Контрольный этап эксперимента
Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной модели развития самостоятельности. Позитивно относятся к самостоятельной работе 59%, безразлично или отрицательно — 41%. Сравнить полученные данные с данными констатирующего этапа эксперимента. Результаты уровня сформированности знаний, умений и навыков. Таблица 3. Результаты методики «Самостоятельная работа». Отношение… Читать ещё >
Контрольный этап эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель: выявить динамику изменения качества знаний по экономике предприятия, отношения учащихся к самостоятельной работе.
Задачи:
- 1. Выявить уровень развития самостоятельности учащихся после завершения формирующего этапа эксперимента.
- 2. Сравнить полученные данные с данными констатирующего этапа эксперимента.
- 3. Сделать выводы об эффективности модели развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по экономике предприятия.
После окончания формирующего этапа, используя аналогичные методики, что и на констатирующем этапе (беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение), нами была проанализирована динамика изменения уровня развития самостоятельности учащихся.
Если на начальном этапе эксперимента у многих студентов возникали трудности при выполнении заданий, требовалась помощь преподавателя (подробный инструктаж, подробное объяснение заданий), то постепенно все меньше вопросов возникало при выполнении практической работы, затруднения преодолевались самостоятельно, от преподавателя требовались лишь некоторые указания-пояснения.
При подведении итогов нами было отмечено позитивное влияние практических занятий на развитие положительной мотивации, способствующее повышению интереса не только к выполняемой работе, но и к самостоятельной работе по экономике предприятия и к экономике предприятия в целом. Большинство учащихся проявляли высокую активность не только на самом занятии, но и при подготовке к нему. При выполнении заданий отмечалось стремление добиться своей цели, сосредоточенность.
Анализ диагностики позволил сделать нам следующие выводы для экспериментальной группы, которые представлены в таблицах 3, 4.
Таблица 3. Результаты методики «Самостоятельная работа»
Отношение к самостоятельной работе. | I группа (экспериментальная),%. |
положительно. | |
отрицательно. | ; |
безразлично. |
Позитивно относятся к самостоятельной работе 59%, безразлично или отрицательно — 41%.
В качестве мотива выполнения самостоятельной работы по-прежнему выступает преимущественно возможность проверить свои знания (41%). Вместе с тем 24% опрашиваемых отметили и возможность пополнить и углубить свои знания (на констатирующем этапе никто не дал такого ответа), 35% - возможность проявить самостоятельность.
Таблица 4
Результаты уровня сформированности знаний, умений и навыков.
Уровень знаний. | I группа (экспериментальная),%. |
высокий. | |
средний. | |
низкий. |
В контрольной группе, где практические работы проводились согласно программе, нами не было отмечено существенных изменений в уровне развития самостоятельности студентов.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной модели развития самостоятельности.
Выводы по контрольному этапу эксперимента: Эксперимент подтвердил большие возможности предлагаемого нами подхода по обеспечению формирования самостоятельности студентов. Сопоставление результатов различных серий и этапов экспериментального исследования показало, что реализация условий в соответствии с разработанной программой позволила существенно повысить уровень самостоятельности у студентов.
Проведенная программа на базе курса экономики предприятия позволила сократить количество учащихся, не умеющих правильно организовать самостоятельную познавательную деятельность на занятиях. Улучшение показателей экспериментальной группы дает нам основание считать гипотезу, выдвинутую в начале работы, подтвердившейся.