Введение.
Формирование коммуникативных способностей у младших школьников в учебной деятельности
В этом документе обозначены направления деятельности, в рамках которых приоритетными видами воспитательной деятельности выступают наряду с другими, игровая деятельность и проблемно-ценностное общение. И это понятно, ведь важнейшим условием развития личности и человеческой жизни в целом является процесс общения человека с себе подобными. В Федеральном государственном образовательном стандарте… Читать ещё >
Введение. Формирование коммуникативных способностей у младших школьников в учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС) второго поколения обозначен переход от минимизационного подхода в образовании, который определял лишь минимум планируемого содержания образования, подлежащего усвоению учащимися, к созданию образовательной среды, способствующей личностному развитию детей.
В этом документе обозначены направления деятельности, в рамках которых приоритетными видами воспитательной деятельности выступают наряду с другими, игровая деятельность и проблемно-ценностное общение. И это понятно, ведь важнейшим условием развития личности и человеческой жизни в целом является процесс общения человека с себе подобными.
Одной из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения является коммуникация, поэтому формирование коммуникативных способностей младших школьников является актуальной проблемой.
Коммуникативные способности — это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений.
Коммуникативные способности являются основой не только продуктивного включения учащихся в межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в социально-значимой для них учебной деятельности, но и базисом для выхода в систему более широких социальных взаимоотношений с людьми и миром в целом.
Анализ состояния изученности проблемы формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности, показал, что она актуальна и что исследования в данной области ведутся в разных направлениях.
Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в отечественных и зарубежных ученых А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, А. Б. Добровича, Е. Г. Злобиной, М. С. Кагана, Я. Л. Коломинского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, Х. Й. Лийметса, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, Е. Мелибруды, А. В. Мудрика, П. М. Якобсона, Я. А. Яноушека и др. Однако, все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, B. C. Мухиной, Р. С. Немова, В. Н. Мясищева. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка.
Итак, необходимо обучать младших школьников принципам, правилам общения, развивать коммуникативные способности. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и устранения недостатков аномального ребенка.
Исходя из концепции Л. С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных способностей детей, обучающихся является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему исследования: «Коммуникативные способности в учебной деятельности младших школьников».
Проблема исследования: каковы условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников?
Цель исследования: выявить эффективные условия и средства формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: условия и средства формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- 2. Рассмотреть сущность понятия коммуникативные способности в современной науке.
- 3. Дать характеристику коммуникативных способностей младших школьников.
- 4. Показать условия и средства формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников.
- 5. Экспериментальным путем проверить эффективность процесса развития коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных способностей у младших школьников в учебной деятельности будет успешнее, если реализуются следующие условия и средства:
- — выявляется своевременно коммуникативный опыт младших школьников;
- — обеспечивается целенаправленное систематическое просвещение младших школьников по вопросам общения;
- — используются активные формы и методы, обеспечивающие включение младших школьников в коммуникативный процесс (игры, тренинги).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОАУ СОШ № … г. Орска, в эксперименте участвовали учащиеся … класса, всего … человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников» отражена сущность понятия «коммуникативные способности» в современной науке; характеристика коммуникативных способностей младших школьников; процесс развития коммуникативных способностей младших школьников.
Во второй главе «.
В заключении изложены выводы по исследованию.
Общий объём ВКР составляет … страниц машинописного текста, в работе приведены … таблицы, … рисунка.
Список литературы
включает … наименований.
Приложение содержит: материалы по теме исследования, конспекты уроков.