Естественнонаучная грамотность.
Стандарты образования
Количественное содержание критериев определяется баллами и соответствующими им описаниями (дескрипторами), поясняющими уровень достижений по данному критерию. Характерной чертой критериального оценивания является то, что критерии формируются в ситуации «общественного договора». Эти критерии известны и должны быть приняты также учениками и их родителями… Ученик теперь не находится в полной власти… Читать ещё >
Естественнонаучная грамотность. Стандарты образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Естественнонаучная грамотность — способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Таблица 4. Результаты стран по естественнонаучной грамотности.
Страна. | Средний балл. | Место страны среди других стран. | |
Шанхай (Китай). | |||
Гонконг (Китай). | 2−3. | ||
Сингапур | 2−4. | ||
Япония. | 3−6. | ||
Финляндия. | 4−6. | ||
Эстония. | 5−7. | ||
Республика Корея. | 5−8. | ||
Вьетнам. | 7−15. | ||
Польша. | 8−16. | ||
Канада. | 8−14. | ||
Лихтенштейн. | 8−17. | ||
Германия. | 8−17. | ||
Тайвань. | 9−17. | ||
Нидерланды. | 8−18. | ||
Ирландия. | 10−18. | ||
Австралия. | 11−18. | ||
Макао (Китай). | 13−17. | ||
Новая Зеландия. | 17−21. | ||
Швейцария. | 17−22. | ||
Словения. | 18−21. | ||
Великобритания. | 16−22. | ||
Чешская Республика. | 21−25. | ||
Австрия. | 22−26. | ||
Бельгия. | 22−25. | ||
Латвия. | 23−29. | ||
Франция. | 24−31. | ||
Дания. | 24−32. | ||
США. | 24−35. | ||
Испания. | 26−33. | ||
Литва. | 26−34. | ||
Норвегия. | 26−36. | ||
Венгрия. | 27−36. | ||
Италия. | 28−35. | ||
Хорватия. | 29−38. | ||
Люксембург. | 32−36. | ||
Португалия. | 30−38. | ||
Россия. | 34−38. | ||
Швеция. | 36−39. | ||
Исландия. | 38−40. | ||
Словацкая Республика. | 39−42. | ||
Израиль. | 39−43. | ||
Греция. | 40−43. | ||
Турция. | 41−43. | ||
Таблица 5. Результаты международного исследования TIMSS в 2011 г. — http://www.centeroko.ru/timss11/timss11_res.htm
Математика 4 класс. | ||
Страна. | Средний балл. | |
Сингапур | ||
Республика Корея. | ||
Гонконг. | ||
Тайвань. | ||
Япония. | ||
Северная Ирландия. | ||
Бельгия (фл.). | ||
Финляндия. | ||
Англия. | ||
Российская Федерация. | ||
США. | ||
Нидерланды. | ||
Таблица № 6.
Естествознание 4 класс. | ||
Страна. | Средний балл. | |
Республика Корея. | ||
Сингапур | ||
Финляндия. | ||
Япония. | ||
Российская Федерация. | ||
Тайвань. | ||
США. | ||
Чешская Республика. | ||
Гонконг. | ||
Венгрия. | ||
Швеция. | ||
Словацкая Республика. | ||
Австрия. | ||
Нидерланды. | ||
Англия. | ||
Таблица № 7
Математика 8 класс. | ||
Страна. | Средний балл. | |
Республика Корея. | ||
Сингапур | ||
Тайвань. | ||
Гонконг. | ||
Япония. | ||
Российская Федерация. | ||
Израиль. | ||
Финляндия. | ||
США. | ||
Англия. | ||
Венгрия. | ||
Таблица № 8.
Естествознание 8 класс. | ||
Страна. | Средний балл. | |
Сингапур | ||
Тайвань. | ||
Республика Корея. | ||
Япония. | ||
Финляндия. | ||
Словения. | ||
Российская Федерация. | ||
Гонконг. | ||
Англия. | ||
США. | ||
Венгрия. | ||
Австралия. | ||
Израиль. | ||
Литва. | ||
Новая Зеландия. | ||
Сравнение результатов России с другими странами-участницами указывает на несоответствие приоритетов отечественного образования приоритетам, которые проявились в исследовании PISA и разделяются многими странами. Отсюда следует вывод: обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний (о чем свидетельствуют между…
Отличительной особенностью всех современных развивающихся образовательных систем является наличие стандартов нового поколения. Различаясь в ряде нюансов, они схожи в принципиальных моментах не только в образовательных системах вышеперечисленных стран, но и в Российской Федерации.
