Особенности развития координационных способностей у глухих детей
В недалеком прошлом координационные способности и ловкость были если не синонимами, то близкими понятиями. В настоящее время к проблеме формирования координационных способностей стали подходить тонко и сбалансировано. Координационные способности и ловкость стали постепенно дистанцироваться. Ловкость рассматривают как состоящую из двух способностей человека, которые характеризуются: быстрым… Читать ещё >
Особенности развития координационных способностей у глухих детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Координационные способности — один из наиболее существенных составных элементов двигательной функции. Согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое соответственно поставленной двигательной задаче, выполняют координационные способности человека[20].
Анализ литературы показал, что до сих пор не существует общепринятого определения координационных способностей. Так, В. И. Лях подразумевает под координационными способностями способность оптимально регулировать двигательные действия, точно, быстро, рационально разрешать различные двигательные задачи, осуществлять дозированные движения в условиях дефицита времени[21].
По мнению В. П. Назарова, координация движений — это согласование их во времени, пространстве и по усилиям, как результат приспособления организма к окружающей среде [22].
В недалеком прошлом координационные способности и ловкость были если не синонимами, то близкими понятиями. В настоящее время к проблеме формирования координационных способностей стали подходить тонко и сбалансировано. Координационные способности и ловкость стали постепенно дистанцироваться. Ловкость рассматривают как состоящую из двух способностей человека, которые характеризуются: быстрым овладением новыми двигательными действиями; быстрой и координированной перестройкой своих двигательных действий[16].
В связи с тем, что координационные способности представляют очень сложную систему, имеющую несколько уровней координационной деятельности, выделяют большое разнообразие проявлений, играющих различную роль в процессе целостной деятельности человека.
Исходя из классификации координационных способностей, выделяют следующие наиболее значимые, «фундаментальные» координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями: способность к реагированию; способность к равновесию; ориентационную способность; дифференцировочную способность, разновидностями которой являются способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическую способность [23].
В доступной нам литературе не обнаружено единого мнения относительно сенситивных периодов в развитии координации. Многие авторы единодушны во мнении, что развитие координационных способностей наиболее успешно осуществляется до 13−14 лет (В.П.Назаров, 1969; Н. В. Бычкова, 1996; Н. В. Карпова, 1997). Однако определённая часть исследователей считает, что координационные способности интенсивно развиваются ещё в дошкольном возрасте, параллельно с освоением естественных движений (С.А.Руденко, 1999; А. А. Мирошников, 2000; С. Ю. Максимова, 2002).
Большинство авторов, изучающих различные проявления двигательной координации у дошкольников, утверждают, что данное качество необходимо воспитывать с 5−7 лет, отводя ему важное место в направленном воспитании физических способностей у детей. Именно координационные способности формируют у детей точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, чувство равновесия и ориентировку в пространстве, а также умения согласовывать свои действия в связи с изменяющимися условиями (Э.С.Вильчковский, 1983; С. В. Янанис, 1985).
Определенное влияние на проявление координационных способностей оказывает двигательный опыт ребёнка. Чем большим запасом двигательных умений и навыков он владеет, тем, как правило, выше и его уровень координационно-двигательной сферы [24].
У детей с нарушениями слуха существуют проблемы формирования двигательных функций. Двигательный опыт (база движений) мал, отсюда и низкий уровень развития координационных способностей.
Так как оптимальный уровень развития всех разновидностей координационной способности требует высокой устойчивости и лабильности функций анализаторов, а глухие дети имеют нарушения в работе анализаторной системы, то следствием этого являются и отклонения в формировании механизмов координационных проявлений.
Поэтому специфические координационные способности детей с тяжёлыми нарушениями слуха, такие как: способность к ориентированию в пространстве; способность к дифференцированию параметров движения; способность к равновесию; способность к ритму; способность к вестибулярной устойчивости, проходят процесс формирования и становления более сложно и длительно, чем у нормально слышащих сверстников [19].
Эффективность всего процесса обеспечения координации движений во многом зависит от уровня развития реагирующей способности, т.к. она является пусковым механизмом к началу всех координирующих влияний. Дети с нарушением слуха отличаются замедленностью реакции, как на простой, так и на сложный зрительный раздражитель. Причём, на сложный раздражитель глухие дети реагируют в два раза медленнее, чем слышащие. Выраженное отставание в развитии реагирующей способности детей с нарушенным слухом обусловлено, по-видимому, также недостаточностью работы двигательного анализатора [25].