Возрастные особенности обучающихся начальной школы
Хотя цвет в декоративном искусстве, как правило, условен, поскольку зависит от материала предмета, от связи предмета с окружающей средой и т. д., дети сначала воспринимают его реалистически. Например, аппликация, выполненная на серой бумаге, воспринимается ими как «серый день», «пасмурно», «дождь»; выполненная на желтой, оранжевой— как «лето» или «осень»; работы, сделанные на красном фоне, дети… Читать ещё >
Возрастные особенности обучающихся начальной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рисуя, ребенок схватывает основные характерные черты предметов. При этом он, используя контурную линию или силуэт, неосознанно обобщает форму, упрощает ее, тем самым приближаясь к условности, свойственной декоративно-прикладному искусству. Особенности изобразительных приемов детей помогают им освоить ритм, равновесие форм при оформлении плоскости. Помогает детям в декоративной работе и присущая их творчеству яркость, декоративность цвета.
Современные программы, применяемые в школах, рекомендуют следующие виды декоративной работы: аппликацию, плетение, вышивку, изготовление игрушек. Основным материалом для перечисленных видов работы является бумага. Материал этот, несомненно, подходит для младших школьников — он легко режется, сгибается, хорошо принимает нужную форму. Работая с бумагой, обучающийся приобретает ряд ценных трудовых умений и навыков. У него развивается глазомер, становятся более уверенными движения рук.
Следует отметить, что, как и в рисовании, в аппликации очень активизируют творческое воображение детей сказочные темы. Это и понятно. В сказке могут быть чудесные растения, необыкновенные по форме и цвету. Например, каменный цветок в одноименной сказке каждый может изобразить так, как он его представляет, — фантазия обучающегося развертывается во всю полноту возможностей. Уровень развития воображения детей, их умение наблюдать предметы и явления отражаются, прежде всего, в композиции.
Говоря о композиционном решении работ детей, нельзя также забывать о цвете и линии, которые играют огромную роль в организации плоскости. Школьникам надо показать, как цвет способен изменить зрительное ощущение, вызванное формой: например, светлые тона увеличивают, темные уменьшают величину предмета.
Цвет воздействует на эмоции человека, и особенно ребенка, возбуждая его или успокаивая. Например, светлые, мягкие цвета с небольшим добавлением контрастных создают обстановку уюта, удобства, успокаивают нервную систему человека. С цветом всегда ассоциируются воспоминания, впечатления, почерпнутые из жизненного опыта, из нашего постоянного общения с окружающим. Тяжелые, низкие, грозовые тучи напряженного сине-серого цвета, иногда с красным отливом, вселяют в человека беспокойство, а весеннее солнце и зелень всегда воспринимаются с радостью. Поэтому правильно говорят о красках легких и тяжелых, печальных и радостных, торжественных и скромных.
Хотя цвет в декоративном искусстве, как правило, условен, поскольку зависит от материала предмета, от связи предмета с окружающей средой и т. д., дети сначала воспринимают его реалистически. Например, аппликация, выполненная на серой бумаге, воспринимается ими как «серый день», «пасмурно», «дождь»; выполненная на желтой, оранжевой— как «лето» или «осень»; работы, сделанные на красном фоне, дети называют «жарко», «солнечно». Таким образом, декоративные (по существу— условные) цвета для детей полны определенного смысла, что не может не отражаться на их эмоциональном отношении к работе. Однако в дальнейшем это может мешать развитию правильного понимания декоративности, поскольку многие виды декоративного искусства не имеют изобразительного характера. Поэтому полезно ставить перед детьми задачу замены реального цвета предмета другим.
Работа над декоративным образом начинается уже в I классе. Педагог отбирает для изображения предметы, которые легко перерабатываются в декоративные формы (например, такие цветы, как ромашка, тюльпан; листья таких деревьев, как береза, липа и т. д.). Во II классе развитию декоративной переработки форм содействует ознакомление с симметрией цветов на ветке. В III классе ребята могут углубить понимание зависимости декоративного образа от материала.
Большую роль в декоративной работе играет развитие мышления. Замечено, что обучающиеся, хорошо занимающиеся математикой, т. е. обладающие более развитым аналитико-синтетическим мышлением, успешнее справлялись с декоративными заданиями, чем остальные. Работы их всегда были менее шаблонны, композиционное решение и сюжет более интересны, в обобщении форм много взято из наблюдения в жизни. Следовательно, если мы хотим поднять уровень качества декоративных работ обучающихся, необходимо развивать не только художественное воображение, зрительное восприятие учащихся, их вкус, но и их мышление.
В организации мышления обучающихся для решения декоративных задач помогает твердая последовательность в выполнении той или иной работы. Последовательность учит логичности процесса работы, исходя из решения темы в целом. Любое задание делится на этапы. Это позволяет видеть работу и целиком, и по частям, приучает ребенка к целенаправленному выполнению задания, учит размышлять.