Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Опытно-экспериментальное исследование использования проектной деятельности на уроках математики в начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе констатирующего этапа было проведено диагностирование учеников экспериментальной группы, на первом занятии по математике по проектной деятельности. Диагностирование проводили педагоги, которые наблюдали на занятии за детьми. В контрольной группе те же преподаватели проводили диагностирование по тем же критериям на занятии по математике по проектной деятельности. Больше занятий по проектной… Читать ещё >

Опытно-экспериментальное исследование использования проектной деятельности на уроках математики в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация исследования по использованию проектной деятельности младших школьников на уроках математики

В ходе теоретического исследования было установлено, что проектная деятельность в начальной школе способствует достижению личностных, метапредметных результатов освоения обучающимися по основной образовательной программе начального общего образования. В ходе овладения основной образовательной программой у младшего школьника будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Педагогическими условиями организации проектной деятельности являются: учет возрастных и психологических особенностей младших школьников, организация проектной деятельности по этапам (подготовительный, организационный, исполнительский, практический, заключительный), в проектной деятельности будут развиваться универсальные учебные действия.

Цель опытно-экспериментального исследования заключается в разработке программы проектной деятельности по математике.

Опытно-экспериментальное исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Цель констатирующего этапа: определить предмет, объект и цель исследования. Выявить исходный уровень развития универсальных учебных умений у школьников контрольной и экспериментальной групп.

Задачи констатирующего этапа:

  • 1) определение объекта и предмета исследования;
  • 2) определение цели и гипотезы исследования;
  • 3) анализ литературы по теме исследования;
  • 4) разработка критериев оценки универсальных учебных действий при изучении курса внеурочной деятельности по физике;
  • 5) проведение диагностического исследования школьников 9−10- летнего возраста, участвующих в исследовании, контрольной и экспериментальной групп;
  • 6) анализ результатов диагностического исследования, выявление исходного уровня развития универсальных учебных действий у школьников контрольной и экспериментальной групп;
  • 7) определение направление деятельности педагога в формирующем этапе исследования по развитию универсальных учебных действий в ходе проектной деятельности по математике.

Гипотеза исследования: организация проектной деятельности младших школьников на уроках математики будет успешной, если:

  • · будут учтены возрастные и психологические особенности младших школьников;
  • · организация проектной деятельности будет проходить строго по этапам: подготовительный, организационный, исполнительский, практический, заключительный;
  • · в ходе проектной деятельности будут развиваться универсальные учебные действия младших школьников.

Выборка испытуемых: возрастная группа младших школьников 9−10 лет. Ученики 3 класса. В исследовании принимали участие два класса школьников: контрольный и экспериментальный. Количество школьников в каждом классе — 25 человек.

Предмет диагностики: уровень развития универсальных учебных действий во время занятий по математике с использованием метода проекта.

Для оценки уровня развития универсальных учебных действий были отобраны те универсальные учебные действия, которые отражают исследовательские умения, развиваемые в ходе проектной деятельности по математике.

Из четырех групп универсальных учебных действий были отобраны следующие, которые, на наш взгляд, отражают специфику обучения математике методом проектов:

Познавательные общеучебные действия:

  • 1) формулирование познавательной цели;
  • 2) поиск информации;
  • 3) структурирование знаний;
  • 4) умение осознано строить речевое высказывание;
  • 5) выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
  • 6) рефлексия способов и условий действий;
  • 7) оценка и контроль результатов деятельности.

Коммуникативные универсальные действия:

  • 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • 2) умение выражать свои мысли;
  • 3) разрешение конфликтов;
  • 4) владение формами речи.

Таким образом, нами были отобраны универсальные учебные действия, отражающие специфику организации проектной деятельности по математике.

Для оценки уровня развития выбранных универсальных учебных действий были использованы следующие критерии:

  • 0 баллов — действие не выражено;
  • 1 балл — действие выражено слабо, школьник очень часто использует помощь учителя;
  • 2 балла — действие сформировано на среднем уровне, ученик иногда пользуется помощью педагога, чаще самостоятельно выполняет задание.
  • 3 балла — действие сформировано, ученик выполняет задание самостоятельно.

Уровни выраженности познавательных общеучебных действий:

Низкий уровень — от 0 до 7 баллов. Средний уровень — от 8- до 17 баллов Высокий уровень — от 18до 21 балла.

Уровни выраженности коммуникативных универсальных действий: Низкий уровень — от 0 до 4 баллов;

Средний уровень — от 5 до 9 баллов; Высокий уровень — от 10 до 12 баллов.

Для обработки данных использовался критерий статистической обработки результатов U критерий Манна-Уитни.

Критерий статистической обработки результатов опытноэкспериментальной работы: U критерий Манна-Уитни.

Критерий Манна-Уитни U позволяет оценить различия между двумя выборками по уровню развития какого-то признака, который измеряется качественно.

Опытно-экспериментальное исследование использования проектной деятельности на уроках математики в начальной школе.

В ходе констатирующего этапа было проведено диагностирование учеников экспериментальной группы, на первом занятии по математике по проектной деятельности. Диагностирование проводили педагоги, которые наблюдали на занятии за детьми. В контрольной группе те же преподаватели проводили диагностирование по тем же критериям на занятии по математике по проектной деятельности. Больше занятий по проектной деятельности в контрольной группе не проводилось.

Выставленные ими баллы по выбранным критериям универсальных учебных действий были проанализированы и представлены в таблице 3 и на рисунках 2 и 3.

В таблице 3 представлен исходный уровень развития универсальных учебных действий у школьников контрольной и экспериментальной группы.

Таблица 3 Исходный уровень развития универсальных учебных действий (констатирующий этап).

Универсальные учебные действия.

Уровни развития УУД.

Контрольная группа.

Экспериментальная группа.

Низк.

Сред.

Высок.

Низк.

Сред.

Высок.

Познавательные общеучебные действия

48%.

52%.

0%.

52%.

48%.

0%.

Коммуникативные универсальные действия

48%.

44%.

8%.

48%.

48%.

4%.

Представленные результаты свидетельствуют о том, что ученики контрольной и экспериментальной группы по уровню развития общеучебных познавательных действий различаются незначительно. Высокий уровень развития общеучебных познавательных действий не выявлен ни в одной из групп. 52% учеников контрольной группы и 48% ученика экспериментальной группы обладают средним уровнем развития познавательных общеучебных действий. Низкий уровень развития познавательных общеучебных действий установлен у 48% учеников контрольной группы и 52% учеников экспериментальной группы.

По уровню развития коммуникативных универсальных действий группы также различаются незначительно.

Высокий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий выявлен у 8% школьников контрольной группы и 4% школьников экспериментальной группы. Средний уровень развития коммуникативных универсальных действий выявлен у 48% школьников экспериментальной группы и 44% школьников контрольной группы. Низкий уровень диагностирован у 48% школьников как контрольной, так и экспериментальной группы.

Проведенная статистическая обработка полученных результатов по U критерий Манна-Уитни позволила получить следующие результаты.

Оценка различий общеучебных познавательных действий между контрольной и экспериментальной группой по критерию Манна-Уитни составила UЭмп = 311.5. Это означает, что уровень развития познавательных общеучебных действий между группами не различается статистически достоверно. Из этого следует, что по уровню развития познавательных общеучебных действий группы экспериментальная и контрольная однородны.

Оценка различий коммуникативных универсальных действий между контрольной и экспериментальной группами по критерию Манна-Уитни составила UЭмп = 295.5. Это означает, что различия между группами по уровню развития коммуникативных универсальных действий являются статистически недостоверными. Из этого следует, что по уровню развития коммуникативных универсальных действий группы однородны, не различаются статистически достоверно.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

В ходе констатирующего этапа были определены предмет, объект и цель исследования, отобраны универсальные учебные действия, которые будут развиваться в ходе занятий по внеурочной деятельности по физике, выявлен сходный уровень развития универсальных учебных умений у школьников контрольной и экспериментальной групп.

Проведенная диагностика в ходе констатирующего этапа установила, что выборка испытуемых, принимающих участие в опытно-экспериментальной работе, однородна. То есть ученики контрольной и экспериментальной группы не различаются статистически достоверно по уровню развития познавательных общеучебных действий и коммуникативных универсальных действий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой