Практическая часть.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке
На 3 этапе исследования было посещено 3 урока в 6 классе: урок математики, истории, биологии. На данных уроках было проведено наблюдение-поиск, с целью установить, как организует учитель на уроках самостоятельную работу учащихся. Наблюдение отражено в протоколах урока (см. Приложение 4,5,6). По результатам наблюдений необходимо оценить оптимальность организации самостоятельной работы учащихся… Читать ещё >
Практическая часть. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследование по теме «Организация самостоятельной работы учащихся на уроке» проводилось в …
В школе реализуются следующие учебные программы:
ФГОС НОО — 1−3 класс;
БУП- 2004 — 4−11 класс.
Для организации исследования мною был выбран 6 класс, в котором 10 обучающихся. В классе 6 девочек и 4 мальчика. Успеваемость в классе — 100%, качество знаний в среднем составляет 60−75%, ребята имеют разный уровень познавательной активности, мотивации к учению и обучаемости. Большинство ребят разносторонне развиты, имеют широкий кругозор, проявляют интерес к различным предметам.
Исследование было проведено со следующими целями:
- · Выявить отношение учащихся и учителя к самостоятельной работе на уроке;
- · установить, как организуют учителя различных предметов на уроках самостоятельную работу учащихся.
Методы исследования:
- — анкетирование;
- — беседа;
- -наблюдение;
- -анализ.
Задачи исследования:
- 1. На основе изученной литературы определить:
- а)назначение самостоятельной работы учащихся на уроке;
- б) тип и вид самостоятельной работы;
- в) методику организации самостоятельной работы учащихся на уроке.
- 2. Установить, какие виды самостоятельной работы использует учитель на уроке, насколько оптимален их выбор и методика организации.
- 3. Определить вид и тип самостоятельной работы, ее содержание, формы организации самостоятельной работы, руководство учителем самостоятельной работой учащихся: определение цели, инструктаж, оказание помощи, анализ и оценка результата самостоятельной работы.
Ход исследования.
1. На первом шаге исследования необходимо было выяснить, какой класс по уровню успеваемости и развитию: просмотреть тетради учеников, оценки в журнале.
Для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; мотивы самостоятельной деятельности и потребности учащихся в педагогическом руководстве школьникам была предложена анкета закрытого типа (см. приложение 1).
При обработке и анализе ответов были получены следующие результаты (см. Приложение 2):
Отношение к самостоятельной работе у учащихся в своем большинстве положительное.
В классе преобладают познавательными мотивы самостоятельной работы, меньшая часть учеников руководствуется мотивами самообразования и самовоспитания, часть учащихся также руководствуются моральные мотивами при выполнении самостоятельной работы.
Примерно половина учащихся класса отдают предпочтение решению задач и выполнению упражнений, другая половина предпочитает задания на выполнение чертежей, заполнение таблиц.
Многие учащиеся при ответе на вопросы указали, что им нужна помощь учителя при проверке и анализе результатов, а так же необходимы ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении задания.
В организации самостоятельной работы школьники предложили внести следующие перемены: исключить домашние задания, чаще предлагать творческие задания и задания на выбор.
На данном этапе для нас также было важно определить особенности познавательных процессов учащихся и уровень развития навыков самостоятельной деятельности, а также способности к такому виду деятельности. Так как самостоятельная работа предполагает большой объем работы и творческую деятельность при выполнении некоторых заданий.
2) Побеседовать с учителями математики, истории, биологии и задать им следующие вопросы об их отношении к самостоятельной работе как методу обучения, о педагогической грамотности ее применения. На вопросы беседы (см. Приложение 3) в общем были получены следующие результаты:
По мнению учителей: применение самостоятельной работы на уроках имеет важное значение при изучении нового знания, при применении этого знания в нестандартной учебной ситуации, при проверке уровня усвоения знания.
Время, которое отводится на уроке для самостоятельной работы определяется целью работы, этапом урока на котором она проводится, формой работы.
Формы самостоятельной работы, используемые учителями: фронтальная, индивидуальная, индивидуализированная, групповая (парная, звеньевая).
Виды самостоятельной работы, используемые учителями:
- -учитель биологии использует: практические работы, работа с книгой, терминологические диктанты, домашние опыты и наблюдения;
- -учитель истории использует: работа с книгой, тесты, исторические сочинения, подготовка докладов и рефератов;
- -учитель математики использует: упражнения и задачи, тесты, контрольные работы, математические (числовые, терминологические) диктанты, подготовка докладов.
Учитель математики дифференцированный подход при выборе заданий для самостоятельной работы использует постоянно, учителя биологии и истории в случаях завершения изучения темы, раздела.
При подготовке самостоятельных (индивидуальных) заданий все педагоги используют текстовые сборники и электронные материалы (диски по предметам, материалы сети Интернет).
3) На 3 этапе исследования было посещено 3 урока в 6 классе: урок математики, истории, биологии. На данных уроках было проведено наблюдение-поиск, с целью установить, как организует учитель на уроках самостоятельную работу учащихся. Наблюдение отражено в протоколах урока (см. Приложение 4,5,6). По результатам наблюдений необходимо оценить оптимальность организации самостоятельной работы учащихся на уроках Выводы:
Мною была рассмотрена организация самостоятельной работы учащихся на предметах точного, гуманитарного и естественного циклов. Самостоятельная работа учащихся актуальна для предмета любого из этих циклов. По результатам наблюдения выяснилось, что самостоятельную работу учащихся можно применять на уроке любого типа: урок изучения нового материала, урок закрепления материала, урок обобщения и систематизации.
В зависимости от цели самостоятельной работы важно правильно определить содержание, форму, вид и тип самостоятельной работы. Содержание самостоятельной работы должно четко отражать ее назначение (цель). Важно правильно организовать самостоятельную работу и грамотно осуществлять педагогическое руководство работой: ставить цель работы, провести инструктаж к выполнению, провести оценку и обязательно анализ и коррекцию результатов.