Основные направления логопедической работы при коррекции дисграфии
Проговаривать и пересказывать. Друзья Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать. А кроме того, у слона бал хобот, а у комарика — хоботок. Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там. Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе… Читать ещё >
Основные направления логопедической работы при коррекции дисграфии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исходя из ошибок, выявленных нами в нашем исследовании и обусловленных причинами этих ошибок, опираясь на авторов современной литературы (Р.И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, Мазанова Е. В., А. В. Ястребова, И. Н. Садовникова, О. Б. Иншакова и других) нами были выделены основные направления логопедической работы при коррекции дисграфии:
- 1. Формирование звукового анализа и синтеза
- 2. Развитие фонематического восприятия
- 3. Формирование оптико-пространственного восприятия
- 1. Формирование звукового анализа и синтеза
Первым этапом в этом направлении является формирование звукового анализа. Под звуковым анализом понимается (Д.Б. Эльконин):
- 1)определение порядка слогов и звуков в слове, 2) установление различительной роли звука,
- 3)выделение качественных основных характеристик звука. Формирование навыков звукового анализа происходит в следую-
щей последовательности:
- — развитие элементарных форм фонематического анализа (выделение звука на фоне слова);
- — формирование сложных форм фонематического анализа. Предлагаются следующие задания:
- 1 .Простые формы звукового анализа: А) узнавание гласного звука на слух:
- -Назови первый звук в следующих словах (в начале слова в ударной позиции):
- 1 .Простые формы звукового анализа: А) узнавание гласного звука на слух:
Окунь, отпуск, узел, утки, август, эхо, имя, ожил, адрес, утренник, изредка, остров, аист, ослик, устный, орден, игры, издали.
— Назови первый звук в следующих словах (в начале слова в безударной позиции):
Аптека, упал, асфальт, уборка, учитель, изложение, услышу, апельсин, ужасный, учеба, арбуз, издалека, актер, услышу, экран, алмазы, эстрада, иногда.
— Определи гласный звук в следующих словах (в середине слова): Куст, сок, сын, наш, дым, лес, зуб, лук, сад, март, мел, гусь, внук, шар, пол, бык, сыр, лось, боль, ток, дуб, жук. Б) узнавание согласного звука на слух:
— Определи и назови первый звук в словах:
Парус, молоко, морковь, крошки, груша, кувшины, таблица, ладони, молоток, рыба, табурет, зерно, приборы, топор, тайна, картон, напиток, тарелка, заноза, папоротник, новость, пламя, монеты, футбол.
— Определи и назови последний звук в словах:
Шкаф, прибор, сверчок, бегемот, восток, винегрет, салют, плащ, крокодил, дом, звук, совет, воротник, торт, овес, стук, звон, петушок.
— Определи и назови согласный звук, который находится в середине слова:
Синица, лопата, салат, кошка, топор, хомяк, ягода, береза, трава, морозы.
- 2 .Сложные формы звукового анализа:
- А) Упражнения в определении количества и последовательности звуков в словах (составление схемы слов):
Кот, рак, мак, сон, мыла, рыба, каток, танк, салат, топор, крот.
Б) Прочитать слово, заменить в нем гласную так, чтобы получилось новое слово. Придумать предложение с этим словом.
Например, дом-дым. У дороги дом. Из трубы идет дым. Предлагаются слова:
Сон, бак, сок, пил, вал, мел.
В) Прочитать слово, заменить в нем первый согласный звук так, чтобы получилось новое слово:
Точка, ком, день, педаль, балка, лук, лак, макет.
Г) Прочитать слово, заменить в нем последний согласный звук так, чтобы получилось новое слово:
Сук, сыр, кот, стоп, мак, сон.
- Д) Попозиционный анализ звуков в словах:
- -указать место звука в слове:
- *обозначить третий звук в слове кусты, белка;
- *обозначить четвертый звук в слове трава, игрушки, громкий.
- *назвать звук предыдущий и следующий Развитие фонематического синтеза.
Предлагаются следующие задания: Отгадайте слова:
- *сначала Ль, потом Л, потом И, потом Н, потом А. какое слово получилось? (Льдина)
- *сначала Ть, потом Е, потом А, потом Т, потом Р. Какое слово получилось? (Театр). Сколько звуков в этом слове?
- *Сначала КЬ, потом И, потом Н, потом О. (Кино.) Сколько гласных звуков в этом слове?
- *Сначала ц, потом И, потом Р, потом К. (Цирк). Сколько звуков в этом слове? Какой звук слышится на втором месте? (Ы). А какую букву надо писать? (И) Запомните это.
- 2. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики)
В развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных — согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких — глухих или мягких — твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и.
«руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н. Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин).
Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании».
Фонематическое восприятиеэто специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Работа по формированию фонематического восприятия, то есть дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включают 2 этапа:
- 1 этап работыпредварительный, отдельно над каждым из смешиваемых звуков. Работа проводится в следующем порядке:
- -уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетическое ощущения.
- -выделение звука на фоне слога.
- -определение наличия звука в слове.
- -определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
- -выделение слова с данным звуком из предложения. 2 этап-дифференциация смешиваемых звуков.
Дифференциацию смешиваемых букв начинают изолированно, в слогах, словах, словах, предложениях и текстах.
Предлагаются следующие задания: На примере дифференциации р-л.
*Подними карточку, когда услышишь звук л:
Ла, ло, ро, ры, ол, ор, ру, лу, сы, ул, ум, ла, лэ, эл, эр, ру.
*Подними правую руку, если услышишь звук р в словах, левую, если услышишь звук л:
Рыба, луна, рука, лом, ком, рысь, рад, лад, рамка, лавка, игра, игла, плов, рак, лак, трон, краса, глаза, крошка, слон, рама, лама, рот, флот, плошка, крошка.
- *Хлопни в ладоши, когда услышишь звук р: Р, л, н, р, л`, м, р, с, л, р
- * Закончить строку словом со звуком Л или Р: Дедушку зовут Лука, у него болит …(рука).
Рисовал художник ламу и картину вставил в …(раму). Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я …(пил).
Зреет на кустах малина, соберет ее … (Марина).
* Проговаривать и пересказывать. Друзья Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать. А кроме того, у слона бал хобот, а у комарика — хоботок. Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там. Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо. (Ткаченко Т.А.).
* Повторить и пересказать Рома пришел в первый класс. Варвара стирала платье. Вера на полу играла юлой. Владимир ловил рыбу. Рома мастерил планер, кругом были стружки. Клара тёрла сыр на терке. Кирилл кормил крольчат. Лера накрывала обед на стол. У повара Рауля в кастрюле варился рыбный суп. Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводятся не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется и работа над звукопроизношением.
3. Формирование оптико-пространственного восприятия Формирование оптико-пространственного восприятия проходит ряд этапов:
I этап — формирование зрительного и слухового восприятия и представлений, уточнение и закрепление соответствующих понятий и направлений окружающего пространства с использованием простых по форме упражнений и заданий, конкретного наглядного материала, активизация словаря.
II этап — формирование обобщенного восприятия и соответствующих представлений с опорой на усвоенные ребенком процессы анализа, сравнения, сопоставления, синтеза. В связи с этим появляется у школьника операции классификации воспринимаемых предметов и изображений, умения оречевлять свои действия.
III этап — закрепление сформированных умений в письменных работах.
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:
- -ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв;
- -конструировать и реконструировать буквы из элементов;
- -ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
- -проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Формирование оптико-пространственного восприятия включает в себя следующие направления:
- 1. Развитие зрительного анализа, гнозиса и синтеза 2. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса. 3. Развитие буквенного гнозиса и праксиса
- 4. Расширение объема зрительной памяти; 5. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. 1. Развитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза.
Развитие данных операций проводится в следующих заданиях:
- -развитие умения узнавать изображения предметов (по контурным линиям). Логопед поочередно показывает картинки с контурными изображениями яблока, собаки, ложки, утки, чашки и просит их внимательно рассмотреть, затем назвать изображенные на них персонажи или предметы.
- -развитие умения узнавать изображения предметов по пунктирным линиям. Материал — карточки с пунктирными изображениями: настольной лампы, лопаты, дерева. Дается задание внимательно рассмотреть отдельно каждую картинку и сказать, что на ней нарисовано.
- -развитие умения узнавать предмет в «зашумленном» изображении. Предлагается рассмотреть карточки, на которых имеются контурные изображения (яблока, собаки, машины, дерева, вазы). Они перечеркнуты линиями различных направлений. Ученик по инструкции называет нарисованное.
- 2 .Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Предлагаются следующие задания и упражнения:
- -ориентировка в схеме собственного тела. Ребенку даются задания: «Покажи левую руку; левую ногу; правый глаз; левую бровь; подними правую руку; правую руку вытяни вперед, а левую отведи в сторону» .
- -развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса с использованием речевой пробы Хэда. Логопед просит ребенка дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого глаза, показать левой рукой правый глаз.
- -развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса с использованием аппликации. Материал — карточка с фоном сюжетной картинки «На полянке»; фигурки: зайца, пенька, елки, солнышка, ежика, ручейка, цветов, дерева. Ученику предлагается по указанию логопеда разложить на карточке фигурки. Используются такие понятия, как: «посредине», «справа», «впереди», «позади», «вверху», «внизу», «сбоку», «перед», «под» .
- -развитие умения конструировать и реконструировать фигуры. Логопед показывает ученикам контурные изображения: дома, ракеты, корабля, просит их внимательно рассмотреть и составить из палочек соответствующие предметы.
- -дополнение фигуры недостающими элементами и реконструирование изображенных предметов. Материал — аппликации, изображающие: 1) чайник без носика, чашку без ручки; 2) перевернутый стол без ножки; 3) малыша, везущего опрокинутый грузовик. Отдельно на карточках нарисованы: ручка от чашки, носик от чайника. Предлагается: 1) дополнить фигуры недостающими элементами, 2) найти «ошибку» в изображенном предмете, исправить ее, изменив положение его отдельной части или предмета.
- 3 .Развитие буквенного гнозиса и праксиса Предлагаются следующие задания:
- -развитие умения конструировать буквы. Материал — элементы печатных и письменных букв. Логопед показывает школьникам элементы печатных, затем — письменных букв, просит составить из них ту или иную букву.
- -развитие буквенного гнозиса. Материал — изображения печатных и письменных букв, наложенных друг на друга и заштрихованных дополнительными линиями. Предлагается внимательно рассмотреть предъявляемые карточки и сказать, какие на них написаны буквы.
- -развитие умения реконструировать буквы. Материал — составленные из палочек и полуовалов буквы: П, Б, Ш, И, Г, Х, Я, Ф, Е, Р. Логопед складывает из элементов букву, просит ее внимательно рассмотреть и реконструировать из нее другую букву (например, Н П, Б Ъ).
- 4 .Расширение объема зрительной памяти; Предлагаются следующие задания:
- -развитие умения воспроизводить цветовое расположение фигур. Материал — куб, на гранях которого шесть прямоугольников разного цвета и квадраты соответствующих цветов. Ученикам показывается грань куба. Затем куб убирается и предлагается воспроизвести расположение цветных квадратов.
- -развитие умения воспроизводить ряд геометрических фигур. Материал — наборы карточек с изображениями «заполненных» и контурных изображений геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга). Логопед показывает ряд «заполненных» контурных изображений геометрических фигур, убирает их и просит воспроизвести увиденное с помощью геометрических фигур.
- -развитие умения воспроизводить ряд букв. Материал — набор карточек с печатными и письменными буквами. Ученик получает задание внимательно рассмотреть и запомнить 5−7 печатных (письменных) букв, затем воспроизвести их последовательность.
- -развитие оперативной кратковременной памяти. Речевой материал
- — скороговорка: Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. Учащемуся предлагается воспроизвести текст скороговорки сразу после его прочтения, через 1, 3, 5 минут.
- 5 .Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. Дифференциация смешиваемых букв проводится в следующей последовательности:
- 1 .Дифференциация гласных букв:
- -изолированно (написание);
- -в слогах и в словах;
- -в словосочетаниях;
- -в предложениях и тексте.
- 2 .Дифференциация гласных и согласных букв:
- -изолированно;
- -в слогах и словах;
- -в словосочетаниях;
- -в предложениях и тексте. 3. Дифференциация согласных:
- -изолированно;
- -в слогах и в словах;
- -в словосочетании;
- -в предложениях и тексте.