Каковы же основные тенденции в построении образовательных стандартов для общеобразовательных школ и какие различия в них существуют?
а) Сквозные образовательные результаты и их предметная конкретизация: для современных стандартов характерно выделение общих сквозных образовательных результатов — ориентиров, разворачиванием и конкретизацией которых становятся образовательные цели по каждой из предметных программ. — «Что такое качество образования?» — М.: Эврика, 2009. — 272 с., под редакцией А. И. Адамского В качестве примера здесь можно привести опыт Великобритании где общее образование состоит из четырех ступеней. Для начальной образовательной ступени выделяются следующие общие результаты, на которые надо ориентироваться на протяжении всего обучения:
- · Ключевые способности: коммуникация, использование математического способа действия при решении жизненных проблем, информационные технологии, взаимодействие с окружающими, развитие учебной деятельности — рефлексии, самооценки, способности к постановке задач, решение проблем.
- · Креативность.
- · Использование ИКТ.
- · Моральное, духовное и культурное развитие.
- · Финансовые и предпринимательские сведения и способности.
- · Экологическое развитие.
Для старшей ступени общего образования надпредметные результаты формулируются уже иначе. Во-первых, как функциональные умения: готовность применять знания по математике, языку и информационным компьютерным технологиям для решения реальных жизненных ситуаций, действуя самостоятельно и организованно. Во-вторых, как личностные характеристики и учебные умения: планировать и проводить самостоятельное исследование, работать в команде, организовывать свою деятельность, проявлять креативность в решении проблем и рефлексивность в оценке своей деятельности.
Анализ предметных достижений по каждой дисциплине показывает, что они сформулированы таким образом, что метапредметные результаты оказываются встроенными в них. Они конкретизируются при описании достижений каждой ключевой ступени и по каждому предмету. Общие образовательные результаты остаются одними и теми же, в то время как содержание их меняется от предмета к предмету и на разных возрастных этапах. При этом стандарты содержат специальные образцы заданий, показывающих, как те или иные общие способности могут формироваться на материале отдельных дисциплин.
Анализ современных образовательных стандартов показывает, что выделение сквозных универсальных образовательных результатов и их конкретизация в отдельных предметах является общим подходом для многих стран.
На сегодняшний день общие образовательные результаты во многих странах приведены в соответствие с той формулировкой компетентностей, которую предложила в конце 90-х годов прошлого века программа DeSeCo. Речь идет о способности действовать инициативно, адекватно и творчески, используя свои знания при решении нестандартных задач и продуктивно взаимодействуя с другими участниками группы. Важнейшие надпредметные ориентиры определяются через понятие универсальных учебных действий. Формирование творческих способностей и инициативности в личностном плане сегодня является общим для всех стран приоритетом в оценке результативности общего образования. — «Что такое качество образования?» — М.: Эврика, 2009. — 272 с., под редакцией А. И. Адамского б) Уровневый характер описания образовательных результатов: качественные и количественные уровни.
Результаты образования расписаны таким образом, что достижения учащихся могут быть охарактеризованы по уровням глубины освоения содержания. Здесь возможны разные стратегии. Рассмотрим их на примере двух стран — Великобритании и Канады.
В Великобритании все детские достижения по каждому предмету распределены по девяти уровням (восемь стандартных плюс еще один — для экстраординарных достижений), каждый из которых соответствует ожидаемым результатам определенной ступени обучения, однако ребенок вполне может показать соответствующие результаты раньше (или позже). Таким образом, все образовательные результаты по предмету располагаются на единой шкале, так что педагог может удерживать общий вектор продвижения ребенка в предмете, а также то, насколько он соответствует или опережает свою возрастную группу. Умения описаны как постепенно разворачивающиеся и наполняющиеся более глубоким содержанием от уровня образования к уровню. Благодаря такому построению стандартов педагог видит общее направление развития детских умений, что дает ему возможность действовать одновременно и свободно, и целенаправленно.
По иному пути пошли разработчики стандартов в Канаде. Существуют специальные документы, фиксирующие требования к результатам общего образования. Так, в провинции Онтарио такой документ носит название «Список достижений. Классы 1−12». В этом документе образовательные результаты разделены на качественные уровни:
- * знание и понимание;
- * решение задач;
- * использование в коммуникации, при передаче информации;
- * применение в более широком контексте (при решении принципиально новых, в том числе межпредметных задач).
Традиция уровней идет еще от таксономии образовательных целей Б. Блума, однако в сегодняшнем канадском варианте представлен более современный вариант (например, использование знаний при решении задачи нового типа). Фактически речь идет о совершении переноса в новые области — т. е. о функциональных умениях, предполагающих готовность применять свои знания в новом контексте, самостоятельно переводить ситуацию на язык предметной задачи. Иными словами — метапредметный уровень освоения учебного материала.
Именно уровневый характер описания образовательных результатов позволяет дифференцированно анализировать детские достижения и становится предпосылкой для выбора программ разного уровня сложности в старшей школе. Кроме того, уровневый характер стандартов создает предпосылки и для отслеживания динамики индивидуальных достижений обучающегося. — «Что такое качество образования?» — М.: Эврика, 2009. — 272 с., под редакцией А. И. Адамского в) Операциональный характер стандартов: предметные умения как параметры оценки.
Так же, как и образовательные результаты дошкольной ступени, стандарты общего образования описаны на языке умений. Казалось бы, это облегчает проблему оценки, поскольку четко сформулировано то, что необходимо проверять. Однако если учесть уровневое строение стандартов, надпредметные ориентиры или способности, стоящие за умениями, становится очевидно, что новые стандарты не столько снимают, сколько ставят проблему оценки умений, поскольку делают очевидным тот зазор, который существует между масштабными общими целями и зачастую узконаправленными оценочными технологиями.
В течение последних лет стало совершенно очевидно, что несовершенные инструменты оценки диктуют то, что может быть ее предметом. Возникает парадоксальная ситуация, когда возможности самого инструмента начинают определять то, что может быть исследовано, а значит, и сами результаты оценки. Такая проблема возникает только с момента появления широких надпредметных целей образования.
Обратим внимание на то, что развитие инструментария и репертуара процедур оценки оказывает обратное действие на формулировку стандартов: появляются отдельные требования к результативности, которая может быть продемонстрирована при тестовой оценке, и той, которую может проявить оценивание свободных заданий. Так, например, в Гонконге, начиная с 1978 года все шире разрабатывался и применялся такой формат оценки достижений, как внутришкольная оценка (school-based assessment), позволяющая педагогу оценить не только активность студента в течение изучения курса, но и его творческие или интерактивные проекты. В связи с этим в стандартах Гонконга появились отдельные рубрики: достижения, которые могут быть оценены при помощи письменного теста, и достижения, которые могут быть оценены при помощи внутришкольной оценки. — «Что такое качество образования?» — М.: Эврика, 2009. — 272 с., под редакцией А. И. Адамского.
3. Изучение и анализ опыта построения систем оценки качества образования в РФ и зарубежных странах Во всех странах происходит реформирование экзаменационной системы в соответствии с новыми требованиями. Государственные экзамены должны обладать следующими характеристиками:
- · соответствие цели;
- · справедливость, честность;
- · доверие общественности к результатам;
- · действенность и экономическая эффективность;
- · прозрачность контрольно-оценочных процедур;
- · положительное влияние результатов контроля на образовательную практику.
Последние десятилетия характеризуются объединением усилий различных стран в разработке единых подходов к оценке результатов обучения и в проведении международных сравнительных исследований, которые дают конкретную информацию о состоянии образования и, что ещё более ценно, позволяют сравнивать подготовку учащихся с международными стандартами, осуществлять мониторинг качества образования в мире.
