Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психолого-педагогические особенности формирования общения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если ученик не ставит перед собой задачи запомнить, а данный материал интересен, он его запомнит; «включается» непроизвольная память. Произвольная память требует от ребенка волевых усилий, особенно, если материал не интересен. Память постепенно становится все более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Процессы памяти приобретают характер произвольных процессов… Читать ещё >

Психолого-педагогические особенности формирования общения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внеклассная работа выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Развитие личности ребенка младшего школьного возраста предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения.

В связи с поступлением в школу развитие ребенка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением. Каждый из четырех видов деятельности учащихся начальной школы — это овладение учебными действиями, контроль и саморегуляция. Каждый ребенок талантлив по-своему, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Во внеклассной работе важно увидеть в ребенке все то лучшее, что в нем есть, и дать импульс к совершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы это творчество было искренним, идущим из глубины души.

С поступлением ребенка в школу в результате обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Эта перестройка заключается в том, что ребенок растет, постепенно взрослеет. Познавательные процессы должны стать произвольными, продуктивными и устойчивыми. Педагогу важно построить обучение так, чтобы дети могли и хотели длительное время сохранять повышенное внимание, усидчивость, способность воспринимать и хорошо запоминать учебный материал, предлагаемый учителем.

Психологами доказано, что младшие школьники в состоянии усваивать сложный материал, но для того, чтобы это произошло, необходимо соблюсти следующие условия:

Учебный материал должен быть ребенку интересен и понятен;

Ребенок должен быть мотивирован к его изучению;

Ребенок должен владеть умениями по его изучению.

Огромное значение в работе педагога начальной школы имеет процесс обучения учащихся процессу саморегуляции. Только на основе саморегуляции можно формировать интеллектуальное развитие учащихся, желание умственной работы.

Не менее значимым для интеллектуального и личностного развития учащихся является расширение временных рамок и содержание общения учащихся с окружающим людьми и, в первую очередь, со взрослыми. Взрослые люди, педагог и родители, являются источниками различных знаний, образцом для подражания. В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности, младшим школьникам необходимы различные формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы будут во внеклассной работе, тем быстрее подрастающее поколение овладеет такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, умение делать выводы и обобщения.

Рассмотрим некоторые особенности психологии младших школьников.

Обучение в школе — сильнейший стимул развития внимания.

Внимание — одно из основных условий успешной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребенка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание на эмоциональные моменты в общении.

Внимание младших школьников не произвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему. В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства как фиксация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объем, возникает привычка быть внимательным. На основе этой привычки у ребят вырабатывается внимательность как свойство личности.

Одним из наиболее важных новообразований является развитие произвольности внимания — особого качества психических процессов. Произвольность деятельности ребенка проявляется в умении ставить перед собой цели и задачи, прилагать усилия к достижению этих целей.

Основное направление развития внимания — становление произвольных форм внимания. Вначале, когда произвольное внимание еще не устойчивое и требует от ребенка значительных усилий, необходимо помогать детям в их развитии, как можно больше привлекать к работе и развивать познавательный интерес учащихся. Важно время от времени менять формы деятельности, перемежать типы учебной работы, требующей произвольного внимания с такими видами её, которые опираются на произвольное внимание.

Непроизвольное внимание учащихся связано непосредственно с интересом к материалу урока, когда ученик слушает интересный рассказ, читает занимательную книгу, у него возникает сосредоточенное устойчивое внимание — ему для этого не надо ставить перед собой специальную цель и заставлять себя усилием воли быть внимательным. Формируя произвольность занятия, важно учить детей управлять не только внешним поведением, но и внутренними процессами: вниманием, памятью, мышлением.

Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Возможности памяти младших школьников очень велики.

Если ученик не ставит перед собой задачи запомнить, а данный материал интересен, он его запомнит; «включается» непроизвольная память. Произвольная память требует от ребенка волевых усилий, особенно, если материал не интересен. Память постепенно становится все более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Процессы памяти приобретают характер произвольных процессов, постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память, хотя в младшем школьном возрасте наглядно-образная память еще продолжает сохранять большое значение, что способствует более высокому уровню развития познавательного интереса.

В младшем школьном возрасте особенно активно развивается вербально-логическая память, эмоциональная и моторная память. Однако особое внимание следует обратить на развитие словесно-логической памяти.

Одним из познавательных интересов является восприятие.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

Развитие наблюдательности у школьников связано с их общим развитием, совершенствованием их мыслительной деятельности. При правильном руководстве учителя у детей развивается умение подмечать существенные детали, улучшается взаимосвязь анализа и синтеза в самом процессе восприятия. Детей все больше и больше начинает интересовать в восприятии существо самого предмета, сложность его внешней формы, внутреннего строения и содержания, принцип его действия.

Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитии его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятии, которые составляют чувственную основу мышления.

Очень важно развивать творческое воображение детей, т. е. умение представить то, что в действительности существует в иной форме, чем в образе. Творческое воображение характеризуется новизной, оригинальностью, самостоятельностью в создании образов, способствующих более высокому развитию познавательных интересов.

Эмоции детей непосредственно связаны с развитием познавательных интересов. Ребенок может переживать, огорчаться, радоваться, смеяться. Важную роль играют как положительные, так и отрицательные эмоции. Ученику важно научиться управлять своими эмоциями в тех или иных ситуациях. Индивидуальные различия, в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремиться овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддается им.

Подвижность, черта, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность движений, в действительности не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Учитель старается дать детям организованно подвигаться: для этого на уроках проводятся физкультминутки.

Эмоциональность, свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возмутимости, потребности вслух высказываться о своих переживаниях, поделиться впечатлениями; интересе внешне яркому, броскому. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы подчинять эти психологические особенности тем задачам, которые дети вместе с учителем решают на уроке, но и тем, которые решаются во внеклассной работе.

Нравственный мир ребенка сложен, изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребенка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям и это необходимо учитывать в развитии познавательного интереса.

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Дети отличаются друг от друга большей или меньшей подвижностью, усидчивостью, работоспособностью. Они по-разному включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают объясняемый материал, у них свой индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти и воображения.

Каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность со своим внутренним миром; в каждом ребенке своеобразно сочетаются индивидуальные и возрастные особенности.

Именно поэтому целенаправленное обучение и воспитание невозможно без знания, как тех, так и других. Каждый возраст имеет свои проблемы и трудности и требует специфического подхода. В этих случаях важна роль психолога.

Наблюдая за поведением детей, за тем как они работают, учатся, играют, как реагируют на воздействие, как чувствуют радости и горести, обращаем внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, эмоциональности, развитии познавательных интересов, т. е. различие их темпераментов.

Учащиеся, имеющие сангвинический темперамент, живые, любознательные, подвижные, охотно включаются в интересные виды деятельности. У таких учащихся можно быстрее сформировать и развить познавательные интересы.

Дети с флегматическим темпераментом медлительны, спокойны, в познавательной деятельности они активны, но быстро теряют интерес к одному делу. Познавательные интересы у этой группы учащихся формируются постепенно, медленно.

Ребенок с меланхолическим темпераментом быстро утомляется. Его трудно заинтересовать.

Учащиеся холерического темперамента отличаются быстротой, энергией. У таких детей наиболее высоко формируется познавательный интерес, их легко включить в познавательную деятельность.

Значение темпераментов необходимо учитывать во внеклассной работе. В процессе внеклассной работы важно находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности, формирования познавательных интересов. Знания темпераментов помогают изучить характер ребенка. Важно и то, как ребенок сам себя оценивает.

Большое значение для учащихся имеют ситуации, связанные с акцентами на учебных и внеклассных достижениях учащихся. Игры, марафоны, конкурсы должны стать основой для развития общения учащихся, формирования у них познавательных интересов.

Итак, познавательные интересы в целом развиваются в сторону их произвольности, в сторону развития осмысленности восприятия, памяти, мышления, воображения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой