Вводная беседа.
Урок литературного чтения, посвященного А. Пушкину
Прочитайте слова, передающие его отношения к осени. Учитель: — Ребята, а как Пушкин относится к осени? Слушаются рассказы ребят, комментируются рисунки. Выразительное чтение стихотворения учителем. Золото — драгоценный металл, желтого цвета. Какие звуки вы услышали в стихотворении? Проверка первичного восприятия текста. Запись понятия слов на мультимедиа). Выслушиваются ответы учащихся. Какую… Читать ещё >
Вводная беседа. Урок литературного чтения, посвященного А. Пушкину (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учитель: — Готовясь, к уроку литературного чтения я подумала: Как интересно устроен мир. Одно время года сменяет другое. И каждое прекрасно по-своему. Зимапокрывало белого снега, и его хруст под ногами. Весна — журчанье ручьёв, нежный запах молодых побегов. Лето — горячее солнце и теплое море. А осень — рыжая осень бродит по свету, за нашим окошком, прямо сейчас.
- — За окном осень… И не случайно домашним заданием было подготовить сочинение-миниатюру и выставку рисунков на тему «Осень».
- — Кто первый хочет поделиться осенними впечатлениями?
Слушаются рассказы ребят, комментируются рисунки
Сообщение темы урока
Учитель: — Вы прекрасно справились с домашним заданием, и быть может кто-то из вас в будущем станет поэтом, таким же великим как А. С. Пушкин. А сегодня, мы продолжаем знакомство с творчеством Александра Сергеевича, отрывком из стихотворения «Осень».
Работа с литературным произведением
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
Учитель: — Я прочту стихотворение, а вы прислушайтесь, какие чувства хотел передать поэт, постарайтесь определить настроение стихотворения.
Учащиеся: — Чувства грусти, печали, восхищения. Ведь осень уходит, унося красоту. Настроение грустное.
2) Проверка первичного восприятия текста.
Учитель: — Но невозможно передать всю красоту без звуков природы.
— Какие звуки вы услышали в стихотворении?
Учащиеся: — Легкий ветерок шумит в кронах деревьев, свежее дыхание…
Учитель: Ранняя осень — яркие оттенки, поздняя — темные. Каких только цветовых оттенков не имеет осень и в этом ее красота. И эту красоту природы передают не только поэты, но и художники. Листопад — словно яркий ковер, лесная опушка, деревья в разноцветном уборе…
- — На ваших рисунках кто-то представил позднюю осень, а кто-то раннюю. Определите, какие рисунки подходят к данному стихотворению.
- — Так какую осень представил в своем стихотворении А. С. Пушкин раннюю или позднюю?
- 3) Анализ стихотворения
Учитель: — Ребята, прочитайте стихотворение про себя и постарайтесь представить увиденную поэтом картину.
— Какую картину вы представили?
Выслушиваются ответы учащихся
Учитель: — Ребята, а как Пушкин относится к осени?
Прочитайте слова, передающие его отношения к осени.
Учащиеся: — Очей очарованье…, приятна мне…, люблю я…
Учитель: — А. С. Пушкин безумно любил осень, он восхищался ее красотой.
- — Но, только ли эти слова позволяют понять его отношения к осени?
- — Какие еще слова помогли нам представить и картину золотой осени.
Учащиеся: — Багрец и золото.
Лексическая работа: багрец — темно-красный оттенок.
Золото — драгоценный металл, желтого цвета.
(запись понятия слов на мультимедиа).
Учитель: — Изменится ли картина осени, если эпитеты «багрец», «золото» заменить на «темно-красный» и «желтый»?
Учащиеся: — Багрец и золото — эти слова придают картине возвышенность, торжественность, величавость. Пушкин восхищен этой увядающей красотой осени, он наслаждается последними, исчезающими бликами прекрасного.
Учитель: — Значит, и читать эту строчку мы будем, выделяя эти слова, придавая им величие.