«Главная функция оценивания — анализ процесса, обратная связь, которая позволяет выявить особенности протекания процесса обучения и внесения соответствующих поправок. Очевидно, что в этом случае необходимой становится объективность оценки». — Международный бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. Под ред. Кондакова А.М.М.: Молодая гвардия, 1997. Объективность оценки обеспечивается критериальным подходом к оцениванию, причём критериально должна оцениваться любая деятельность обучающихся.
«Понятие «критерий» имеет качественное и количественное содержание. Качественно критерии отражают различные стороны деятельности учащегося в когнитивной сфере с учетом специфики предметов (например, обработка данных в естествознании, организация текста (речи) в словесности, и т. д.). Критериев, раскрывающих понятие «отличный ученик», несколько. Они формулируются в общем виде и наполняются конкретным содержанием в зависимости от типа задания. В самом общем виде (как критерии учебной деятельности) их можно сгруппировать следующим образом:
- · владение предметом, знание основных фактов, концепций, методов.
- · применение полученных знаний при решении как стандартных, так и нестандартных задач.
- · синтез новых знаний на основе уже имеющихся;
- · умение поставить задачу, самостоятельно выбрать адекватные средства и решить ее, внося, при необходимости, коррективы в план своих действий;
- · отношение к результатам своей деятельности (умение предвидеть последствия своего решения и готовность нести ответственность за него).
Количественное содержание критериев определяется баллами и соответствующими им описаниями (дескрипторами), поясняющими уровень достижений по данному критерию. Характерной чертой критериального оценивания является то, что критерии формируются в ситуации «общественного договора». Эти критерии известны и должны быть приняты также учениками и их родителями… Ученик теперь не находится в полной власти учителя, «правила игры» известны, приняты и соблюдаются всеми сторонами-участниками образовательного процесса". — Международный бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. Под ред. Кондакова А.М.М.: Молодая гвардия, 1997.
Требования к системе оценивания в программах Международного бакалавриата интересно сформулированы в статье заведующего кафедрой социальных и гуманитарных дисциплин московской гимназии № 45 Ю. В. Романова.
«Система оценивания должна:
- · давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс;
- · фиксировать как изменение общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т. д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся;
- · быть совершенно прозрачной в способах выставления текущих и итоговых отметок, а также целях, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего звена школы существуют большие сомнения;
- · содержать механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса;
- · предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы;
- · быть единой применительно к конкретному школьному классу;
- · выстраиваться таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций". — Романов Ю. В. Система оценивания: опыт осмысления и использования. //http://schools.techno.ru/ms45/win/history/krit_st1.html
Такой подход позволяет в полной мере обеспечить переход от контролирующей функции оценивания к качественно новой — формирующей.
4. Выводы о соответствии (или несоответствии) российского образовательного стандарта международным стандартам Сравнение и анализ требований к результатам освоения образовательных программ с целью определения степени их соответствия друг другу Согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации образовательный процесс был нацелен на усвоение учащимися конкретных знаний по различным предметным областям и не ставил своей первоочередной задачей научить обучающихся быть готовыми применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Новый образовательный стандарт устанавливает следующие требования к результатам освоения образовательных программ:
- · личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- · метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами — Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.
· .
Заявляемые в новом ФГОС цели образования практически полностью совпадают с целями образовательной деятельности школ, реализующих программы Международного Бакалавриата:
Таблица № 13
Миссия IBO. | Национальная образовательная инициатива. | |
|
| |
Это вполне закономерно, поскольку при разработке Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования были учтены международные образовательные тенденции и сделана ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника», очень близкого по своим характеристикам к «портрету выпускника», обозначенному в миссии программы Международного Бакалавриата (IB Learner Profile):
Таблица № 14.
IB Learner Profile. (международный стандарт). | Портрет выпускника (российский стандарт). | |
|
| |
Сопоставление личностных характеристик выпускников общеобразовательных школ, закреплённых в нормативных документах исследуемых образовательных систем, позволяет сделать обоснованный вывод о том, что личностные и метапредметные требования к освоению общеобразовательных программ, определённые российским и международным стандартами, во многом совпадают и имеют единые цели.
Сравнение и анализ учебных планов с целью определения степени их соответствия друг другу Следующим шагом оценки соответствия российских образовательных стандартов международным, в частности — Бакалавриатским, будет сравнение примерного учебного плана, определяемого ФГОС среднего основного общего образования, и учебного плана программы DP Международного бакалавриата. Цель — сравнить и сопоставить требования к предметному освоению образовательных программ.
В настоящее время примерная образовательная программа и учебный план для уровня среднего (полного) общего образования находится в стадии разработки в соответствии с требованиями ФГОС. Поэтому проведём анализ содержательного раздела Стандарта, определяющего требования к условиям реализации образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Учебный план среднего (полного) общего образования (далее — учебный план) является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения.
Учебный план определяет:
- · нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования — 2 года;
- · количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося — не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.
Формирование учебных планов образовательного учреждения, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей — Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.:
- · «Филология», включающая учебные предметы:
- — «Русский язык и литература» (базовый и углубленный уровни);
- — «Родной (нерусский) язык и литература» (базовый и углубленный уровни).
- · «Иностранные языки», включающая учебные предметы:
- — «Иностранный язык» (базовый и углубленный уровни);
- — «Второй иностранный язык» (базовый и углубленный уровни).
- · «Общественные науки», включающая учебные предметы:
- — «История» (базовый и углубленный уровни);
- — «География» (базовый и углубленный уровни);
- — «Экономика» (базовый и углубленный уровни);
- — «Право» (базовый и углубленный уровни);
- — «Обществознание» (базовый уровень);
- — «Россия в мире» (базовый уровень).
- · «Математика и информатика», включающая учебные предметы:
- — «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый и углубленный уровни);
- — «Информатика» (базовый и углубленный уровни).
- · «Естественные науки», включающая учебные предметы:
- — «Физика» (базовый и углубленный уровни);
- — «Химия» (базовый и углубленный уровни);
- — «Биология» (базовый и углубленный уровни);
- — «Естествознание» (базовый уровень).
- · «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы:
- — «Физическая культура» (базовый уровень);
- — «Экология» (базовый уровень);
- — «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).
В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением (например, «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края») в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения.
Учебные планы определяют состав и объем учебных предметов, курсов, а также их распределение по классам (годам) обучения.
Образовательное учреждение:
- · предоставляет обучающимся возможность самостоятельного формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», а также дополнительные учебные предметы по выбору обучающихся;
- · обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный.
Профильное обучение является одним из важнейших аспектов организации обучения в старшей школе. Для реализации этого требования Стандарта учебный план профиля обучения или индивидуальный учебный план должны содержать 9−10 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
При этом учебный план профиля обучения должен содержать не менее 3−4 учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области — Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.
В соответствии с требованиями ФГОС в учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Для сопоставления требований, предъявляемых к учебному плану старшей школы Стандартом среднего (полного) общего образования и программой DP Международного бакалавриата, в качестве образца взят действующий учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Красноярская университетская гимназия „Универс“ № 1». Данная образовательная организация на протяжении многих лет успешно реализует программу Международного бакалавриата.
Таблица 15. Недельный учебный план старшей школы программы DP IB.
№. | Образовательная область. Учебные предметы. | Учебный план класса. | Учебный план ученика. | |||
11 класс. | 12 класс. | 11 класс. | 12 класс. | |||
Основополагающие предметы. | ||||||
Теория познания1 | 32*3 | 1,54 | 1,55 | |||
Развёрнутое эссе6 | ||||||
Социальный проект7 | ; | ; | ||||
Группа 1 (Родной язык и литература). | ||||||
1.1. | Русский язык и литература. | 48/69 | 4/6. | 4/6. | 4/6. | |
Группа 2 (Иностранные языки). | ||||||
2.1. | Английский язык (В)10 | |||||
2.2. | Испанский язык (Ab initio)11 | |||||
Группа 3 (Гуманитарные науки). | ||||||
3.1. | Экономика. | 6/4. | 6/4. | |||
3.2. | Психология. | 6/4. | 6/4. | |||
3.3. | Информационные технологии. | 6/4. | 6/4. | |||
Группа 4 (Естественные науки). | ||||||
4.1. | Физика. | 6/4. | 6/4. | |||
4.2. | Химия. | 6/4. | 6/4. | |||
4.3. | Экосистемы и общество. | |||||
4.4. | Биология. | 6/4. | 6/4. | |||
Группа 5 (Математика). | ||||||
5.1. | Математика (обзорный курс). | |||||
5.2. | Математика. | |||||
5.3. | Математика (повышенный уровень). | |||||
Группа 6 (Искусство). | ||||||
6.1. | Музыка. | |||||
Всего часов. | 104,5. | |||||
Часы на деление групп. | 7,5. | |||||
Минимальная нагрузка. | 36 ч/нед. | 36 ч/нед. | ||||
Максимальная нагрузка. | 38 ч/нед. | 38 ч/нед. | ||||
- 1 — Рекомендуемое количество часов за два года — 100.
