Влияние виртуального мира на формирование личности подростка
Интерактивность. Что интереснее для ребенка — играть в компьютерную игру или читать книгу. Однозначно, компьютер. Многократно слышались детские размышления о том, что основная причина предпочтения компьютера книге — это изначальная незаданность финала. «Книгу ведь сколько не читай — она всегда будет одинаковая — конец будет один и тот же. А в игре я сам себе хозяин, только от меня зависит, как… Читать ещё >
Влияние виртуального мира на формирование личности подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает.
Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т. п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.
Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими [2, с. 104]. До сих пор идет дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, отрицательное воздействие на детей. Так статистика сообщает [2, с. 108], что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Поэтому даже ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии.
И одно из самых негативных влияний на школьника, ребёнок становиться агрессивным. Учёные выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемых телевидением, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети. Довольно часто на детской площадке можно видеть такую картину: победитель с удовольствием бьёт побежденного, в то время как раньше, чтобы почувствовать себя победителем, достаточно было просто поймать противника. [7, с.27−28].
Компьютерные игры — порождение электронной эры и продукт массовой культуры — нашли благодатную почву для распространения в нашей стране. Зачастую в наше время дети свое свободное время проводят за компьютерными играми, засиживая в компьютерных клубах или просто дома. Это одна из важных социальных проблем, которая вызывает много дискуссий по поводу влияния компьютерных игр на развитие детей.
Латинское слово «виртуальный» пришло в русский язык ещё в докомпьютерную эпоху. Его употребляли физики как синоним слова воображаемый или возможный, то есть реально не существующий, но допускающий формальное рассмотрение как «якобы реально существующий». Именно в этом смысле применялись русскоязычные термины «виртуальные перемещения» в классической механике и «виртуальные частицы» в квантовой теории поля.
Педагоги, психологи и другие специалисты, как в России, так и за рубежом анализируют положительное и отрицательное воздействие компьютерных игр на ребенка. [9, с.36] Согласно исследованиям ученых, компьютер становится доступным пониманию детей, начиная с пяти лет. В США, Великобритании, Франции, Бельгии уже имеются проекты его внедрения в начальной школе и в дошкольных учреждениях, поскольку он развивает творческие способности ребенка. Но есть и негативная сторона игр и компьютера.
Бесконтрольное многочасовое времяпрепровождение, ставшее повседневностью для многих подростков, огромный интерес к сюжетам, посвященным борьбе с терроризмом, когда даже справедливое возмездие требует, чтобы игрок убивал, неизменно при этом стреляя в голову, вызывает тревогу по поводу духовного развития и нравственного здоровья детей. Например, согласно исследованиям японских ученых, у детей, проводящих много времени за электронными играми, не развиваются лобные доли мозга, которые влияют на управление поведением, эмоциями и способность к обучению. По их прогнозам, проблемы «нового поколения», увлекающегося компьютерными играми, могут быть весьма серьезными для всех: повысится уровень насилия в обществе, поскольку эти люди не смогут в должной мере контролировать свое поведение. [9, с.38].
Выделим ряд критериев, благодаря которым компьютерным играм удалось получить такую сумасшедшую популярность именно среди подростков. [6, с.81].
- * Интерактивность. Что интереснее для ребенка — играть в компьютерную игру или читать книгу. Однозначно, компьютер. Многократно слышались детские размышления о том, что основная причина предпочтения компьютера книге — это изначальная незаданность финала. «Книгу ведь сколько не читай — она всегда будет одинаковая — конец будет один и тот же. А в игре я сам себе хозяин, только от меня зависит, как повернутся события. Это как сказка, но сказка моя, собственная». Кроме того, чтение — занятие, требующее подключения воображения, ассоциативного мышления, в то время как при игре ничего домысливать не надо — все перед тобой. Естественно, что ребенок идет по пути, который проще. [6, с.82]
- * Самореализация. Психологи давно доказали, что человек, лишенный в детстве возможности играть, на всю жизнь остается неполноценным. Почему дети играют в машинки, куклы, самолетики? Они отыгрывают, примеряют на себя роли взрослого, представляют себя на его месте. То же и с компьютером. Рассчитанные преимущественно на подростковую нишу, игры дают возможность почувствовать себя гонщиком, летчиком-истребителем, наемным солдатом.
- * Увлечение. С тем, что компьютерные игры затягивают, никто спорить не будет. Но ребенок как член группы сверстников должен иметь свое хобби, что-то, существующее в его жизни помимо учебы. [6, с.82]
- * Адаптация, признание в своей среде. Когда подавляющее большинство сверстников «болеет» какой-то новой игрой, а ты в ней не разбираешься, ты мгновенно становишься аутсайдром. А это для подростка самое страшное [6, с.82]
Во времена Советского Союза достаточно широко была развита инфраструктура так называемого молодежного досуга. Кто-то занимался авиамоделированием, кто-то ходил в музыкальную или художественную школу, кто-то вышивал, вязал или выжигал по дереву. Сегодня такие места не исчезли, но их количество значительно уменьшилось или они стали платными. Но сидеть на одном месте, ничего не делая, подросток не может. Появились новые возможности для проведения досуга, в жизнь современного подростка вошли компьютеры, телевизор и другие средства массовой информации.
Итак, мы исследовали влияние виртуального мира на формирование личности подростка и определили, что компьютерные игры — это социальный, технологический и возрастной феномен. Но влияние виртуальной реальности способствует формированию негативных качеств личности, таких как агрессия, равнодушие и другие.