзывчивости, скромности, о справедливости, о честности умении держать слово, о сознательной дисциплине и культуре поведения, о непримиримости к равнодушию и злу.

Каждое направление раскрывается в конкретных темах бесед, с постепенно усложняющимися содержанием от 1 к 11 классу. В классе проводится 9 обобщающих бесед в году — один раз в месяц. Примерную тематику бесед для учащихся младших классов мы представили в нижеприведенной таблице:

Таблица 1.Примерная тематика бесед в начальной школе

Основные.

1 класс.

2класс.

3 класс.

4 класс.

направления.

1. О преданности и.

Наша Родина ;

Любить.

Дружба народов,.

Охрана и улучшение.

любви Родине.

Казахстан.

Родину ;

проживающих в.

окружающей среды ;

значит быть.

Республике.

обязанность каждого.

ей полезным.

Казахстан.

школьника.

2. Об отношении к.

О.

Бережно.

Умей трудиться.

Ответственность.

труду и людям.

добросовестном.

относись к.

в коллективе.

школьников за.

труда.

отношении к.

школьному и.

выполнение.

учению и труду.

общественно.

трудовых и.

му имуществу.

общественных поручений.

3. О коллективизме.

Каждый за всех,.

Соблюдай.

Личная.

О взаимной.

все за одного ;

правила.

ответственность.

ответственности.

основное правило.

жизни в.

за общие дела.

членов.

коллективизма.

коллективе.

коллектива.

коллектива.

4. О.

Что такое.

Старайся.

Соблюдай.

Будь.

справедливости.

справедливость?

быть.

нормы.

справедливым к.

справедливым.

справедливости.

окружающим.

в словах и поступках.

в коллективе.

5. О доброте,.

О заботливом.

Скромный не.

Об.

Забота о.

отзывчивости и.

отношении к.

хвастает.

отзывчивости.

родных,.

скромности.

людям.

добрыми.

человека.

внимательное.

поступками и.

отношение к.

делами.

окружающим людям.

6. О товариществе.

Взаимопомощь и.

О.

Сопереживание.

Будь верным и.

и дружбе.

взаимная.

бескорыстии.

в радости и горе.

преданным.

поддержка ребят.

в дружбе.

товарищам.

другом.

нашего класса.

7. О честности и.

О правдивости и.

Верность.

Честен тот, кто.

Дал слово ;

умении держать.

честности.

слову и.

работает на.

умей его.

слово.

человека.

обещаниям.

совесть.

сдержать.

8. О сознательной.

Будь всегда.

Слово.

Правила,.

Учись быть.

дисциплине и.

опрятным,.

вежливости.

обязательные.

организованным.

культуре.

аккуратным,.

для всех.

поведения.

организованным.

9. О.

Будь.

Не будь.

Твоя готовность.

Борись с.

непримиримости к равнодушию и злу.

непримиримым к грубости и черствости.

равнодушным.

выступать против лжи, нечестности.

ложным товариществом, ложью, нечестностью.

Содержание бесед строится линейно — концентрически. Это значит, что в каждом классе проводится беседа по каждому из девяти основных направлений, но в ее содержание в последующем классе вводятся новые факты, обращается внимание детей на новые признаки нравственных понятий, на причинно-следственные связи нравственных явлений.

Таким образом, этическая беседа — это достаточно действенная форма организации социализации личности школьника, благодаря которой у школьников формируются нравственные понятия, представления, оценки, мотивы, установки, т. е. нравственного сознания в целом.

Список использованных источников

Назарбаев Н.А. «Социальная модернизация Казахстана: «Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», // «Казахстанская правда» 12 июля 2012 г.

Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека, М.: Педагогика 1990. — с.

Богданова О.С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьника.- М.: Просвещение, 1985, 176 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой