Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Необходимые компетенции для будущего программиста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самообразование, какая-либо профессиональная деятельность в сфере разработок программных продуктов без получения формального образования часто является необходимым условием для построения IT-карьеры. Кроме того, самообразование сопровождает специалиста всю его профессиональную жизнь, поскольку данная профессия требует постоянного совершенствования своих знаний и умений и оперативного освоения… Читать ещё >

Необходимые компетенции для будущего программиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рынок труда определяет ряд требований к квалифицированным специалистам: применение полученных в ВУЗе компетенций в производственных условиях, знание основ профессиональной деятельности, работа в команде, целеустремлённость, самообразование.

Данный перечень можно отнести к требованиям любой компании.

Но в зависимости от области деятельности список может варьироваться.

Работодатели в сфере информационных технологий, а именно в области программирования, нуждающиеся в квалифицированных разработчиках, также имеют ряд требований к компетенциям будущих сотрудников.

В результате освоения программы бакалавриата или магистратуры дипломированный специалист должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Под термином компетенция понимается комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные им знания, навыки, умения и личностные качества (целеустремленность, инициативность, ответственность и другие) в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. [1].

Список первостепенных компетенций будущего программиста

Сегодня ИТ-рынок является одним из самых быстро развивающихся областей. Но в России до сих пор наблюдается дефицит IT-специалистов.

В связи с тем, что информационные технологии прочно вошли во все сферы современной жизни, потребность в компетентных программистах намного превосходит возможности ВУЗов по подготовке данных специальностей. При этом предъявляемых работодателями квалификационных требований в большинстве случаев значительно больше, чем компетенций, которые студент приобретает в ВУЗе.

Одна из главных особенностей современной IT-сферы — слишком высокая динамика развития. Даже при условии, что студент получит в ВУЗе максимально актуальные знания, через несколько лет специалисту придётся заново обучаться многим вещам.

Постоянно выходят новые версии программ, обновления, изменения. В связи с этим программисты должны быть всегда в курсе всех IT-событий. Способность к самообучению — качество, которым должен обладать IT-специалист.

Самообразование, какая-либо профессиональная деятельность в сфере разработок программных продуктов без получения формального образования часто является необходимым условием для построения IT-карьеры. Кроме того, самообразование сопровождает специалиста всю его профессиональную жизнь, поскольку данная профессия требует постоянного совершенствования своих знаний и умений и оперативного освоения новых технологий. В образовательном стандарте высшего профессионального образования мы можем увидеть следующие трактовки данного качества специалиста:

  • · способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (общекультурная компетенция);
  • · способность воспринимать математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания, умение самостоятельно приобретать, развивать и применять их для решения нестандартных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте (общепрофессиональная компетенция). [2]

Конечно, самообразование — вещь необходимая, но всё же оно должно идти вместе с базовым образованием. Редко встречаются программисты-самоучки, которые бы обладали всеми качествами, которые имеют студенты после получения диплома: обширное мышление, развитый кругозор, поставленную речь, способность работы в коллективе, достижение результатов, быстрая обучаемость и другие.

Программисту по роду своей деятельности приходиться общаться и с другими людьми: коллегами (дизайнером, верстальщиком) и при необходимости с клиентами. Для таких IT-специалистов необходимо уметь работать в команде, в коллективной разработке. В данном случае идёт речь о следующих компетенциях:

  • · организация взаимодействия коллективов разработчика и заказчика, принятие управленческих решений в условиях различных мнений (профессиональная компетенция); [2]
  • · готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами (общекультурная компетенция). [3]

Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к представителям этой профессии. В данном случае будущий специалист должен обладать следующими компетенциями:

  • · умение свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (общекультурная компетенция);
  • · владение, по крайней мере, одним из иностранных языков на уровне социального и профессионального общения, способность применять специальную лексику и профессиональную терминологию языка (общепрофессиональная компетенция). [2]

Также для программистов немаловажным качеством является целеустремлённость, работа на результат. Целеустремлённость человека является одним из тех качеств, благодаря которому цели достигаются уверенно и эффективно. Программист всегда должен достигать результат, преодолевая все препятствия, и часто неважно какими целями он это сделает (если по техническому заданию не предусмотрено иное).

Кроме вышеперечисленных качеств IT-специалисту также необходимо хорошее логическое мышление и хоть какие-либо творческие способности, поскольку программистам приходится постоянно думать, фантазировать и решать разные задачи. Процесс разработки полностью состоит из мышления (планирование, понимание, придумывание, обобщение) и опирается на развитость интеллекта программиста. Все проекты разные и уникальные и, как правило, при разработке каждого из них, встречаются сложные задачи. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования описывает компетенции интеллектуальной составляющей программиста следующим образом:

  • · владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (общекультурная компетенция); [3]
  • · способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (общекультурная компетенция);
  • · культура мышления, способностью выстраивать логику рассуждений и высказываний, основанных на интерпретации данных, интегрированных из разных областей науки и техники, выносить суждения на основании неполных данных (общепрофессиональная компетенция);

компетенция программист учебное заведение.

· способность разрабатывать методы решения нестандартных задач и новые методы решения традиционных задач (профессиональная компетенция) и другие. [2].

Выпускник высшего образовательного учреждения может обладать всеми перечисленными компетенциями. Но это не делает его специалистом в данной сфере. Прежде всего, главным условием принятия на работу является знание языков, технологий программирования.

После исследовании вакансий на должность программиста, можно сделать выводы, что знание одного языка программирования является недостаточным. Необходимы также знания дополнительных платформ, сервисов, программ, библиотек, СУБД, операционных систем.

Естественно, программист, обладающий всеми перечисленными компетенциями, встречается крайне редко. Многие компетенции, не приобретённые по каким-либо причинам в ВУЗе, могут быть приобретены в процессе профессиональной деятельности.

Сегодня практически любая компания нуждается в оптимизации своего бизнеса путём автоматизации некоторых процессов. Спрос на программистов превышает предложение, поэтому, даже у junior-разработчика, компетентного в своей области, есть все шансы найти достойную работу.

Библиографический список

  • 1. Шакирова З. Х., Ахметшин Д. А. Smart системы в сфере высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web. snauka.ru/issues/2015/07/56 409 (дата обращения: 12.01.2016)
  • 2. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 30.10.2014 № 1402 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2014 № 35 027). — Режим доступа: URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=172 004 (дата обращения: 13.01.2016)
  • 3. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 219 (Зарегистрировано в Минюсте России 30.03.2015 № 36 623). — Режим доступа: URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/90 302. pdf (дата обращения: 13.01.2016)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой