Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Исследование эффективности организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников в системе повышения квалификации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Благодаря возможности интерактивного общения в системе Moodle, между офицерами-пограничниками на курсах повышения квалификации происходила реализация внутриличностных, межличностных, групповых и организационных коммуникаций. Работая в Moodle, военнослужащие имели возможность оставлять комментарии относительно учебного процесса, обсуждать решения задач или организационные вопросы, общаться… Читать ещё >

Исследование эффективности организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников в системе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессиональное развитие офицеров-пограничников обеспечивается имеющейся в обществе системой повышения квалификации. Ее функционирование направлено на формирование разных качеств, приобретение квалификации, необходимой для успешной защиты границ Украины и сохранение ее целостности. Повышение требований к квалификации офицеров-пограничников предопределяет необходимость внедрения содержания и технологий обучения, ориентированных на прогнозированный результат. К этому побуждают глобализационные и евроинтеграционные процессы. При таких условиях системообразующим фактором деятельности центра повышения квалификации персонала Государственной пограничной службы Украины на базе Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого становится запланированный результат [1, с. 230−231].

Государству нужен военнослужащий, обладающий творческой инициативой, универсальностью мышления, профессиональной эрудицией, инновационной готовностью, способностью критически оценивать и трансформировать в профессиональную деятельность изменения, адекватные современным требованиям. Полученные знания должны стать действующими на практике, сформированными умениями-ориентациями в любой ситуации [2−5].

Актуальность. При изучении феномена профессиональной компетентности в современной науке рассматриваются различные ее аспекты. Фундаментальная база обновления системы профессиональной подготовки специалистов высшей школы, теоретические и методические основы формирования профессионализма, профессиональной культуры и мастерства и, собственно, профессиональной компетентности офицеров-пограничников раскрываются в работах В. Балашова, А. Галимова, О. Диденко, О. Евсюкова, Я. Корнийчука, С. Кубицкого, В. Райко, Л. Романишиной, О. Торичного и др.

Анализ теоретических исследований и образовательной практики показывает, что одним из эффективных путей повышения квалификации офицеров-пограничников является обучение с ориентацией на развитие их потенциала. Наряду с наличием ряда научных и практических работ, связанных с инициированием потенциала слушателей курсов повышения квалификации, профессиональная компетентность специально не изучалась, кроме того, не определялись педагогические условия ее развития.

Цель статьи: экспериментальное исследование педагогических условий развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников во время дистанционного обучения на курсах повышения квалификации.

Теоретические исследования профессиональной компетентности офицеров-пограничников позволили сделать вывод о том, что одним из важных условий ее развития является взаимодействие в центре повышения квалификации персонала Государственной пограничной службы Украины на базе Национальной академии Государственной пограничной службы Украины им. Б. Хмельницкого на ценностно-личностном уровне. Для практической проверки этого теоретического положения нами была проведена соответствующая опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в естественных условиях педагогического процесса, то есть — повышения квалификации офицеров-пограничников при изучении учебных дисциплин «Вопросы организации и несения службы пограничных нарядов в пунктах пропуска, порядок пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов» и «Организация пограничного контроля и порядка пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов». Исследование проводилось поэтапно, с 2012 по 2015 гг. в Главном центре курсов дистанционного обучения персонала Государственной пограничной службы Украины на базе Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого (г. Хмельницкий). Общее количество офицеров-погриничников, участвовавших в эксперименте, составляло 288 человек.

На первом этапе (2012 г.) исследования были получены следующие результаты:

  • — проанализированы, систематизированы и изучены научно-литературные источники философского, психолого-педагогического, учебно-методического направления проблемы исследования, а также нормативные документы по переподготовке и повышению квалификации офицеров-пограничников;
  • — проанализированы особенности развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников в образовательной среде центра повышения квалификации персонала Государственной пограничной службы Украины на базе Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого;
  • — исследована перспективность применения на курсах повышения квалификации системы Moodle;
  • — проведен констатирующий этап эксперимента для определения уровней развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников.

На начальном (первом) этапе формирующего эксперимента проведен общий опрос офицеров-пограничников, которые дистанционно обучались на курсах повышения квалификации. Анкета предусматривала следующие вопросы:

  • 1. В чем заключается сущность профессиональной компетентности в контексте служебной деятельности офицеров-пограничников?
  • 2. Какие ресурсы необходимы для осуществления профессиональной деятельности в современных условиях?
  • 3. Назовите основные проявления профессиональной компетентности?
  • 4. Раскройте механизмы развития профессиональной компетентности при обучении в центре повышения квалификации персонала Государственной пограничной службы Украины на базе Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого?
  • 5. Какие свойства и качества личности офицеров-пограничников имеют наибольшее влияние на эффективность развития профессиональной компетентности?
  • 6. Раскройте специфику профессиональной деятельности офицеров-пограничников на данном этапе?

В процессе опроса получены следующие результаты:

  • — 43,1% офицеров-пограничников понимают сущность профессиональной компетентности и ее значение в будущей служебной деятельности;
  • — 32,6% анкетируемых не только понимают, но и оценивают значимость профессиональной компетентности;
  • — 8,5% слушателей считают, что профессиональная компетентность зависит от индивидуальных качеств личности, как субъекта деятельности.

На втором этапе (2012;2013 гг.) исследования проведена следующая работа:

  • — обоснована теоретическая концепция экспериментального исследования;
  • — сформирована программа проведения педагогического эксперимента;
  • — проанализированы стандарты подготовки офицеров-пограничников с целью совершенствования рабочих программ учебных дисциплин «Вопросы организации и несения службы пограничных нарядов в пунктах пропуска, порядок пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов» и «Организация пограничного контроля и порядка пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов», а также сформулированы задачи подготовки офицеров-пограничников к профессиональной деятельности средствами дистанционных технологий;
  • — проанализированы особенности развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников на основе усовершенствованной программы учебной дисциплины «Вопросы организации и несения службы пограничных нарядов в пунктах пропуска, порядок пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов» .

Особенностью педагогического исследования на третьем этапе (2013;

2015 гг.) было проведение формирующего этапа эксперимента.

Целью формирующего этапа экспериментальной работы являлось исследование эффективности педагогических условий развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников в системе повышения квалификации с помощью системы Moodle. Для этого были выделены следующие задачи:

  • 1. Раскрыть специфику профессиональной компетентности офицеров-пограничников.
  • 2. Усовершенствовать компоненты, критерии и показатели уровней развития профессиональной компетентности.
  • 3. Сформировать контрольные и экспериментальные группы.
  • 4. Провести проверку имеющегося состояния профессиональной компетентности офицеров-пограничников.
  • 5. Создать в экспериментальной группе педагогические условия, необходимые для эффективного развития профессиональной компетентности в образовательной среде — Главном центре курсов дистанционного обучения персонала Государственной пограничной службы Украины на базе Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого.
  • 6. Исследовать эффективность реализации и влияния педагогических условий на профессиональную компетентность офицеров-пограничников.

Для проверки эффективности развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников использованы различные формы учебных занятий (лекции, лабораторные, практические и контрольные работы, самостоятельно-индивидуальная работа, творчески-поисковая и научно-исследовательская работа), а также разработан учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Вопросы организации и несения службы пограничных нарядов в пунктах пропуска, порядок пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов». Приобретенные знания и сформированные умения для каждого из показателей уровней развития профессиональной компетентности (репродуктивный, реконструктивный, продуктивный, творческий) офицеров-пограничников имеют достаточную прочность и требуют знаний и умений предыдущих показателей и соответствующих уровней сформированности компонентов профессиональной компетентности на этапе констатирующего эксперимента. профессиональный учебный офицер пограничник Анализ компонентов образовательной среды Главного центра курсов дистанционного обучения персонала Государственной пограничной службы Украины на базе Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого с позиции их содержательного наполнения позволил утверждать, что они (компоненты) имеют достаточно высокую степень насыщенности: мотивационный, коммуникационный, содержательно-процессуальный включают учебную, квазипрофесиональную, а также учебно-профессиональную деятельность офицеров-пограничников и преподавателей (цели, содержание, формы организации, стиль преподавания, характер контроля, методы, технологии и т. д.), обеспечивают различные пути, способы получения и применения профессиональных знаний и опыта социальных отношений, и являются основой моделирования предметного и социального контекстов деятельности; интеллектуальный и эмоционально-волевой компоненты представляют взаимодействие субъектов (научно-педагогического состава Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого, слушателей и т. п.), основанное на принципе диалогичности и партнерства. Их совокупность способствует «эстетизации» учебно-профессиональной деятельности и развитию профессиональной компетентности офицеров-пограничников. Таким образом, образовательная среда Главного центра курсов дистанционного обучения персонала Государственной пограничной службы Украины на базе Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого обладает разнообразными источниками для развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников.

Благодаря возможности интерактивного общения в системе Moodle, между офицерами-пограничниками на курсах повышения квалификации происходила реализация внутриличностных, межличностных, групповых и организационных коммуникаций. Работая в Moodle, военнослужащие имели возможность оставлять комментарии относительно учебного процесса, обсуждать решения задач или организационные вопросы, общаться на форуме между собой, задавать вопросы преподавателям, оставлять личные сообщения. Ввиду этого, происходила реализация функций общения офицеров-пограничников: прагматичной, реализовывающейся в процессе совместной деятельности; формирующей и определяющей психическое состояние; поддержки межличностных отношений; подтверждения, которая влияет на самопознание и самоутверждение. Эти функции стимулируются благодаря интерактивным элементам дистанционных технологий обучения. Они привлекают слушателей своими возможностями, формами, вследствие чего возрастает мотивация к решению различных задач, повышается умственная активность, активизируется учебно-познавательная деятельность, благодаря чему уровень профессиональной компетентности возрастает.

Вследствие экспериментального исследования педагогических условий развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников получены результаты успеваемости слушателей экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по учебной дисциплине «Вопросы организации и несения службы пограничных нарядов в пунктах пропуска, порядок пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов» по каждому организационно-педагогическому условию отдельно.

