Введение.
Организация мониторинга образовательной системы дошкольного образовательного учреждения
Качество дошкольного образования — гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека т. е. умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир… Читать ещё >
Введение. Организация мониторинга образовательной системы дошкольного образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Качество образования — это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования.
Качество потенциала выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество профессорско-преподавательского состава, качество абитуриентов, качество информационно-методической базы.
Качество образования — это комплексный показатель соотношения цели и результата обучения; обеспечения степени удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг; определенного уровня знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности. Одновременно это система, модель, организация и процедуры, гарантирующие обучающимся необходимое общественное развитие.
Понятие «качество дошкольного образования» анализируется, исходя из трёх различных аспектов. В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой её адекватности социально-экономическим условиям общества. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.
Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному: для детей — это обучение в интересной для них игровой форме. Для родителей — это эффективное обучение детей, то есть обучение по основным общеобразовательным программам, хорошо готовившим детей к школе: обучение без утомления; сохранение здоровья детей как психического, так и физического; успешность обучения; поддержание желания детей учиться; обеспечение возможности поступлении в престижную школу. Для воспитателей — это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями: успешное выполнение основных общеобразовательных программ всеми детьми; оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми; поддержание интереса детей к учебному процессу; успешное развитие детей в процессе их обучения; сохранение физического и психического здоровья детей; рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя; обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Для руководителя — это: высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения; сохранение здоровья детей; рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов; успешность деятельности педагогов и детей; полное усвоение основных общеобразовательных программ, качественная подготовка детей к школе.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся, но имеет требования для ее реализации:
- -Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- -Требования к развивающей предметно-пространственной среде;
- -Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- -Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- — Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Качество дошкольного образования — гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека т. е. умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования.
Относительно единых требований к дошкольному образованию вне зависимости от типа образовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного образования, требования к качеству оказываемой образовательной услуги едины.
Актуальность исследования обусловлена, таким образом, противоречием между необходимостью обеспечения качества дошкольного образования в современном его понимании и отсутствием системы мониторинга такого качества в практике дошкольного образовательного учреждения.
Данное противоречие определило тему исследования: организация мониторинга образовательной системы учреждения как средство обеспечения качества образования.
Объект: обеспечение качества образования в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет: организация мониторинга образовательной системы дошкольного образовательного учреждения.
Цель: разработка системы мониторинга качества образования МКДОУ детский сад № 21 Увельского района как средства обеспечения этого качества образования.
Задачи:
- -Изучить нормативные и методологические подходы обеспечения качества дошкольного образования.
- -Рассмотреть подходы к организации мониторинга образовательной системы ДОУ в части обеспечения качества образования.
- -Проанализировать возможности системного подхода к управлению качеством дошкольного образования.
- -Описать систему мониторинга качества образования МКДОУ детский сад № 21 Увельского района.
- -Рассмотреть промежуточные результаты разработки и реализации системы мониторинга качества образования МКДОУ детский сад № 21 Увельского района.
Гипотеза: при условии разработки и реализации системы мониторинга качества образования будет обеспечено достижение качества образования в дошкольном образовательном учреждении.
Практическая значимость выпускной аттестационной работы состоит в том, что разработанная система мониторинга обеспечивает управление качеством образования в МКДОУ детский сад № 21 Увельского района, а также может быть использована в образовательной практике других дошкольных образовательных учреждений.
Структура выпускной аттестационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы.