Образовательная программа как способ организации социокультурной образовательной среды общеобразовательной организации
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач: формирование российской гражданской идентичности обучающихся; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права… Читать ещё >
Образовательная программа как способ организации социокультурной образовательной среды общеобразовательной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Крупнейший специалист в области педагогической терминологии В. В. Комаровский считал, что впервые понятие «образовательная программа» употребил в конце XVII — начале XVIII в. Д. Локк в своих трактатах при описании трех аспектов (физическое воспитание, воспитание души и образование) воспитания «делового человека», «джентльмена». Далее, до 90-х гг. XX в. эта категория не употреблялась и не рассматривалась.
Термин «образовательная программа» появился в понятийно-категориальном аппарате реформирования образования в России в 1993 г. Его возникновение было подготовлено работами многих выдающихся отечественных педагогов, яркой, творческой деятельностью педагоговноваторов, разработками в области создания вариативного школьного образования и вариативной российской школы.
Это понятие сформировалось в процессе определения путей развития и облика современного отечественного образования, когда противоречия между старыми и устоявшимися догмами «бездетной» педагогики и требованиями новых социально-политических условий, ставивших в центр внимания педагога растущего человека, заставляющие видеть именно в нем, его развитии цель педагогической деятельности, дойдя до своего апогея, начали разрушать единообразную, унитарную школу. Для этого этапа характерно бурное течение инновационных процессов в школе, широкое включение в них практических педагогов, открытие гимназий, лицеев, негосударственных школ, обозначение подходов к стандартизации образования, создание культурно насыщенных образовательных сред, позволяющих любому ученику выстраивать индивидуальную стратегию своего образования.
Сначала интерес к образовательной программе базировался на нормативной основе: впервые это понятие было представлено в первом Законе РФ «Об образовании» в 1993 г., где, наряду с государственными образовательными стандартами, образовательными учреждениями и органами управления образованием, образовательная программа выступала как часть системы образования Российской Федерации.
Но затем социальная значимость феномена образовательной программы, его востребованность как основы современного видения индивидуализации и дифференциации образования потребовали серьезного внимания к нему как теоретической, так и практической педагогики, потому что образовательная программа, по сути, являлась фактором, интегрирующим все аспектные сущности образования, реализующегося в ее рамках, — ценностную, процессную, системную и результативную, — в целостный феномен, обозначающий становление личности, ее самоактуализацию, самореализацию и саморазвитие.
Период с 1993 по 1998 г. отмечен развертыванием процесса осмысления сущности и свойств образовательной программы, ее созданием в образовательном учреждении.
Научно-исследовательская и практическая деятельность по проблематике образовательной программы опиралась на исследования, труды и разработки, предпринятые в мировой и отечественной педагогической науке.
Во-первых, это теоретические работы, касающиеся априорных моделей реальных педагогических процессов, средств разработки и обоснования этих моделей. Сюда относятся работы по применению системного подхода в педагогике, и системному анализу в образовании (Р. Акофф, Б. П. Битинас, И. В. Блауберг, К. Боулдинг, Дж. Ван Гиг, В. И. Гинецинский, Э. Н. Гусинский, М. А. Данилов, М. С. Каган, В. А. Караковский, Г. П. Коротков, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Ю. И. Кулюткин, А. Т. Куракин, И. Я. Лернер, Б. Ф. Ломов, Л. И. Новикова, М. Н. Скаткин, Г. С. Сухобская, Г. П. Щедровицкий, В. А. Ядов, В. А. Якунин).
Во-вторых, это исследования, дающие целостные педагогические разработки, доводящие категориально закрепленные концептуальные предпосылки через теоретические модели до практически опробованных методик (Б. 3. Вульфов, И. П. Иванов, М. Г. Казакина, Т. Е. Конникова, X. Й. Лийметс, Т. Н. Мальковская, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н. Ф. Радионова, А. П. Сидельковский, А. П. Тряпицына, Г. И. Щукина).
В-третьих, это работы, отражающие целостный опыт разработки педагогической проблемы (проблема урока, проблема межпредметных связей, проблема интеграции учебных предметов и т. д.) и относящиеся к конкретно-предметным системным исследованиям (Ю. И. Дик, Г. Д. Кириллова, В. Н. Максимова, М. И. Махмутов, Г. Ф. Федорец).
Далее идут исследования, связанные с проблемами выбора методов в педагогическом исследовании, принятии решений в реальной практике обучения и воспитания, целеполагания (Ю. К. Бабанский, 3. И. Васильева, А. К. Громцева, Т. Е. Конникова, О. Е. Лебедев, И. Я. Лернер, С. А. Расчетина, И. Э. Унт).
Важную роль сыграли разработки технологического подхода в образовании (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, М. В. Кларин, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина).
Следует отметить научные исследования в проблематике, связанной с ценностными аспектами педагогической деятельности и педагогических разработок, так как именно по ценностным критериям, в конце концов, определяется качество проектных изысканий (Т. К. Ахаян, С. Г. Вершловский, В. В. Горшкова, Т. Н. Мальковская, К. Д. Радина,.
A. П. Тряпицына).
Нельзя переоценить значение трудов, посвященных проблеме личностной ориентации образовательного процесса (Е. В. Бондаревская,.
B. В. Сериков, И. С. Якиманская).
И наконец, в ряде работ непосредственно рассматривались проблемы проектирования образовательных систем, в том числе и образовательных программ (А. П. Тряпицына, Е. И. Казакова, Е. С. Заир-Бек, О. Е. Лебедев, С. В. Воробьева и др.) (42).
В современной педагогической науке образовательная программа раскрывается как:
- — индивидуальный образовательный маршрут учащегося… проектируемый с учетом его склонностей и индивидуальных возможностей (А. П. Тряпицына) (196, с. 38);
- — специально организованный целенаправленный процесс по достижению заданных результатов… образования (обучения, подготовки) определенного уровня и направленности (261);
- — системно организованное единство целей, ценностей и содержания образования, а также условий организации образовательного процесса (учебное пособие «Педагогический словарь по темам»);
- — организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования (196, с. 38);
- — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий … и форм аттестации… (299, ст. 2);
- — часть системы образования в Российской Федерации (там же, ст. 10);
- — документ в виде нормативного текста, в котором определены цели и ценности образования на соответствующей его ступени, пути их достижения, содержание образования определенного уровня и направленности, объем допустимой нагрузки на учащихся и требования к уровню их подготовки (260, с. 24—25);
- — нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата (61, с. 53).
В приведенных формулировках в основном просматривается три подхода:
- 1) образовательная программа как нормативно-управленческий документ, определяющий цели, содержание образования определенного уровня и направленности, организацию образовательного процесса в рамках реализуемой образовательной программ, — этот подход отражает требования федеральных государственных образовательных стандартов к структуре образовательной программы при ее разработке (проектировании);
- 2) образовательная программа как специально организованный и нормативно управляемый образовательный процесс — в таком качестве образовательная программа выступает при ее реализации образовательной организацией;
- 3) образовательная программа как управленческое средство, как на стадии ее проектирования, так и при ее реализации образовательной организацией.
В рамках предложенной в п. 1.2 модели образовательная программа выступает как способ организации социокультурной образовательной среды общеобразовательной организации ее реализующей, обусловливающий возникновение интегративной совокупности возможностей для интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития обучающегося, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Первая — содержательная — подсистема в системе образования (см. п. 1.1) воплощается в федеральных государственных образовательных стандартах и составленных в соответствии с ними основных образовательных программах. Федеральные государственные образовательные стандарты и основные общеобразовательные программы взаимодействуют друг с другом на принципе первичности государственных образовательных стандартов. С одной стороны, это означает, что образовательные программы составляются на основе стандартов, а с другой — стандарты включают в себя и вариативную часть, поэтому образовательные программы, реализуемые в разных общеобразовательных организациях, могут различаться между собой локальными компонентами. Согласно п. 1 ст. 11, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (299, ст. 11).
Региональные нормативные документы определяют деление образовательных программ по трем основаниям:
- — уровню (компенсирующего обучения (коррекционные), базового уровня и продвинутого уровня);
- — ступеням обучения (дошкольного обучения, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования и как отдельный подвид — дополнительного обучения);
- — профилю (выделяют обычно физико-математический, гуманитарный ит. д.) (133).
Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования, предъявляемые к структуре и содержанию основных образовательных программ, условиям реализации (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным) и результатам их освоения. Основные образовательные программы состоят из двух частей: обязательной, содержание которой устанавливается в образовательных стандартах; вариативной, формируемой участниками образовательного процесса самостоятельно.
Объем и соотношение указанных частей основной образовательной программы также определяется образовательным стандартом.
Образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (300).
Примерная основная образовательная программа при разработке ее образовательной организацией представляет собой учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы (299, ст. 2).
Основная образовательная программа при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.
Как нормативно-управленческий документ основная образовательная программа состоит из целевого, содержательного и организационного разделов (рис. 1.3.1).
Рис. 1.3.1. Структура основной образовательной программы как нормативного документа.
В целом, основные образовательные программы как нормативные документы, реализуемые в 1—4-х, 5—9-х и 10—11-х классах схожи по структуре, но различаются содержательно, так как их уровневая ориентация учитывает возрастные особенности обучаемых (213; 214; 215; 216; 268; 151; 152).
Целевой раздел основной образовательной программы начинается с пояснительной записки, в которой представлены цели и задачи ее реализации. Например, целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются: становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению; достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач: формирование российской гражданской идентичности обучающихся; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования; обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее — ФГОС СОО); обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу; обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования; развитие государственно-общественного управления в образовании; формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность; создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся (215).
В пояснительной записке декларируется, что методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, который предполагает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Здесь же приводится характеристика возрастных особенностей детей, осваивающих эту образовательную программу, даются общая характеристика основной образовательной программы и раскрываются общие подходы к организации внеурочной деятельности, включающей в себя: жизнь ученических сообществ (в то числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений и организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий.
Значительная часть целевого раздела посвящена описанию планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования: личностных результатов в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя; метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, представленных тремя группами универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); предметных результатов. Здесь же приводятся планируемые предметные результаты освоения образовательной программы по всем изучаемым учебным предметам (там же).
Далее в целевом разделе приводится описание системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (рис. 1.3.2).
Оценка выполняет функцию обратной связи и регулирующего (управляющего) элемента, в значительной мере способствующего поддержанию единства всей системы общего образования. Более того, система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. К функциям системы оценивания должна быть добавлена функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов обучения, воспитания и развития, т. е. та функция, которая традиционно выполнялась учебными планами, программами, учебниками и поурочными разработками (106; 297).
Рис. 1.3.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В систему оценки включены: основной объект и предмет оценки; основные направления и цели оценки в образовательной организации; оценка (внутренняя и внешняя, их субъекты оценочных процедур; оценочные процедуры; результаты оценки (по направлениям оценки и по итогам процедур); коррекция по результатам.
В Кратком критериологическом словаре оценка — это результат сравнения… информационно-смысловой посылки с эталонным, задаваемым принятым критерием.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования федерального государственного образовательного стандарта.
Новый подход, согласно которому стандарт выступает как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования, предопределяет в качестве объекта системы оценки качество образования в широком его понимании.
Предметом оценки при этом выступают:
- — адекватность отражения потребностей личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандарта;
- — условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и полного среднего образования, включая ресурсное обеспечение образовательного процесса (в том числе его кадровое обеспечение) и их соответствие требованиям стандарта;
- — реализуемые в образовательном процессе и достигаемые обучающимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам образования как на уровне требований стандарта, так и на уровне его ресурсного обеспечения.
В соответствие с требования федерального государственного образовательного стандарта основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации являются:
- — оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их итоговой аттестации;
- — оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур;
- — оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется в рамках внутренней оценки образовательной организации, включающей различные оценочные процедуры (стартовая диагностика, текущая и тематическая оценка, портфолио, процедуры внутреннего обучающихся), а также процедур внешней оценки, включающей государственную итоговую аттестацию, независимую оценку качества подготовки обучающихся и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Оценка результатов деятельности педагогических работников осуществляется на основании:
- — мониторинга результатов образовательных достижений обучающихся, полученных в рамках внутренней оценки образовательной организации и в рамках процедур внешней оценки;
- — мониторинга уровня профессионального мастерства учителя (анализа качества уроков, качества учебных заданий, предлагаемых учителем).
Мониторинг оценочной деятельности учителя с целью повышения объективности оценивания осуществляется методическим объединением учителей по данному предмету и администрацией образовательной организации.
Результаты мониторингов являются основанием для принятия решений по повышению квалификации учителя.
Результаты процедур оценки результатов деятельности образовательной организации обсуждаются на педагогическом совете и являются основанием для принятия решений по коррекции текущей образовательной деятельности, по совершенствованию образовательной программы образовательной организации и уточнению и/или разработке программы развития образовательной организации, а также служат основанием для принятия иных необходимых управленческих решений.
Для оценки результатов деятельности педагогических работников и оценки результатов деятельности образовательной организации приоритетными являются оценочные процедуры, обеспечивающие определение динамики достижения обучающимися образовательных результатов в процессе обучения.
В системе оценки предусмотрены, как внутренняя, так и внешняя оценки.
Субъектом внутренней оценки выступает образовательная организация (администрация, методические объединения учителей по учебным предметам, учителя-предметники, другие педагогические работники); при этом используются такие оценочные процедуры, как стартовая диагностика, текущая и тематическая оценка, портфолио, процедуры внутреннего мониторинга образовательных достижений, промежуточная и итоговая аттестации обучающихся.
Субъекты внешней оценки — муниципальные, региональные и федеральные компетентные структуры — используют такие оценочные процедуры, как государственная итоговая аттестация, независимая оценка качества подготовки обучающихся и мониторинговые исследования.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, комплексный и уровневый подходы к оценке образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путем.
Оценки трех групп результатов: личностных, предметных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
— использования комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений и для итоговой оценки;
— использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные устные и письменные работы, проекты, практические работы, самооценка, наблюдения и др.).
Уровневый подход к содержанию оценки на уровне среднего общего образования обеспечивается следующими составляющими:
- — для каждого предмета предлагаются результаты двух уровней изучения — базового и углубленного;
- — планируемые результаты содержат блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Результаты оценки по основным направлениям с использованием оценочных процедур, как во внутренней, так и во внешней оценки являются основаниями для осуществления коррекции.
По результатам процедур оценки деятельности образовательной организации корректируется текущая образовательная деятельность, принимаются решения по совершенствованию образовательной программы образовательной организации и уточнению и/или разработке программы развития образовательной организации.
Результаты стартовой диагностики и тематической оценки учитываются при корректировке учебных программ и индивидуализации учебной деятельности (в том числе в рамках выбора уровня изучения предметов) с учетом выделенных актуальных проблем, характерных для класса в целом и выявленных групп риска.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебной деятельности и корректировки индивидуального учебного плана, в том числе и сроков изучения темы / раздела / предметного курса.
По результатам внутреннего мониторинга разрабатываются рекомендации по текущей коррекции учебной деятельности и ее индивидуализации, Далее приводится порядок государственной итоговой аттестации, ее содержание и перечень оценочных процедур (215).
«Содержательный раздел основной образовательной программы» включает примерную программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, отражающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности; примерные программы отдельных учебных предметов; примерную программу воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования, а также примерную программу коррекционной работы.
В «Организационном разделе примерной основной образовательной программы» приведен примерный учебный план, который отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения. Вводится понятие «Индивидуальный учебный план» — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, — образовательной организации вменяется в обязанность при необходимости его разрабатывать. Приводятся примерные учебные планы профилей обучения (технологического, естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, универсального); дается примерный план внеурочной деятельности.
На основе приведенных примерных учебных планов образовательная организация, разрабатывает реальные учебные планы, которые затем используются при реализации основной образовательной программы.
Учебные планы разрабатываются общеобразовательной организацией с учетом инварианта содержания образования (обязательности предметных областей) — федеральный компонент, и его вариативности (региональный, муниципальный, школьный компоненты).
И наконец, в этом разделе формулируются условия реализации основной образовательной программы. Система условий включает в себя условия реализации основной образовательной программы, насыщающие социокультурную среду образовательной организации, должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность:
- — достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- — развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, кружков, клубов, секций, студий на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- — осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;
- — работы с одаренными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
- — формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций, готовности к защите Отечества, службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
- — самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
- — выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом;
- — участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды и школьного уклада;
- — использования сетевого взаимодействия;
- — участия обучающихся в процессах преобразования социальной среды населенного пункта, разработки и реализации социальных проектов и программ;
- — развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.;
- — развития опыта общественной деятельности, решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора;
- — формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
- — использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий;
- — обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
- — эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
- — эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования (297).
В комплекс условий, насыщающих образовательную среду включены такие виды обеспечения реализации основной образовательной программы, как кадровое, финансовое, материально-техническое, психолого-педагогическое и информационно-методическому обеспечение.
Кадровое обеспечение, раскрывается как укомплектованность организации, осуществляющей образовательную деятельность педагогическими, руководящими и иными работниками, уровень квалификации педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность; непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу.
Кроме того, среда предполагает наличие сетевого взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов; оказание постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы, использование инновационного опыта других организаций, осуществляющих образовательную деятельность; стимулирование непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использование ими современных педагогических технологий.
Финансовое обеспечение является одним из механизмов реализации государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного общедоступного среднего общего образования. Согласно этому виду обеспечения, образовательная организация должна иметь возможность исполнять все требования федеральных государственных образовательных стандартов.
Оно должно обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая выполнение индивидуальных проектов и внеурочную деятельность; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы, а также механизм их формирования, опираясь на установленные Законом «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования, определяемые по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных названным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося.
Материально-техническое обеспечение представляет собой условия, включающие инфраструктуру общего образования (в том числе обустроенность информационно-образовательной среды), соответствующую Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам (санитарно-гигиенические условия процесса обучения — температурный, световой режим ит.д.; комфортные санитарно-бытовые условия — наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т. д.; обусловленность пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта; образовательную среду жизнедеятельности, адекватную развитию ребенка — эстетические условия, оформление школы, кабинетов, пришкольной территории.
Информационно-методическое обеспечение реализуется при создании информационно-образовательной среды образовательной организации и включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на создание широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления (там же).
Психолого-педагогическое обеспечение реализации основной образовательной программы направлено на создание условий для осуществления:
- — преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности при получении среднего общего образования;
- — учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- — формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
- — вариативности направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие экологической культуры; дифференциацию и индивидуализацию обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержку одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержку участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержку детских объединений, ученического самоуправления);
- — диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации);
- — вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактику, диагностику, консультирование, коррекционную работу, развивающую работу, просвещение, экспертизу) (106; 297).
В образовательной организации реализуются такие формы психолого-педагогической помощи, как:
- 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
- 3) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (299, ст. 42).
В разделе указывается на необходимость составления дорожной карты достижения необходимых условий в образовательной организации.
Завершается организационный раздел описанием системы контроля за состоянием системы условий, который проводится путем мониторинга с целью эффективного управления процессом ее реализации. Оценке обязательно подлежат: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические условия, учебно-методическое и информационное обеспечение; деятельность педагогов в реализации психолого-педагогических условий; условий (ресурсов) образовательной организации. Для такой оценки используется определенный набор показателей и индикаторов, а также экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательной организации (215).
Образовательная организация в разработке и реализации собственной образовательной программы опирается на примерную основную образовательную программу в части выполнения требований ФГОС к структуре, условиям ее реализации и результатам освоения ее обучающимися.