Сформированность мотивационного, коммуникационного, содержательно-процессуального, интеллектуального и эмоционально-волевого компонентов у офицеров-пограничников предусматривает реализацию организационно-педагогических условий: сформированность устойчивой мотивации к использованию дистанционных технологий в учебно-воспитательном процессе; внедрение дистанционных технологий в систему повышения квалификации как обязательного компонента; целенаправленное развитие профессиональной компетентности средствами технологий дистанционного обучения.

Характеризуя первое организационно-педагогическое условие (сформированность устойчивой мотивации к использованию дистанционных технологий в учебно-воспитательном процессе), отметим, что готовность офицеров-пограничников к использованию дистанционных технологий во многом зависит от мотивационной сферы военнослужащих и их готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий. Мотивация является предпосылкой поведения офицера-пограничника, она направляет и организует ее, а также придает личностный смысл и значимость. При положительно направленной мотивации поведение офицера-пограничника приобретает личностный характер, способствует превращению внешне сформулированных целей во внутренние, личностные потребности.

Во время реализации второго организационно-педагогического условия (внедрение дистанционных технологий в систему повышения квалификации как обязательного компонента) были использованы видеоуроки, презентации (созданные самостоятельно или загружены из Интернета), различные тренажеры, электронные учебно-методические комплексы, а также информационно-коммуникационные технологии. Перечисленные средства информационно-коммуникационных технологий соответствуют принципу наглядности, активно и достаточно эффективно используются на курсах повышения квалификации офицеров-пограничников с целью внедрения в учебно-воспитательный процесс новейших педагогических технологий и научно-методических достижения, создание эффективной системы информационного обеспечения обучения.

На сегодняшний день оптимальным подходом к формированию профессиональной компетентности офицеров-пограничников на курсах повышения квалификации в условиях интенсивной информатизации является использование дистанционных технологий обучения. Они представят собой индивидуализированный процесс формирования профессиональной компетентности и способов познавательной деятельности слушателей, что происходит во время взаимодействия удаленных друг от друга участников обучения в специализированной среде, созданной на основе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Поэтому следующим педагогическим условием является целенаправленное развитие профессиональной компетентности офицеров-пограничников средствами технологий дистанционного обучения.

Полученные результаты внедрения организационно-педагогических условий отображены в таблице.

Обобщенные результаты внедрения педагогических условий развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников.

Уровни готовности.

Педагогические условия и динамика их реализации (у %) в КГ и ЕГ.

Первое организационно-педагогическое условие.

Второе организационно-педагогическое условие.

Третье организационно-педагогическое условие.

КГ.

ЕГ.

КГ.

ЕГ.

КГ.

ЕГ.

Репродуктивный.

— 5,47.

— 1,41.

— 6,17.

— 1,41.

— 10,96.

Реконструктивный.

— 3,54.

— 21,23.

— 6,34.

— 35,61.

— 3,52.

— 32,19.

Продуктивный.

1,36.

23,28.

7,05.

37,66.

2,81.

39,05.

Творческий.

2,18.

3,43.

0,7.

4,12.

2,12.

4,1.

Средний балл:

0,06.

0,35.

0,11.

0,32.

0,11.

0,59.

Данные в таблице указывают на то, что динамика в показателях среднего балла каждого организационно-педагогического условия в контрольной группе имеет значение от 0,06 до 0,11 балла, а рост среднего балла в экспериментальной группе колеблется от 0,32 до 0,59 балла, что демонстрирует почти одинаковую эффективность воздействия определенных организационно-педагогических условий. Такие изменения среднего балла являются подтверждением эффективности предложенной модели развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников в системе повышения квалификации.

Выводы

Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что эффективность развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников в процессе дистанционного обучения на курсах повышения квалификации зависит от целенаправленного применения избранных организационно-педагогических условий, которые положительно способствуют развитию профессиональной компетентности у офицеров-пограничников и повышают уровень их готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

Библиографический список

  • 1. Алексєєнко Т.Ф. Біла книга національної освіти України / [Алексєєнко, В.М. Аніщенко, Г. О. Балл, І. Д. Бех та ін.]; за заг. ред. акад. В. Г. Кременя. — К.: Інформаційні системи, 2010. — 342 с.
  • 2. Губарєва О.С. Психологічні особливості формування професійної компетентності працівників ОВС: дис. … канд. психол. наук: 19.00.06 / Губарєва Ольга Семенівна. — Харьков, 2005. — 216 c.
  • 3. Євсюков О.Ф. Педагогічні умови формування професійної компетентності майбутніх офіцерів у навчальному процесі вищого військового навчального закладу: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Євсюков Олександр Феліксович; Харківський нац. пед. ун-т ім. Г. С. Сковороди. — Х., 2006. — 172 с.
  • 4. Каплун С. О. Професійна компетентність майбутнього офіцера служб тилу як об'єкт наукового аналізу / Каплун С. О. // Вісник Житомирського державного університету імені Івана Франка: наук. журнал [Педагогічні науки] / гол. ред. П. Ю. Саух. — Житомир, 2008. — Вип. 42. — С. 111−115.
  • 5. Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи / під заг. ред. О. В. Овчарук. — К.: К.І.С., 2004. — 112 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой