Тактика и стратегия активизации познавательной деятельности учащихся
Это все — моменты тактики. А с точки зрения стратегии основу учебных взаимодействий составляет стремление педагога перевести учащихся с нулевого уровня познавательной активности на уровень ситуативной активности. Резко включать их в работу сразу после перемены, так как они достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную. Акцентировать позитивное построение… Читать ещё >
Тактика и стратегия активизации познавательной деятельности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Попробуем проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся каждого типа познавательной активности и определить тактику и стратегию организации учебных взаимодействий с каждой группой. При этом необходимо развести понятия «тактика» и «стратегия» в построении педагогических взаимодействий. Тактика — это составная часть стратегии, призванная решить ближайшие задачи; в то время как стратегия предполагает определение общих основных установок, необходимых для подготовки и осуществления задуманного. Таким образом, тактически действия учителя направлены на решение ближайших ежедневных задач учебно-воспитательного процесса, а стратегия ориентирована прежде всего на перспективу развития личности учащегося и педагога, оптимизации учебного процесса.
Нулевой уровень познавательной активности
Учащиеся с данным уровнем познавательной активности найдутся в любом классе. Они не отличаются негативным отношением, агрессией, им не свойственен демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления (в виде замечаний) со стороны учителя. Учащиеся с нулевой познавательной активностью, как правило, не имеют высоких оценок по основным учебным дисциплинам, вот почему уже изначально они лишены желания учиться, стимула к дальнейшему росту.
Задача учителя заключается в том, чтобы нейтрализовать негативные воспоминания от учебной деятельности, которые, «прокручивая» прошлые неудачи, заранее снижают способность ребенка конструктивно подойти к новой учебной задаче.
При работе с этой группой учащихся учителю не следует:
— ждать от них немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно;
- — предлагать им учебных заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой;
- — требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации;
- — сбивать их во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы на уточнение;
- — резко включать их в работу сразу после перемены, так как они достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную.
Тактика занятий учителя с учениками нулевого уровня познавательной активности в учебном взаимодействии опирается на создание такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность… сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны»[1].
Учителю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися нулевого типа учебной активности, так как на уроке они обычно относятся к «пренебрегаемым». Основными приемами, помогающими наладить атмосферу эмоционального комфорта, являются «эмоциональные поглаживания»:
- — обращаться к ученику только по имени;
- — не скупиться на похвалу и одобрение;
- — сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;
- — при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;
- — акцентировать позитивное построение фраз: без угроз — «Если вы не будете выполнять мои требования, то я…», без приказов — «Прекратить шум!» и т. д.
Это все — моменты тактики. А с точки зрения стратегии основу учебных взаимодействий составляет стремление педагога перевести учащихся с нулевого уровня познавательной активности на уровень ситуативной активности.
- [1] Рубинштейн С. Л. Указ. соч. — С. 44.