- 2 — Два часа в неделю выделено на изучение программы курса. Дополнительно 1 час на командную работу преподавателя ТОК и других предметников в рамках курса.
- 3 — Класс делится на две группы.
- 4 — Три часа в первом полугодии.
- 5 — Три часа в первом полугодии.
- 6 — Рекомендуемое количество часов за два года 40 часов.
- 7 — Рекомендуемое количество часов за два года 150 часов.
- 8 — Предмет изучается на базовом уровне (4 часа).
- 9 — Предмет изучается на углублённом уровне (6 часов).
- 10 — Курс учащихся с опытом изучения данного языка.
- 11 — Курс учащихся без опыта изучения данного языка.
Краткая пояснительная записка к учебному плану DP — Материал подготовлен с использованием информации с сайтов: www.ibo.org и www. np-intesco.org
Учебный план программы DP представляет собой шесть предметных областей, каждая из которых предлагает один и более предметов для изучения учащимися в течение 35 учебных недель за один учебный год. Учащийся должен осуществить выбор предметов в соответствии со своими предметными и образовательными интересами, а также требованиями Международного Бакалавриата.
Учащийся обязан выбрать 3−4 предмета на углубленном уровне и 2 — 3 предмета на базовом уровне, так чтобы в его индивидуальном учебном плане была представлена каждая образовательная область. В случае выбора 4-х предметов на углубленном уровне, учащийся вправе выбрать 2 предмета на базовом уровне.
Учащийся имеет право отказа от изучения предмета из Группы 6 в пользу любого предмета из Групп 1−5. Предметы, составляющие индивидуальный учебный план учащегося, являются обязательными для изучения на протяжении двух лет (11 и 12 классы).
Рекомендованное время обучения равно 240 астрономическим часам для выполнения программы предмета на углублённом уровне и 150 часам для выполнения программы предмета на базовом уровне.
В дополнение к шести предметам, кандидаты на получение диплома IB должны:
- 1. по завершении курса «Теория познания» выполнить развёрнутое экзаменационное эссе, которое будет оцениваться внешним экспертом; для качественного выполнения программы данного курса IBO рекомендует выделить не менее 100 академических часов;
- 2. выполнить, утверждённую координатором CAS — Направления социального проектирования (Creativity, Action, Service), программу социальных проектов в объеме 150 часов;
- 3. выполнить исследование (развёрнутое эссе) по предмету, который кандидат имеет право выбрать для этой цели, осуществляя работу под руководством преподавателя Дипломной Программы; рекомендуемое время для выполнения эссе составляет 40 астрономических часов.
Деление на группы предусматривается для предметов теория познания и английский язык. В соответствии с требованиями Международного Бакалавриата для изучения этих предметов численность обучающихся в группе не должна превышать 12−13 человек.
По завершении обучения по программе DP студент обязан пройти итоговую аттестацию в формате внешнего экспертного оценивания по каждому из шести изучавшихся предметов, а также:
- · выполнить экзаменационную работу по предмету «Теория познания»;
- · написать развернутое эссе по одному из изучавшихся предметов;
- · в полном объеме осуществить работу в рамках социального проектирования.
Таблица 16. Результаты сопоставления требований к учебным планам.
Что общего? |
| |
В чём различие? |
| |
Принципиально важным является то, что оценивание экзаменационных работ выпускников общеобразовательных школ в обоих случаях проводится с использованием заранее разработанных и утверждённых критериев, чем обеспечивается открытость и объективность выставления отметки по сдаваемому предмету.